RADIOHEAD  Radiohead

Radiohead, экспериментальная рок-группа из Оксфорда, образована в 1985 году.

Radiohead образовались в 1985 году в Оксфорде. Коллектив по традиции называют рок-группой, но в случае Radiohead этот ярлык является очень условным: британцы выработали свой собственный стиль, в котором можно вычленить элементы джаза, IDM, краутрока и самых разных ответвлений экспериментальной музыки.

Radiohead можно назвать образцом товарищества: состав группы, сформировавшийся еще под вывеской On A Friday (название было изменено в 1991 году по требованию выпускающего лейбла EMI; новое имя музыканты позаимствовали из песни Talking Heads "Radio Head"), не менялся никогда.

Колин Гринвуд (Colin Greenwood) – бас*, клавишные, перкуссия
Джонни Гринвуд (Jonny Greenwood) – гитары*, клавишные, эффекты, аккордеон, банджо, виола, гармоника, глокеншпиль, лэптоп
Эд О'Брайен (Ed O'Brien) – гитары*, бэк-вокал, Родес-пиано
Фил Сэлвей (Phil Selway) – ударные*, перкуссия
Том Йорк (Thom Yorke) – вокал*, гитары, клавишные, сэмплы, бас, ударные

* - основной инструмент или роль в группе

За 20 лет под именем Radiohead оксфордская пятерка прошла путь от модной радиоформатной рок-группы имени одного хита - баллада о несчастной любви и подростковых комплексах "Creep" и по сей день остается одной из самых известных и востребованных песен Йорка и Ко - до авангардного творческого сообщества, объясняющегося с поклонниками зашифрованными полунамеками. Где-то на этом пути Radiohead стали одной из самых влиятельных групп современности.

Первый альбом британцев, "Pablo Honey" (1993), получил сдержанные отклики. Справедливости ради скажем, что недостатка в депрессивном самоедском пост-гранже медиа в тот момент не испытывали. Но те, кто рассмотрел и расслышал в группе нераскрытый потенциал, со временем оказались правы. "Проклятие одного хита" с Radiohead снял уже их второй альбом "The Bends", куда более смелая, целостная и изобретательная запись, открывающаяся дабовых эхо "Planet Telex" и заканчивающаяся легко узнаваемым гитарным перебором "Street Spirit (Fade Out)", песни, видео на которую, снятое режиссером-визионером Джонатаном Глейзером (Jonathan Glazer), заслуженно обрело культовый статус уже в 90-е. "The Bends" также примечателен тем, что работа над ним свела Radiohead с молодым звукоинженером Найджелом Годричем (Nigel Godrich), впоследствии ставшим бессменным продюсером группы и практически ее шестым участником.

Вместе с успехом "The Bends" (сейчас в это трудно поверить, но в 95-ом Radiohead были желанным гостями в саундтреке молодежной комедии "Clueless" с Алисией Силверстоун и Британни Мерфи в главных ролях) на склонных к затворничеству музыкантов свалилась и массовая популярность в худшими ее проявлениях. В следующие восемь лет группа займется методичным уничтожением шаблона "стадионных рокеров". В чем немало преуспеет.

Уже в 1997-ом выйдет спродюсированный Годричем альбом "OK Computer", пластинка, названная большинством изданий "[Лучшим] альбомом года", безоговорочный шедевр, перевернувший вверх дном всю альтернативную музыку. Под стать альбому, сквозной темой которого стало отчуждение и разочарование в современной поп-культуре и ценностях общества потребления (герой "Lucky" становится "супергероем" в глазах публики только потому, что выжил в авиакатастрофе), и оформление, сделанное художником Стэнли Донвудом (Stanley Donwood). Но даже "OK Computer", сведший воедино влияния в диапазоне от трип-хопа до экспериментальных работ Кшиштофа Пендерецкого, не произвел того ошарашивающего эффекта, какой вызвал последовавший за ним в 2000 году "Kid A", окончательно перестроивший звучание группы (мало кто опознал бы в ней авторов "Anyone Can Play Guitar") в пользу комплексного, зачастую абстрактного саунда, не чуждого как фри-джазу, так и новейшей по тем временами экспериментальной электронике. Радикально изменилась и стратегия продвижения собственной музыки. Radiohead отказались от практики выпуска синглов (хотя по настоянию EMI вернулись к ней уже на следующем альбоме), а в качестве основной среды промоушена был выбран интернет.

Логическим продолжением "Kid A" стал вышедший год спустя "Amnesiac", на котором Radiohead эксплуатируют, в целом, те же приемы, но отдают предпочтение гитарному звуку и более четко очерченным песенным структурам. Условную трилогию завершил "Hail To The Thief", некоторые из песен которого (включая "2 +2 =5") были написаны еще в период работы над "Kid A". На альбоме, чье название заимствует слоган у сторонников Демократической Партии США, обвинявших тогдашнего президента страны Джорджа Буша-младшего в "краже" голосов в ходе выборов 2000 года, к протесту против перегруженности "информационной эры" добавилась политическая критика, хотя и завуалированная размытыми метафорами.

Отношения группы с выпускающим лейблом Capitol - а значит и с гигантом музыкальной индустрии EMI, в состав которого входил лейбл - становились все хуже. Radiohead не раз угрожали выбросить следующий альбом в интернет для бесплатного скачивания (что вряд ли понадобилось бы, поскольку альбомы, начиная с "Kid A", успешно воровали сетевые пираты) и в конце концов обещание сдержали. Схема "Заплати, сколько хочешь", с помощью которой продавались цифровые копии альбома "In Rainbows", имела фантастический успех, подстегнув многих известных исполнителей последовать примеру группы. Одно время в сети даже ходило сленговое выражение "doing Radiohead" ("сделать Radiohead"), то есть выложить альбом в интернет. Восстанавливая справедливость, нужно отметить, что схему разработали не сами Radiohead, а их менеджмент, разумно решивший, что такой способ сильно понизит затраты на дистрибуцию пластинки. Вслед за цифровым релизом последовал физический, причем "In Rainbows" в виде двойного альбома. Пластинка - сводить разговор о которой исключительно к обсуждению схемы распространения было бы неправильно - стала результатом продолжительной концертной "обкатки" новых песен и умеренных экспериментов с новым для группы инструментарием, включая электрофон, известный как "волны Мартено". "In Rainbows" получил восторженные оценки в прессе (обозреватели отмечали, что Radiohead "вернулись к своей более человечной форме") и две премии "Грэмми" в номинациях "Лучший альтернативный альбом" и "Лучшее оформление лимитированного издания или бокс-сета" (еще одна "медаль" на шею бессменного дизайнера группы Донвуда).

Восьмой альбом Radiohead "The King of Limbs", позиционировавшийся как "(возможно) первый в мире альбом-газета", удостоился куда более противоречивых откликов, чем его предшественник, виной чему стал менее удачный сонграйтинг.

Дискография:

"Pablo Honey" (1993)
"The Bends" (1995)
"OK Computer" (1997)
"Kid A" (2000)
"Amnesiac" (2001)
"Hail to the Thief" (2003)
"In Rainbows" (2007)
"The King of Limbs" (2011)
"TKOL RMX 1234567" (2011)

Награды:

1998 - Лучший альтернативный альбом (Грэмми, за "OK Computer")
2001 - Лучший альтернативный альбом (Грэмми, за "Kid A")
2003 - Лучшая арт-дирекция видео (MTV VMA, за клип "There There")
2001 - 2003 - Лучшая группа в мире (награда журнала Q)
2008 - Лучший альбом (Награда Айвора Новелло, за "In Rainbows")
2009 - Лучший альтернативный альбом (Грэмми, за "In Rainbows")
2010 - Лучший блог группы (награда NME)

1996 - 2009 - 8 номинаций на BRIT Awards
1997 - 2008 - 4 номинации на Mercury Prize

08.11.2011, Дмитрий КУРКИН (ЗВУКИ РУ)

RADIOHEAD - свежие публикации:

Сайт: www.radiohead.com/deadairspace

RADIOHEAD

Radiohead, экспериментальная рок-группа из Оксфорда, образована в 1985 году.

Подробности из жизни:

Radiohead образовались в 1985 году в Оксфорде. Коллектив по традиции называют рок-группой, но в случае Radiohead этот ярлык является очень условным: британцы выработали свой собственный стиль, в котором можно вычленить элементы джаза, IDM, краутрока и самых разных ответвлений экспериментальной музыки.

Radiohead можно назвать образцом товарищества: состав группы, сформировавшийся еще под вывеской On A Friday (название было изменено в 1991 году по требованию выпускающего лейбла EMI; новое имя музыканты позаимствовали из песни Talking Heads "Radio Head"), не менялся никогда.

Колин Гринвуд (Colin Greenwood) – бас*, клавишные, перкуссия
Джонни Гринвуд (Jonny Greenwood) – гитары*, клавишные, эффекты, аккордеон, банджо, виола, гармоника, глокеншпиль, лэптоп
Эд О'Брайен (Ed O'Brien) – гитары*, бэк-вокал, Родес-пиано
Фил Сэлвей (Phil Selway) – ударные*, перкуссия
Том Йорк (Thom Yorke) – вокал*, гитары, клавишные, сэмплы, бас, ударные

* - основной…

Далее... →