ВОПЛI ВIДОПЛЯСОВА  “Музыканту лучше отсидеться в стороне от политики”

Олег Скрипка обсудил со Звуками.Ru программу будущего концерта, проблемы старых музыкантов с новым репертуаром, а также тактику Махатмы Ганди по просвещению народов.

Вечно молодая группа “Воплi Вiдоплясова” вовсю отмечает свое 25-летие. В апреле команда даст концерт в Москве, а потом отправится в тур по России. В преддверии визита лидер группы Олег Скрипка обсудил со Звуками.Ru программу будущего концерта, проблемы старых музыкантов с новым репертуаром, а также тактику Махатмы Ганди по просвещению народов.

Звуки.Ru: 7 апреля вы покажете в “Крокусе” юбилейную программу “25 лет на орбите”. Как она будет строиться?
Олег Скрипка: Сейчас мы формируем программу. Ясно, что будут старые и новые песни, представляющие разные ипостаси “ВВ”.

Звуки.Ru: Бывшие участники группы появятся?
Олег: Нет, на сцене их не будет, но мы точно покажем рок-н-ролльный блок и акустический блок с баяном - так мы играли в кабарешных заведениях Парижа. Есть еще идея сделать симбиоз “ВВ” с моим сольным проектом Le Grand Orchestra – это такой фольклорный вариант с трубами и скрипочкой.

Звуки.Ru: Я смотрю, юбиляр, несмотря на солидный возраст, чувствует себя довольно бодро.
Олег: Пациент скорее жив, чем мертв.

Звуки.Ru: Просто бывают юбилейные концерты, когда герои вечера сидят и, тряся головой, внимают поздравлениям коллеги и слушают, как их песни исполняют другие артисты.
Олег: Честно говоря, в Киеве мы недавно сыграли роль таких юбиляров. Приехало много гостей – “Ленинград”, “Ляпис Трубецкой”, “Бумбокс”. Они играли по 20-25 минут – хотелось, чтобы такие хорошие люди не ограничивались одной-двумя песнями. Получилось, что концерт растянулся, и на наше выступление осталось всего 20 минут. Наши фанаты обиделись. Поэтому надо так сделать, чтобы в Москве мы были на сцене час. А еще лучше – полтора. Или два. А еще лучше – два с половиной.

Звуки.Ru: Когда в середине 80-х вы затевали “Вопли Видоплясова”, представляли, что история растянется на 25 лет?
Олег: Я тогда вообще не смотрел в будущее. Просто играли, жили сегодняшним днем, купались в энергии драйва, наслаждались сценой и ездили по странам. Всё остальное получилось само собой. Я ведь не планировал быть рокером, а собирался грызть гранит науки.

Звуки.Ru: Какой именно науки?
Олег: Радиоинженерия, радиоэлектроника, космические исследования. После развала Советского Союза это стало совершенно бесперспективно, особенно на Украине. Поэтому по неосознанному движению души мне пришлось становиться рок-звездой. Душа-то этого явно хотела.

Звуки.Ru: Вообще не пугает число “25”?
Олег: Ну, если “роллингов” не пугает число “50”… Всё относительно.

Звуки.Ru: Какие периоды биографии “ВВ” ты считаешь золотыми?
Олег: Были разные периоды. В физике есть понятие “туннельные переходы”. Ты что-то делаешь, потом раз – в другую ипостась переходишь. Так было несколько раз: грубо говоря, советский период, французский и постсоветский. Ну и, наверно, современный период тоже надо считать отдельным. Мне всегда нравилось то, чем мы занимаемся. Нельзя сказать, что были какие-то депрессивные периоды. Многое зависело от социальной конъюнктуры.

Звуки.Ru: Что вам дала творческая командировка во Францию?
Олег: Многое. Получилось, что мы попали в поток французского шоу-бизнеса, спонсируемого государством. Нам еще способствовало сближение Советского Союза и Запада. Мы попали в эту струю, в проект “Красная волна”. Было куча фестивалей, приезжало много советских рок-групп, и это движение было всем интересно. Для нас был великолепный опыт. Ни для кого не секрет, что в Советском Союзе даже на больших площадках постоянно вырубалась аппаратура, хрипели комбики, а милиционеры или директора залов могли выключить свет на самом интересном месте. Во Франции мы попали в структуру, которая четко функционирует. Мы писались на высокотехнологичных студиях с профессионалами, повышая и собственный профессионализм. Очень важный секрет, который мы почерпнули у французов – коммуникабельность, открытость для экспериментов, сотрудничество в разных проектах. Здесь такое тоже бывает – вот, например, неожиданные дуэты на “Чартовой дюжине”. А во Франции так было всегда: сотрудничество, общение и взаимопроникновение всем приносит дивиденды. Там на этом построена вся музыкальная тусовка. А на Украине нормальной коммуникации между музыкантами, например, до сих пор нет.

Звуки.Ru: На “Красной волне” выехали на Запад десятки групп, но немногие смогли внедриться и надолго удержать к себе интерес. Чего им не хватило – музыкальных талантов или коммуникабельности?
Олег: Может, и коммуникабельности, но я думаю, что основное – это национальная идентификация. У нас с этим было всё в порядке – баян, фольклорный момент, драйв: мы выглядели очень экзотически. Среднестатистической группе из России или Украины было сложнее выделиться. Я к тому же быстро выучил французский язык. То, что мы делали, во Франции считалось этно-панком. Мы были близки к кабаре, что тоже пришлось по душе французам.

Звуки.Ru: Примерно это же делает сейчас Жека Гудзь вместе с Gogol Bordello.
Олег: В принципе, да. Он и не скрывает, что многому от нас напитался. Хорошо, что наше дело таким образом развивается.

Звуки.Ru: Глядя на головокружительную карьеру Gogol Bordello, можно предположить, что и “Воплей” были шансы на транснациональную популярность.
Олег: Возможно. Но надо было перешагнуть языковой барьер, а мы все-таки продолжали петь на украинском. Французы ведь тоже предлагали петь на французском. Или нужно было ехать в Америку, где сосуществует много языков. Видимо, я тогда не дозрел до этого варианта.

Звуки.Ru: Что планируете делать после юбилея? Когда будет новый альбом?
Олег: Для меня самого это больной вопрос. Мы вообще хотели выпустить альбом этой весной. Пока он откладывается, потому что мы сейчас в туре и физически нет времени. Будем работать над ним летом, если найдем студию. Тут еще проблема, что нам не подходят киевские студии. Не знаю, в чем дело – пробуем разные варианты, но нигде не можем прижиться. Запишем сначала на нашей студии: она непрофессиональная, зато мы можем уделить альбому столько времени, сколько нам нужно, тщательно подбирать звук. А потом уже поедем досведем в какой-нибудь профессиональной студии.

Звуки.Ru: Группа, которой исполнилось 25 лет, еще надеется написать песни, которые полюбятся так же, как “Танцi”, “Весна” и “День народження”?
Олег: Тут фишка в том, что когда писались эти песни, особых надежд тоже не было. То, что они потом выстрелили, можно объяснять разными вещами: то ли меня посетила муза, то ли они просто совпали со временем. Новые песни пишем, но прогнозов я делать не буду. Выстрелят – хорошо, нет – ладно. Такие группы, как Deep Purple, AC/DC, Rolling Stones, Роберт Плант, Пол Маккартни, пишут новые песни. Среди них есть очень хорошие, но – не выстреливают. Это не всегда можно объяснить логически. Новые альбомы Маккартни или Рода Стюарта прекрасны, мне очень нравятся, но публика ждет от них старых вещей.

Звуки.Ru: Плант даже сменил стиль, но от него все равно ждут…
Олег: …“Лестницу в небо”. Он нервничает по этому поводу, на концертах пытается ее не играть. Мы себя не ведем так, как Плант, - играем “Весну”, “Танцi” и проч. Это, конечно, уменьшает шансы новых песен быть услышанными, но так жизнь устроена.

Звуки.Ru: Как поживает этно-фестиваль “Краiна мрiй”?
Олег: В этом году он пройдет в девятый раз. Дата фестиваля совпадает с чемпионатом Европы по футболу, и нам очень важно вписать его в культурную программу Евро-2012. Сейчас идут переговоры. Я пока не могу понять отношения организаторов “Евро” к нам. Если с их стороны не будет интереса, придется перенести фестиваль на июль-август.

Звуки.Ru: Из России кажется, что на Украине серьезная музыкальная движуха, больше интересных групп появляется. Изнутри это заметно?
Олег: Это, безусловно, иллюзия. У нас высокий потенциал, который никак до конца не реализуется. Недостаточно площадок, фестивалей, радиостанций, которые были бы направлены на украинскую музыку. Нет достаточной патриотичности рынка, ориентированности на свой продукт. Есть хорошее предложение, но спрос ему пока не соответствует.

Звуки.Ru: Раздражает ли вас, что российская попса поселилась в украинских телешоу?
Олег: Ну, телеканалы таким образом повышают свои рейтинги. Российская попса популярна на Украине, вот они и присутствуют в телешоу. Публика пока не наелась. Ничего страшного в этом нет, но и ничего хорошего тоже.

Звуки.Ru: Перед нашими выборами произошло жесткое размежевание деятелей культуры, поддержавших тех или иных кандидатов. Дискуссии по этому поводу идут очень горячие: одни “продались” режиму, другие не менее горячо выступают за прогресс и изменения, и стороны объявляли друг друга нерукопожатными… Украина ведь тоже проходила этот путь. По прошествии времени страсти улеглись?
Олег: Да, у нас тоже были очень жесткие споры, но со временем всё прошло. Теперь мне кажется, что все это мишура. Мы были очень активно задействованы в политических процессах, но сейчас мне кажется, что мы должны оставаться людьми и по возможности держаться в стороне от политики. Мой совет: если есть возможность отсидеться, лучше отсидеться. С точки зрения буддизма, это всё бренно и сиюминутно. Хотя надо признать, что социально-политическая активность добавляет пиара.

Звуки.Ru: Среди российской оппозиции сейчас популярна мысль, что нужно просвещать путинский электорат. Может ли культура способствовать воспитанию в человеке лучших качеств?
Олег: Я недавно абсолютно случайно прочитал несколько статей Махатмы Ганди. Думаю, это самый великий политик всех времен, потому что он соединил философию с политикой. Политики всегда манипулируют людьми, а он их действительно воспитывал. Чтобы вывести Индию из-под английского колонизаторского ига, Махатма вывел людей на другой моральный и духовный уровень, за счет этого Индия освободилась.

Звуки.Ru: Да, это скорее исключение.
Олег: Если политики этого не делают, а это и не их работа, за воспитание должны взяться моральные лидеры. Таких, на мой взгляд, тоже не очень много. В противоборстве соперники часто видят мир в черно-белом свете, причем каждый себя считаем белым. Когда ты встаешь на одну сторону, ты поляризуешь мир. Плохо быть конформистом, но быть закоренелым революционером – это тоже фигня. Нужно стараться искать позитивный прагматизм. Вот оппозиция говорит: “Они все козлы, и в стране всё очень плохо”. Что дальше?

Звуки.Ru: Они ответят: “Сами вы козлы!”
Олег: Именно. И конструктивного разговора уже не получится. Если у них больше аргументов в виде милиции и тюрем, они скорее докажут, что ты козел, и тебя посадят, как Тимошенко. Кому от этого лучше? Нужно искать какую-то позицию для диалога, какое-то сотрудничество в рамках дозволенного. Простая идея: нет абсолютных козлов и абсолютно идеальных людей, у любой власти можно найти конструктивное начало. Грубо говоря: Медведев любит рок-н-ролл – отлично, давайте развивать рок-н-ролл вместе. Никто ж не против? Никто не против, все за. А если мы будем развивать рок-н-ролл, все от этого выиграют. Фальсификации на выборных участках – вопрос риторический, а рок-н-ролл – вещь конкретная и нам очень нужная. У меня был пример, когда мне предлагали поддержать Юлию Тимошенко перед выборами. Мы заключили определенную сделку: я поддержал Тимошенко, а она помогла осуществить некоторые наши проекты. Не просто я выходил и рвал на себе майку за кандидата, а это сотрудничество помогло реализовать хорошее дело.

Звуки.Ru: То есть изменять мир к лучшему надо по мере сил и на своем месте?
Олег: Конечно, мы ведь только для этого и пришли в этот мир.

Воплi Вiдоплясова
Москва, Crocus City Hall
7 апреля

19.03.2012, Алексей МАЖАЕВ (ЗВУКИ РУ)

ВОПЛI ВIДОПЛЯСОВА - свежие публикации:

Сайт: www.vopli.com.ua

ВОПЛI ВIДОПЛЯСОВА

Колоритный украинский коллектив Воплi Вiдоплясова образовался в Киеве еще в 1987 году. Предположительно, столь броское название произошло от повести Достоевского "Село Степанчиково и его обитатели,...

Подробности из жизни:

Колоритный украинский коллектив Воплi Вiдоплясова образовался в Киеве
еще в 1987 году. Предположительно, столь броское название произошло от повести
Достоевского "Село Степанчиково и его обитатели, в которой действовал
лакей-параноик по фамилии Видоплясов.

Гитарист Юрий Здоренко и бас-гитарист Саша Пипа играли в хэви-металлической
группе S.O.S. Когда группа развалилась, то к ним присоединился Олег
Скрипка, певец и любитель поиграть на русской хроматической гармонике. Вскоре
вышеозначенная троица добавила к себе студента киевского музучилища Сергея
Сахно, который виртуозно стучал на барабанах и обожал творчество Донны Саммер.
. Наиболее вразумительное определение стиля ВВ было дано на заре их карьеры в
сопроводительном буклете одного прибалтийского рок-фестиваля - "оживший
сумасшедший дом с украинским сельским уклоном" или "укропанк". Западные критики
высказались лаконичнее - "гопак-рок".

С осени 1987 года началась активная концертная деятельность коллектива. Команда…

Далее... →