СОБАКИ ТАБАКА  "Только великие мастера могут себе шутить"

Лидер Собак Табака Роберт Остролуцкий о тяжести музыки, любви маньяков и юморе великих.

Собаки Табака до середины двухтысячных существовали в подвешенном состоянии – с момента основания в 1996 году группа выпустила полтора альбома, нечасто появлялась на публике, но даже таких дискретных проявлений хватило для того, чтобы непереходящий титул главных русских индустриал-рокеров закрепилось за командой Роберта Остролуцкого.

Название неслучайно – Собаки Табака действительно играют (хотя тут лучше подходят слова «рубят», «мочат» и их нецензурные аналоги) с неизбывной зверской мощью, агрессивно, жестко, припирая к стенке и нанося удары точно в цель: Роберт гнет две микрофонные стойки разом, летят искры с важного инструмента в арсенале коллектива – циркулярной пилы, два ударника грохочут, вулканически извергается бас, ревет гитара, словом, весело и страшно. Чувство юмора действительно отличает группу от чересчур мрачных и всерьез настроенных коллег по жанру, равно как и умение не замыкаться в жанровых казематах и внутреннее достоинство – Собаки Табака проявляются тогда, когда им есть что сказать – вот, собственно, грядущий альбом «Новое Тело», к выходу которого и приурочено выступление Собак в Plan B и есть такое, более чем весомое высказывание. Звуки.RU пообщались с Робертом Остролуцким.

Звуки.RU: Чем «Новое тело» отличается от предыдущей вашей работы – диска «Найду, убью!»?
Роберт Остролукций: Мне кажется, он получился достаточно тонким, в отличие от предыдущего, который был более лобовой, более прямолинейный. А этот утонченный – я постарался сделать так, чтобы это была такая история маньяка-убийцы с разными эпизодами его жизни. Это не совсем так, чтобы это была бы отдельная история как, скажем, на "The Wall" Pink Floyd, когда есть сквозной персонаж – у нас получились в песнях разные периоды и разные люди, но связанные в единую концепцию. Насколько я понимаю, маньяк – это человек, который влюбляется очень быстро и очень сильно, но любовь у него чудовищно искаженная, она гипертрофированна до состояния болезни и поэтому уже деструктивна. Каждый раз это короткое, целеустремленное решение, которое принимается здесь и сейчас. У таких людей есть огромный невостребованный потенциал, который им хочется как-то воплотить. Вот мне хотелось передать такую ситуацию в музыке. Но напрямую это не прослеживается, только если между строк.

Звуки.RU: Как родилась эта идея?
Роберт: Она собралась совершенно недавно, изначально какой-то сверхидеи не было – например, в пластинке будет две композиции, которые вообще, концертные треки 98-го года. И новые композиции по-сравнению с ними вообще в совершенном ином жанре сделаны. Но когда мы уже собрали все вместе, я вдруг увидел явно эту идею и начал к ней достраивать мотивы.

Звуки.RU: А по характеру записи что отличает «Новое тело» от предыдущих работ?
Роберт: Мы начали записывать этот альбом с Прохором еще два года назад. К сожалению, не получается делать музыку как раньше на репетиционных базах. Вот следующий альбом мы хотим сделать именно таким: когда собирается группа на базе, все пробуют какие-то идеи, показывают их друг другу и тут же их реализуют в записи. Вот так был записан альбом «В мозг!» - мы пришли на студию, это на территории телевизионного центра Останкина, там всякие попсовые коллективы писались. Мы пришли, восемь человек, две установки поставили, отгородили нас чем-то, а там помещение огромное, мы бабахнули и у нас все получилось. Писалось еще не в компьютер, а на широкую пленку, мы специально даже сделали звук таким чудовищным, чтобы пробирало до костей. Там внутренняя пульсация, своя динамика получается на такой пленке, что гораздо лучше получается, чем когда ты делаешь все на компьютере и записываешь партии по очереди. Хочется что-то такое, может быть даже в ущерб качественному звучанию, а чтобы больше вложиться именно в динамику.

Звуки.RU: Вы же недавно поехали в первые зарубежные гастроли и играли концерты в Швейцарии, что это за история?
Роберт: Да, мы там давали два концерта. Это моя дружба – есть такой Сергей Ульянов, который когда еще в старые времена я играл прогрессив-треш, от которой потом сильно устал, он возил коллективы себе на родину в Луганск, бывший Ворошиловград. Потом он эмигрировал в Швейцарию и играет там в группе Sludge, что играют, так и называются. Это как если основать группу «Heavy Metal». Но, тем не менее, отличная у него группа – они нас разогревали, и это просто убийственно – пять гитар, они такую чуму устраивают, просто вминают тебя в стену, стоишь окаменевший. Мне нравится это состояние и нравится эта современная сладж- и пост-метал музыка. К сожалению, это не будет никогда популярным, это только концертные группы, дома ее не послушать – она и записана плохо и эффект не тот. Хотя звучание ординарное – все эти бас-гитары, барабаны… Вот Swans, например, использовали необычные вещи – пентатонику, звуки железа, Jarboe стучала по разным штукам.

Звуки.RU: А вы как с этим справляетесь?
Роберт: А у нас этот альбом и будет скорее таким, он не будет рок-н-ролльно звучат. Мы баков много в записи использовали, просто цистерн, по которым стучали – домешивали их с барабанами, чтобы сохранять динамику. Единственное, что песня «200 литров бензина» - она более традиционная, я ее вообще в альбом вставил, чтобы он не казался таким серьезным, чтобы какой-то юморок прослеживался. Я просто терпеть не могу, когда строятся концептуальные умные альбомы – это невесело. Я все-таки слушаю сам совершенно другую музыку.

Звуки.RU: Например?
Роберт: Последние пять лет я слушаю исключительно бразильскую босанову, мне нравится португальский язык и то, что в основном женщины поют. Это как раз то, что я раньше не воспринимал, а тут португальский меня зацепил, он меня гипнотизирует. Понятное дело, что такую музыку я играть не буду, но послушать хорошо.

Звуки.RU: А хотелось бы?
Роберт: Да много чего хотелось бы. Бывает, что встречается такая музыка и такие песни, что они как будто твои, но сыграны они кем-то другим. Я достаточно сентиментален, я плачу над фильмом «Титаник». Понятное дело, что когда я выхожу на сцену, то там я такой, какой я есть. Но это не значит, что меня нет другого.

Звуки.RU: Если смотреть на ситуацию в 90-ые, то, несмотря на то, что представители московской индустриальной сцены все равно стояли на расстоянии друг от друга, тем не менее творческих контактов и пересечений было куда больше – а сейчас все окончательно изолировались. Почему так произошло?
Роберт: Это общая тенденция. Людям все больше наплевать друг на друга. Раньше был интерес, была подвижность, поиск, а сейчас все иначе уже мыслят, уже другие задачи. Быт побеждает. В принципе это всего касается, не только музыки. Но и тут положение плачевное: в наших клубах аренда стоит в три раза выше чем в Петербурге, европейские букинг-агентства не могут поверить таким ценам. Ну и получается так, что это для групп среднего масштаба это условия неподъемные – а раньше было больше мест, где можно просто свободно прийти выступить, пообщаться, потусоваться, найти музыкантов. Сейчас все поставлено на такие коммерческие рельсы, что из дома невозможно выйти, не потратив деньги. А что для младшего поколения, то у молодых музыкантов, мне кажется, не хватает смелости сделать какую-то музыку, которую они считают своей душой. Часто музыканты подстраиваются под чужое мнение – «Ну как тебе? Тебе нравится?». Этого вообще быть не должно! Надо записать альбом и слушать его со стороны, отстраненно, чтобы он тебе самому нравился. Но есть и хорошие примеры, вот Usssy или великолепная ростовская группа Осока, очень тяжеленный замес у них. Они нам вперли капитально. Осока нас разогревали в Ростове, и мы сразу поняли, что мы выйдем после них какую-то попсу играть. Пришлось поменять радикально трек-лист, они своим сокрушительным выступлением просто заставили нас сделать.

Звуки.RU: Часто бывает так, что у индустриальных групп есть сайд-проекты, где музыканты смотрят на те же вещи, но со смехом и здоровой иронией, вот и участник Собак Табака Прохор Алексеев реализует свою тягу к юмору, записывая совместные готические-алкошлягеры со своим другом Виктором Пузо, а вот у вас не было желание что-то сделать на стороне, так, с улыбкой?
Роберт: Может, трешевый альбом сделаем, тряхнем стариной. Или не альбом, а всего парочку композиций, в духе такого индустриального Slayer, эпохи "Reign In Blood", чтобы он был такой однонаправленный, без соляков, выкрутасов и глупостей, чтобы как начали, так и закончили, никакого развития, никакого шутовства, только прямое воздействие. Я вообще считаю, что музыкант, который в музыке много шутит, он должен иметь на это абсолютное право. Потому что это только великие мастера могут себе это позволить. Для меня из современников таким является только Майк Паттон (Mike Patton). Мне все время кажется, что я еще не такой большой мастер, чтобы шутить очень вкусно. Скажем вот, мне кажется, что альбом «В мозг» довольно шуточный. Но его мало кто таким воспринимает.

Звуки.RU: Да, есть же такая проблема восприятия – к вам многие относятся как к такой, даже нарочито брутальной группе, очень суровой и упертой, а вы, в принципе, вкладываете много юмора в песни. Вот что вы думаете? На новом альбоме как ситуация обстоит?
Роберт: Там достаточного количество романтизма, кошмарненького такого. Когда мы возобновили общение с Василием Белошицким, с которым мы начинали Собаки табака, и в двух аудиоспектаклях «Саркофаг» и «Нашатырь» там мы весь юмор выплеснули. Это такие реальные телефонные разговоры, которые мы прослушали и записали, облеченные в сюжет. Вот в «Саркофаге» - там секс по телефону двух гомосексуалистов. Они там такие вещи говорят, это не укладывается в мозгу, действительно. Но это одновременно и очень смешно. Секс у людей – это вообще очень смешно, если серьезно подходить.

Звуки.RU: Сейчас становится все больше групп, которые играют с двумя ударными установками. Что вам это дает? Ритм плотнее?
Роберт: Нет, как раз ритм менее плотный становится, потому что два барабанщика не могут попадать друг в друга, но мне очень нравится когда идет форшлагами все. Это создает более разрушительную ситуацию, музыка едет, двигается на тебя как гусеничный танк, а она уже не такая четкая и чистая. Мне сон приснился однажды и я понял, что как я хочу играть и на какие концерты сам ходить. В этом сне я стою впереди на палубе огромного линкора и на меня его башни направляются и потом по мне из всех орудий стреляет, но я продолжаю стоять. Вот что-то такого от музыки хочется. Потрясений. В принципе вся концепция Собак табака заключена в названии – хочется вытошнить, но вкусно.

Собаки Табака
Москва, клуб Plan B
11 мая

05.05.2012, Феликс САНДАЛОВ (ЗВУКИ РУ)

СОБАКИ ТАБАКА - свежие публикации:

Сайт: absolutnoe.net

СОБАКИ ТАБАКА

Дата образования:

1 января 1999