АРСЕНАЛ  Арсенал

"Арсенал" - первая советская джаз-рок группа.

Состав

Алексей Козлов - саксофон
Дмитрий Илугдин - фортепиано
Сергей Слободин - безладовая бас-гитара
Игорь Бойко - электрогитара
Юрий Семёнов - барабаны

Играть в советские времена джаз было делом опасным, как пить кока-колу или носить джинсы: "Сегодня он играет джаз - а завтра родину продаст!". На свой страх и риск, в 1973 году саксофонист Алексей Козлов собирает первую в стране джаз-рок группу. На первых порах обойма его "Арсенала" заряжена только модным западным джазом. Но вскоре Алексей приметил новый пласт интересной музыки, объединявшейся под понятием "рок". Соединить два направления оказалось делом непростым, но больших усилий Козлову стоило подобрать музыкантов для нового коллектива.

Все с приставкой "рок-" тогда воспринималось в среде джазменов отрицательно – как примитивное, попсовое и даже враждебное. Найти музыкантов в рок-тусовке тоже было делом непростым. Результатом трехлетних поисков становится первый состав "Арсенала", в котором группа начинает выступать осенью 1973 года: духовая и ритм-секции набираются полностью из студентов Московской консерватории и Гнесинки, вокалистов же Козлов находит в рок-подполье. В этот период Козлов загорелся идеей сыграть с группой рок-оперу "Jesus Christ Superstar", что считал возможным только с профессиональными музыкантами и вокалистами, к тому же хорошо владеющими английским языком. Так в группе появляется ритм-секция в лице Сергея Ходнева (барабаны), Сергея Стодольника (бас-гитара) и Вячеслава Горского (клавиши), классическая духовая секция из двух тромбонов (Александр Горобец и Валерий Таушан) и двух труб (Валерий Юдин и Евгений Пан), и замечательный состав вокалистов - Мехрдад Бади, Тамара Квирквелия, Олег Тверитинов и Валерий Вернигора. Оркестр под руководством Алексея Козлова начинает выступать. В первую программу помимо арий из "Jesus Christ Superstar" входят кавер-версии зарубежных рок-хитов групп "Chicago" и "Tower of Power" и несколько инструментальных пьес вроде "Freedom Jazz Dance" Эдди Хэрриса, но в джаз-рок обработке.

Козлов не изменяет своему желанию соединить все лучшее в джазе и роке и, безусловно, жертвует частью классической джазовой аудитории. Но неодобрение старыми консервативными джазменами полностью окупается массовым интересом сначала в Москве, а скоро и в других городах СССР. Вместе с этим растет и внимание к группе советских властей. С огнем играть нельзя! После ряда сначала мягких намеков, потом - отмененных концертов, а в итоге - откровенных провокаций, "Арсенал" несколько лет отсутствует на поле боя. В конце 1974 - 1975 годов группа дала несколько рискованных концертов, в том числе для посла США, чем привлекла внимание иностранных журналистов. Запись выступления транслировалась на "Голосе Америки", все это совсем не помогало группе выйти из подполья. И только в конце 1975-го группа становится официальным коллективом Калининградской областной филармонии и получает возможность выступать.

Официальные гастроли были большим шагом вперед, однако от "Арсенала" требовалось пойти на некоторые уступки (например, включать в программу песни советских композиторов), к чему участники группы оказались не готовы. Из-за постоянной борьбы за репертуар и мизерные ставки, казалось, "Арсенал" вскоре прекратит свое существование. Но после первых же официальных выступлений, пусть и в провинциальных городах, группа получила мощную поддержку местных, сначала вечерних и комсомольских, а после и партийных изданий. До 1977 года группа активно выступает, в число номеров входят две пьесы Козлова на русском языке, одна из них - на основе песни Андрея Макаревича "Флаг над замком". Творчеством Макаревича Козлов увлекся после знакомства через сотрудничавшего с "Машиной времени" клавишника Игоря Саульского.

Осень 1977-го уносит из группы вокалистов Мехрдада Бади и Тамару Квирквелию, и выступления группы становятся полностью инструментальными. Также происходит замена клавишника группы - в "Арсенал" возвращается Вячеслав Горский. 1978 год стал годом окончательного становления чисто инструментального "Арсенала". В это время джазовая музыка постепенно начинает выходить на большую сцену.

Начало 80-х становится периодом уклона "Арсенала" в электронику. Далеких от джаз-рока композиций с главенствующими клавишными становится все больше. Саксофонист Козлов все чаще играет на синтезаторе, а к 1983 году композиции "Арсенала" начали уходить в глубокую медитативность, что совершенно не понравилось как поклонникам группы, так и некоторым музыкантам. К этому времени так и не было выпущено ни одной пластинки группы, и с великим трудом Козлову удалось договориться о записи альбома "Своими руками" в московской студии Мелодии только в 1982 году. Но несмотря на это, концертная программа группы по-прежнему остается некоммерческой, и из-за расхождения во взглядах вскоре группу покидают Горский, Зинчук, Куликов и Брусиловский, которые чуть позже создадут группу "Квадро". Козлов же вновь обновляет и коллектив, и музыкальную концепцию.
"Арсенал" поначалу возвращается к классическому джазу, потом увлекается музыкой регги, а в середине 80-х группа озаботилась концертным шоу. По задумке Козлова, концерты группы должны превращаться в сюрреалистические спектакли в духе Даниила Хармса. "Далее на сцене под весьма непростую музыку разыгрывались дурацкие сценки в духе черного юмора" - пишет Козлов. Козлов увлекается хип-хопом, что проявляется и в музыке "Арсенала" и привлекает к группе новую молодую аудиторию. При этом тематика выступлений остается остросоциальной - группа высмеивает "совок" и бюрократию. Санкции последовали очень скоро, власти остались недовольны, организаторов концертов пугали последствиями, но начавшаяся Перестройка избавила "Арсенал" от очередной угрозы запрета.

В 1986 году Козлова приняли в Союз Композиторов, после чего он первым делом создал комиссию под названием "Объединение "ПОСТ-РОК", задачей которой стала поддержка интересных рок-музыкантов. В конце 80-х группа впервые выезжает на зарубежные гастроли в ФРГ, но в начале 90-х из-за экономического кризиса и невозможности нормально гастролировать вынуждена уволиться из Калининградской филармонии, а скоро стала совсем невостребованной. "Арсенал" некоторое время не выступал, а Козлов писал музыку "в стол". В начале 1993-го Козлов собрал джазовый квартет, с которым некоторое время работал в клубе в Салониках, а позже стал арт-диреткором московского джаз-клуба, в 1994-м проводит мастер-классы в Оклахомском университете, выступает в американских методистских церквях. В это же время в эфир выходит передача Козлова "Весь этот джаз", где он рассказывает о творчестве великих джазменов. "Арсенал" постепенно выходит из творческого отпуска, важным достижением стало сотрудничество с Тамарой Гвердцители, многочисленные американские гастроли.

к 1996 году Козлов вновь обращается к камерной классике, изучает французских и русских композиторов XIX – XX веков, результатом чего стали выступления со струнным квартетом им. Д. Шостаковича, и даже с симфоническим оркестром. На рубеже 1998-99 годов Козлов возвращается к электронным инструментам и набирает в "Арсенал" новых музыкантов. Ими становятся Дмитрий Илугдин (фортепиано, синтезатор), Евгений Шариков (безладовая бас-гитара), Игорь Бойко (электрогитара, до конца 1999 года) и Юрий Семенов (барабаны). Группа меняет название на "Новый Арсенал" и, продолжая экспериментировать со звуком и жанрами, активно выступает.

30.03.2012, Дед ЗВУКАРЬ (ЗВУКИ РУ)

АРСЕНАЛ

"Арсенал" - первая советская джаз-рок группа.

Подробности из жизни:

Состав

Алексей Козлов - саксофон
Дмитрий Илугдин - фортепиано
Сергей Слободин - безладовая бас-гитара
Игорь Бойко - электрогитара
Юрий Семёнов - барабаны

Играть в советские времена джаз было делом опасным, как пить кока-колу или носить джинсы: "Сегодня он играет джаз - а завтра родину продаст!". На свой страх и риск, в 1973 году саксофонист Алексей Козлов собирает первую в стране джаз-рок группу. На первых порах обойма его "Арсенала" заряжена только модным западным джазом. Но вскоре Алексей приметил новый пласт интересной музыки, объединявшейся под понятием "рок". Соединить два направления оказалось делом непростым, но больших усилий Козлову стоило подобрать музыкантов для нового коллектива.

Все с приставкой "рок-" тогда воспринималось в среде джазменов отрицательно – как примитивное, попсовое и даже враждебное. Найти музыкантов в рок-тусовке тоже было делом непростым. Результатом трехлетних поисков становится первый состав "Арсенала", в котором группа начинает…

Далее... →