ТЕХНИКА  Глобус с колонками

В новом выпуске Ликбеза мы попытаемся приоткрыть завесу над классификацией акустики по регионам и разобраться в том, чем характерна каждая из школ. Имеет ли под собой почву такое деление?

Наверняка всем, кто имел дело с Hi-Fi аппаратурой или хотя бы читал что-нибудь на эту тему, приходилось слышать термины "скандинавский звук", "американский звук" и так далее. В очередном выпуске звучного ликбеза мы попытаемся приоткрыть завесу над классификацией акустики по регионам, разобраться в том, чем же характерна каждая из таких "школ", и главное - имеет ли под собой почву такая градация.

Сами производители акустики на вопрос "существует ли английский / американский / финский звук?" частенько (хотя и не всегда) отвечают отрицательно. Мол, мы стремимся к тому, чтобы дать возможность нашим клиентам слышать музыку, а не колонки, - то есть воспроизводить запись максимально точно, близко к оригиналу. А правда, как известно, всегда одна, и различий между точным звуком из разных стран нет и быть не может. Однако очевидно, что, стремясь получить максимально точный, линейный звук, каждый производитель решает эту задачу по-своему. Таким образом, он вносит в воспроизведение музыки что-то своё (как минимум, собственные технологические решения), так что звучит акустика разных фирм всё же по-разному. Однако можно ли говорить об общих чертах, характерных для компаний из одного региона?

И да, и нет. Правило, очевидно, не носит обязательный характер – далеко не вся финская акустика звучит "по-фински", так же как и далеко не все финны – светловолосые, слегка заторможенные и много пьющие. Однако общие черты у многих марок из одной страны или региона прослеживаются, и объясняется это вовсе не особенностями душевной организации народа, а факторами сугубо бытовыми. Тот же Сами Пентила (Sami Penttila), босс компании Penaudio, описывает финский звук как "мягкий и корректный", мотивируя это тем, что финны, как правило, живут в маленьких квартирках. Именно специфика помещений и специфика технического образования местных аудиотехников – главный фактор, определяющий характер "национального звука". Чем ниже ценовая категория, тем сильнее проявляется это деление на школы. Для старших моделей, как правило, срабатывает то самое стремление к универсальной достоверности, а вот при разработке моделей подешевле приходится идти на компромиссы, и каждый компромисс даёт на выходе специфику в звучании. Однако даже для более дешевых колонок региональная специфика год от года заметна все меньше. Глобализация – явление общемировое, и обойти производство акустики, разумеется, тоже не могло.

Однако подметить кое-какие общности можно и в наше время, когда у компании частенько даже не определить национальной принадлежности. Если говорить обобщенно, основных звуковых школ выделяют четыре: английскую, американскую, скандинавскую (в первую очередь, датскую), чуть реже говорят о немецкой школе. Также некоторыми специалистами называются азиатская (в первую очередь, японская) школа, плюс несколько брендов из Новой Зеландии. Однако по их поводу мнения разнятся – здесь нам, как видите, приходится иметь дело с довольно субъективными материями.

Описать основные особенности каждой звуковой школы мы попросили Александра Антонова, специалиста компании "Аудиомания". А для упрощения навигации использовали привычную для любого юзера систему ключевых слов.

США: напор, честность, мощный бас.

А.А: Американская школа, в понимании простого обывателя, - это очень динамичный, мощный, агрессивный и напористый звук. Прямым следствием этих качеств является то, что по всеобщему мнению, американские колонки хорошо играют рок-музыку, какие-то концертные записи, к тому же американская акустика очень хорошо подходит для кино. Связано это не в последнюю очередь с тем, что у американцев большие дома с гипсокартонными стенами. Американцы любят акустику мощную и громкую, с хорошим басом. потому что гипсокартон этот бас съедает. Чересчур корректный звук в таком помещении просто потеряется. Ну и не последнюю очередь в формировании американского звука играет менталитет. Характерными примерами этой школы были многие модели из средней и нижней ценовой категории у JBL. Но это, конечно, несколько утрированное и не совсем правильное представление о звуке из США. Более серьезные бренды типа McIntosh дают понять, что можно сочетать могучую динамику, масштаб, скорость, атаку, и при этом, когда надо, разрешение и плавность.

По большому счету, хорошая техника не должна иметь какой-то собственный слишком явный почерк. У серьезных производителей характер звука и его окраска даже в разумных ценовых категориях минимальны. Взять те же Arslab, они играют хорошо, динамично, крупно, бас у них хороший, рок они воспроизводят отлично. Но при этом они замечательно воспроизводят и симфоническую музыку, и джаз, и какие-то вокальные вещи. Это достаточно универсальная акустика с небольшим акцентом на энергичные жанры. Мы вообще стараемся держать у себя технику достаточно универсальную, без слишком явного уклона в какую-то сторону.

Похожую в целом оценку акустики этой школы (речь о напольниках JBL Studio L880) даёт и американский журнал Stereophile. Среди главных достоинств этой системы называется реалистичная динамика, а также отменное воспроизведение низких частот. При описании звука этих колонок тут же зазвучали слова "энергия", "драйв" - да, разумеется, JBL прекрасно воспроизводят рок. В качестве теста эксперт Stereophile поставил альбом Hole "Celebrity Skin" и остался чрезвычайно доволен: "эти ритмы буквально заставляют тебя прыгать по комнате". Высокие частоты в исполнении L880 признаны яркими и естественными, но деликатности им порой не хватает. Впрочем, этих качеств по мнению журнала вполне хватает, чтобы так же уверенно справляться и с записями классической музыки.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: точность, сдержанность, корректность.

А.А: Когда речь заходит об английской школе, первым на ум приходят классические бренды типа Spendor. Но по поводу того, что же такое английский звук, существуют большие разночтения. Если американский звук можно описать двумя-тремя словами, то про английский все говорят разное. Кто-то говорит "чопорный", кто-то – "сдержанный, аккуратный". Многие считают, что у британцев приоритет отдаётся вокалу. Общего определения дать невозможно, подметим лишь некоторые характерные особенности. Британский звук – не размашистый и не разухабистый, а достаточно точный и сдержанный, может быть даже не очень богатый на краски. Этот звук, возможно, не производит немедленный эффект (включили в магазине и сразу понравилось), зато внутреннее содержание музыки передаёт получше, за счет каких-то плавных и мелких жестов, которые так лучше заметны, они не затушевываются динамикой и напором. Считается, что "середину", наиболее важную часть диапазона, английская аппаратура отрабатывает лучше, чем крайние частоты. За недостатки в басах или высоких частотах английские колонки часто критикуют, но совершенно незаслуженно. Просто на фоне шикарной "середины" верх и низ звучат чуть скромнее.

С последней оценкой вполне соглашается и Stereophile, говоря о напольных колонках Spendor S5e. Модель признается удачной во всех отношениях (особенно хорошо эти колонки воспроизводят оркестровые записи), и единственными заметными недочётами признаются некая неуверенность в воспроизведении самого нижнего края частотного спектра, а также то, что этим колонкам самую малость недостаёт четкости (что связано именно с воспроизведением высоких), однако на музыкальности и общему впечатлении от прослушивания это никак не сказывается. Однако ключевым достоинством этой модели Stereophile признаёт, казалось бы, не слишком свойственный британцам пространственный, масштабный звук.

Отечественный hi-fi.ru не обошел вниманием еще одних британцев, PMC OB1. Здесь авторы обзора подмечают филигранный бас, прекрасную передачу деталей ("на любом материале солисты, отдельные инструменты и группы инструментов расставлены с осязаемой реалистичностью"), однако признают, что нижним регистрам органа недостаёт плотности (речь здесь о воспроизведении барочной классики), а духовым "чуть не хватает объема, плотности и некоторой душевности" (здесь речь уже о симфоническом оркестре). Вот вам и фирменная британская сдержанность.

ДАНИЯ: аккуратность, музыкальность, уютное звучание.

А.А: Из европейских школ принято также выделять датскую, которую можно расширить на всю Скандинавию. Скандинавы очень любят производить аудиоаппаратуру – страны там, как правило, маленькие, а колонок на душу населения производится помногу. Из наиболее характерных датских брендов я бы назвал Dynaudio и Jamo. Хотя датский, и вообще скандинавский звук очень различается. Каждый бренд, будь то Jamo, Electrocompaniet или Dynaudio, имеет свой собственный характер. Но в целом упор делается тоже на точность и музыкальность, внутреннее содержание у датчан превалирует над ритмом и давлением. Возможно, объясняется это всё тем же, у датчан или англичан дома небольшие, а стены капитальные либо деревянные, поэтому акустика рассчитывается на аккуратное воспроизведение всего диапазона. У этих колонок аккуратный, скругленный бас и крайние высокие частоты.

Датский звук, как и английский, во всех смыслах аккуратный и сдержанный. Хотя говорить о каких-то басовых слабостях или недостаточной динамике в отношении тех же Dynaudio просто нельзя, эта акустика играет очень крупно и масштабно, а по басу это вообще чемпионы в номинации "габариты – глубина - качество", полочники у них порой играют как напольники. Если взять тех же финнов Penaudio, здесь мы имеем авторский звук. Используются стандартные для акустики высокого класса комплектующие, но при этом упор делается не на инструментальную точность, как, скажем, у англичан ITC (у этой фирмы профессиональные корни, там звук совсем неокрашенный, не на всякую систему и всякое ухо ляжет), а на музыкальность. Акустика тоже рассчитана на разумное по габаритам помещение, не глушит басом, при этом она не капризна к размещению и играет очень музыкально. Здесь именно музыкальная доминанта превалирует над точностью, слушая эту акустику, человек не думает о том, что технически здесь что-то может быть не так, он просто получает удовольствие. Ставка сделана именно на музыкальность, а не на достижение каких-то аудиофильских технических показателей.

Считается, что "датчане" (так же, как и "англичане") хороши для камерных жанров, той же классики или мелкосоставного джаза, но, по сути, хорошая английская, датская, финская или норвежская аппаратура играет достаточно разнообразно и интересно безотносительно жанров.

Уютное, комфортное звучание датчан полностью подтверждает и avreport.ru: "JAMO C 807 обладают нейтральным и естественным звучанием, с равной аккуратностью обращаясь с музыкальными подробностями во всех звуковых диапазонах. Основное достоинство колонок – высокая комфортность звучания, хотя для кого-то это может оказаться минусом: С 807 не самые динамичные АС в своем классе. В целом, ненавязчивая, но подробная подача музыкального материала с эмоциональным представлением вокала и «живых» инструментов вызывает только симпатии, С 807 можно слушать часами, без тени утомления".

ГЕРМАНИЯ: точность, холодность, педантизм. А.А: Считается, что немцы – люди педантичные соответственно и колонки у них точные, иногда даже механистичные. Характерные представители этой школы – фирма Canton. У нас из "немцев" представлен бренд Elac, хотя под понятие классического немецкого звука он, на мой взгляд, не попадает. Типично немецкий звук подразумевает некую суховатость и, если не сдержанность, то, по крайней мере, строгость. Многие даже называют немецкий звук жестким. Elac же, напротив, звучит мягко, у них приятный обволакивающий бас и при этом очень хорошая детальность, особенно в старших линейках. Также как и Penaudio, Elac – акустика далеко не самая точная, но зато чрезвычайно музыкальная, без налета холодности и механистичности. Это классический немецкий бренд, который всегда ориентировался именно на стерео, а не на кино-звук. Сейчас очень многие, к сожалению, кино-звуку уделяют куда больше внимания – больше колонок им просто выгоднее продать. В целом, хоть немецкая школа и существует, все сейчас эволюционируют, и даже Canton уже не так соответствует классическим немецким стандартам.

Версию о немецкой точности не подтверждают обозреватели с all-hi-fi.ru. Вот что пишут здесь о Canton Ergo 695 dc - тех самых, казалось бы, архетипических немцах. "Этот исполин звучит очень энергично и свежо. Тональность чуть ушла от нейтральной к светлой. Масштаб, рисуемый колонкой, довольно крупный. Чувствительность очень приличная. Сцена трехмерна. В голосовом диапазоне заметна легкая вуаль". Впрочем, оценка "Незначительная тембральная простоватость также иногда присутствует" вполне соответствует мнению о том, что чуть более "эмоциональная" подача немецкой акустике порой и не помешала бы.

ЯПОНИЯ: эффектность, красочность, мощь.

А.А: Многие считают, что у азиатов несколько иное восприятие и звука, и даже цветовой палитры. Вполне возможно, это и так, по крайней мере, в том, что касается цветов, японская техника частенько отличалась сочным и даже ядовитым оформлением. Про японский звук часто говорят "красивый коммерческий окрас": мягкие, немного резиновые басы "бухают", верха "цыкают". Но на самом деле, японская техника, необязательно даже в каких-то заоблачных категориях, зарекомендовала себя как достаточно точная. Тот же Denon, особенно старшие серии – качественная техника безо всяких специфических оттенков. Или, например, японцы Accuphase – высококлассная марка без каких-то окрасов. Назвать какой-то бренд с характерным, типично японским звуком, сейчас сложно, японцы стали уж очень разнообразны. Когда-то представителями такого характерного звука были младшие модели от Denon или Yamaha. Но даже у них был разный звук – про Yamaha говорили, что она немного серая – суховатая, но мощная. А про Denon – что он более мягкий, но несколько приукрашенный. Тот самый коммерческий приукрашенный звук – не самый правильный, но эффектный. Возможно, в дальнейшем он станет утомительным, но при первом прослушивании впечатление производит.

Вот, что пишет Stereophile о классической японской модели - колонках NS-1000, произведенных в середине семидесятых. В первую очередь японцы в самом деле привлекали внимание дизайном: "Эти колонки стали знаменитыми не столько благодаря звуку, сколько благодаря дизайну. Эксперты постоянно говорили о том, что слышат металлические оттенки в звуке - металлические диффузоры ведь должны иметь металлический звук. Но стоило нам провести слепой тест, как металлический призвук немедленно исчезал". Стереокартинку в исполнении этой "ямахи" эксперты признавали "просот феноменальной, одной из лучших, что доводилось слышать", а общее звучание "несколько нахальным, с яркими высокими частотами", что вполне соответсвует характеристике, данной нашим экспертом.

НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ: пока не обрела характерных черт.

Существуют неплохие новозеландские бренды. Посмотрите на Perreaux, Plinius - они весьма самобытны. Конечно, здесь говорить о каких-то национальных школах очень сложно, во многом потому, что в низких ценовых категориях они практически не обитают. К тому же, эти компании сформировались значительно позже тех же "англичан" или "японцев", для которых специализация вовсю начиналась уже в пятидесятые годы прошлого века. В свете современных тенденций новозеландцы поняли, что продвигать специализированные аппараты с ярко выраженными особенностями им будет нелегко. Поэтому их модели настолько разнообразны и так трудно выбрать самую подходящую.

12.02.2012, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

ТЕХНИКА - свежие публикации: