ФЕСТИВАЛЬ  Электро-Механика: поступательное движение

Питерский фестиваль "Электро-Механика" уже не первый год собирает лучший в стране состав электронщиков, большая часть из которых накануне выступит и в Москве.

Фестивали, которые регулярно проводит в Питере центр Курехина, уже не первый год собирают лучший в стране состав электронщиков. В первую очередь, организаторы выбрали себе исключительно верную нишу. На курехинских фестивалях практически нет «звезд» - тех, кто мог бы в одиночку собрать клуб-тысячник, зато артистов «на взлёте», культовых стариков или просто андерграундных экспериментаторов – в избытке. Во-первых, всё самое интересное в электронике происходит именно в этом сегменте. Во-вторых, музыканты калибра Four Tet и Caribou могут и на фестиваль покрупнее «зарулить», и в график сольного тура Россию включить. А вот в случае с Дэниэлом Лопатиным (Daniel Lopatin) или Shigeto, вся надежда на немногочисленных независимых промоутеров, склонных к риску, и государственные гранты.

«Электромеханика», по обыкновению, проходит только в Петербурге, но в отличие от того же «Стереолета», её организаторы не помешаны на эксклюзиве и делятся артистами с Москвой и другими городами. Так что накануне основной, питерской «Электромеханики» в Москве проходит своя, распределенная по клубам как программа первых дней норвежского фестиваля Oya.

Обзор участников имеет смысл начать с тех, кого в Москве как раз не будет. Это Маркус Попп (Markus Popp), он же Oval, и краут-роковый мастодонт Дитер Мёбиус (Dieter Moebius). Oval год назад успел дать аншлаговый концерт в «Доме» и теперь везет в Питер ту же программу на базе камбэк-альбома «O». Лайв-шоу у Маркуса не фантастическое – немец машет руками как заправский дирижёр, корчит рожи, но с ноутбуком никаких особенных действий не производит. Другое дело, что никто их, в общем-то, и не ждёт – Попп не музыкант в привычном смысле слова, а скорее аудио художник-концептуалист, саунд-дизайнер. Даже создавая свои треки, он не играет на инструментах, а собирает их как коллаж, обрабатывая программами собственного изготовления.

С Мёбиусом ситуация в корне иная. Дитер – человек старой закалки, еще в начале семидесятых он был одним из системообразующих персонажей краут-рок сцены, а значит живая игра, эксперимент «на ходу» у него в крови. Он был одним из основателей Cluster и Harmonia, записался с Брайаном Ино (Brian Eno) и Конни Планком (Conny Plank) и много работал сольно. С обеими своими "великими группами" Мёбиус не так давно устраивал реюнион-туры (Harmonia он три года назад привозил на СКИФ, а Cluster – в 2010-м на Sonar), но теперь Дитер гастролирует в гордом одиночестве. Сольный Мёбиус – музыка, которая описывается одним-единственным тэгом, "experimental": циклические паттерны, металлический лязг и атональный шум тон-генераторов. Играет всё это Дитер с таким видом, что обращаться к нему хочется исключительно "герр профессор".

На контрасте с Дитером Мёбиусом, артист по имени Shigeto (мы плавно перешли к тем участникам "Электромеханики", что выступят и в Москве) относится к категории молодых и актуальных. Музыкант с американским паспортом и японскими корнями подписан на модный нынче лейбл Ghostly International и играет музыку на стыке глитч-хопа, вонки и IDM. Где-то неподалёку Flying Lotus, Tokimonsta и недавние проекты Марка Притчарда (Mark Pritchard). Хромые ритмы, калейдоскопическая нарезка сэмплов, восьмибитные трели, а также мелодические партии, сыгранные максимально простыми синтезаторными тембрами, будто американец сознательно подражает "самоиграйкам". Всё это он умеет лихо воспроизводить на глазах у изумленной публики, что вполне в традициях жанра – глитч-хоппера с плохим лайвом найти не так-то просто.

Дэниел Лопатин, он же Oneohtrix Point Never, еще один подданный США, но на этот раз русского происхождения, тоже числится среди "восходящих звезд 2011", вот только музыка у него совсем другая. В юности (что было не так-то и давно) Лопатин играл откровенный нойз. Подпольная сцена, в рамках которой он давал первые концерты, полушуточно именовалась "floorcore" – примочки и нехитрые звуковоспроизводящие устройства вываливались на пол, а музыканты ползали вокруг, извлекая из них шумовые потоки. "Это был такой дрон-эмбиент с элементами джем-сейшена", вспоминает Лопатин, "нечто среднее между немецкой экспериментальной музыкой и Grateful Dead". С тех пор Дэниел сделал шаг именно в сторону немцев – он подписан на лейбл Editions Mego, его прошлогодний диск "Returnal" звучит как продолжение идей Клауса Шульца (Klaus Schulze) и Tangerine Dream, а недавно вышедший альбом "Replica" напоминает саундтрек к чёрно-белому триллеру.

Наконец, Emika (уроженка Бристоля, ныне обитающая в Берлине), идеально подходит под странноватое определение "дабстеп-певица". В отличие от той же Аннеки (Anneka), которая в качестве вокалистки отметилась на пластинках полдюжины дабстеп-продюсеров, Эмика вполне в состоянии записывать треки самостоятельно и позиционирует себя как композитор. Её дебютный альбом, вышедший совсем недавно на Ninja Tune, вполне отражает географическую двойственность этой дамы. С одной стороны – бристольская тоска, привет трип-хопу середины девяностых. С другой – сухой бит, упругие басы и предельно минималистические аранжировки практически без гармонической составляющей.

Shigeto / Ambidextrous
Москва, клуб "Дума"
25 ноября 20:00

Oneohtrix Point Never
Москва, "Актовый зал"
25 ноября 20:00

Emika / Raoul Sinier
Москва, клуб "16 тонн"
25 ноября 23:55

Электро-Механика
Санкт-Петербург Центр Современного Искусства им. Сергея Курехина
26 ноября 20:00

Зал
20:00 Oval
21:30 Dieter Moebius
23:00 Oneohtrix Point Never & VJ Nate Boyce
00:30 Shigeto & VJ Taras Gesh
01:45 DZA
03:00 Emika
04:00 The Taiga & VJ Taras Gesh

Фойе
20:15 Deech + VJ Pontell
21:10 ifwe + VJ Pontell
22:00 Raoul Sinier
23:45 Mimetic & Younnat
01:00 Miiisha
02:00 Maga Bo
03:30 Oomkah Dee

21.11.2011, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)