GLASTONBURY FESTIVAL  Гластонбери 2011. Часть 2

Pulp, Elbow, Coldplay, Queens Of The Stone Age, Beyonce и Kaiser Chiefs - во второй части репортажа Звуков с крупнейшего британского фестиваля.

Звуки завершают отчет о лучших актах британского фестиваля Glastonbury. Начало репортажа вы можете прочесть здесь.

Cуббота на Гласто начинается пасмурно и дождливо, но прогноз обещает ясную погоду. И к первой пинте сидра облачность, действительно, начинает заметно редеть, укрепляя надежду на солнце в оставшиеся два дня. Утренний концерт Tame Impala на "Пирамиде" начинается со сложных психоделических композиций, но вскоре окончательно теряет энергию, и публика расходится после получаса их выступления.
The Gaslight Anthem заметно более энергичны: в прошлом их выступлении на Гластонбери сенсационно принял участие Брюс Спрингстин, и хотя в этот раз обходится без специальных гостей, группа выдает бодрый американский панк-рок, провоцируя зрителей на танцы в засыхающих лужах.

Тем временем на Other Stage певица и сочинительница Jessie J выходит на сцену на костылях. Однако сломанная нога не мешает ей неплохо отыграть концерт, сидя на золотом троне: отличный соул-вокал в сочетании с довольно известными хитами ("Stand Up", "Price Tag") публике явно нравится, многие подпевают.

Участие Pulp в качестве специального гостя на сцене The Park было общеизвестным секретом: люди в майках Pulp стали собираться у сцены задолго до начала концерта. Акустические системы "Парка" на такую толпу явно не рассчитаны: зрители, сидящие на склоне холма, слышат музыку только при благоприятном направлении ветра. Но ветер благоприятен, и Джарвис Кокер (Jarvis Cocker) в ударе: за час он успевает спеть свои лучшие вещи, активно пообщаться с публикой, подирижировать хоровым исполнением "Disco 2000" и "Sorted For E's&Whizz" (дебют которой состоялся на Гластонбери 16 лет назад). Завершение концерта — "Сommon People" на фоне потрясающего заката (погода всё-таки разгулялась) и слова Джарвиса о том, что "Гластонбери — это больше чем фестиваль, это чувство" — делают необъявленное выступление Pulp одним из лучших моментов фестиваля.


Впрочем, в это же время волшебство происходит и на сцене, ближайшей к The Park. Это, в общем, и не сцена вовсе, а маленькое кафе на вершине холма. Туда добираются единицы, и когда там обнаруживается группа , открывавшая Пирамиду накануне, это для всех становится сюрпризом. Марокканцы показывают мастерскую способность управлять эмоциями зрителей: если на "Пирамиде" толпа была погружена в гипнотический транс, то сейчас это - развеселые пляски вместе с музыкантами, общее братание и восторг.

Тем временем на "Пирамиде" Elbow показывают не меньшую способность захватывать умы и чувства. Они на Гластонбери выступают регулярно, и преданные поклонники у них есть. Поэтому, когда их вокалист Гай Гарви запускает "обратную мексиканскую волну" с приседаниями или заставляет публику петь Happy Birthday в честь 20-летия группы, всё это находит отклик в толпе. Припев последней песни "One day like this, the year will see me right" — это в точности то, что чувствует каждый посетитель фестиваля. Таких дней действительно хватает на год.


Субботнюю программу Other Stage заканчивают The Chemical Brothers. Для многих, впрочем, это - только начало ночи, которая продолжится до утра на многочисленных танцевальных площадках. Впечатляющее лазерное шоу, проекции многозначительных, иногда пугающих, картинок, в сочетании с увесистыми хитами — всё, чего ждешь от концерта Химических братьев, присутствует здесь в концентрированном виде. Высшей точкой концерта становится "Hey Boy Hey Girl", cыгранная заметно быстрее оригинала, а заканчивается концерт их самой известной песней, "Block Rockin' Beats". Успех живых выступлений The Chemical Brothers сильно зависит от окружающих декораций - и, наверное, Other Stage — лучшая из возможных площадок, которую они могут себе вообразить. Кажется, что в толпе нет ни одного трезвого человека — впрочем, возможно, на некоторых так музыка влияет. Стоящие в последних рядах еще успевают зацепить полчаса концерта Ли Перри (Lee Scratch Perry на небольшой сцене "G Stage" в двух шагах от Other. Там химии нет, весь дым экологически чист, как и музыка ветерана реггей. Впрочем, он более успешен как продюсер, а не как исполнитель, да и годы берут своё: на Гластонбери случались и более впечатляющие реггей-концерты.

Неплохо отстрелялись на Other Stage Mumford & Sons. Эта разновидность фолк-рока в последнее время набирает все большую популярность, но Мамфорды в своем жанре крайне убедительны и демонстрируют впечатляющий исполнительский рост.

Ну, а "Пирамиду" закрывает Coldplay, собравшие самую большую толпу за весь фестиваль — даже на U2 пришло меньше зрителей. И группа сделала всё возможное, чтобы стать главным концертом фестиваля. Фейерверки, лазеры, конфетти, начало концерта с известнейших "Yellow" и" In My Place" — впечатляющий старт шоу, продолженного тщательно подобранными фестивальными хитами. "Shiver" и "God Put A Smile On Your Face" приводят публику в состояние экстаза, поляна освещается файерами и свечами... Новые песни с пятого альбома предсказуемо оставляют публику равнодушными, но заканчивается концерт динамичными вещами "Politik" и "Viva La Vida", а на закуску у группы припасены "Сlocks" и "Fix You", между которыми Крис Мартин (Chris Martin) исполняет "What A Wonderful World", посвящая ее "тем, кто покрыт грязью, но любит этот фестиваль до последней капли крови". Расходясь после концерта, публика хором распевает только что звучавшие песни, что лишний раз подтверждает уместность прилагательного "культовый" по отношению к Coldplay.

Фестиваль растекается по маленьким сценам — cюрреалистической Arcadia, ветеранской "Spirit of '71", превращающейся ночью в дискотеку, многочисленным площадкам Dance Village с их электроникой на любой вкус... В цирке идет представление российской труппы BlackSKYwhite, работающей на стыке акробатики с абстрактным театром, в кафе Bourbon Street кто-то играет блюз... У Каменного круга леди пьют вино при свечах, негромко разговаривают, а ветер доносит им невесть откуда обрывки адского техно. Фестиваль в разгаре, впереди еще целый день.


Воскресенье начинается солнечно и позитивно. На "Пирамиде" группа Fisherman's Friends, выглядящая как завсегдатаи какого-нибудь портового паба: крупные мужчины средних лет, каждый из которых держит по пинте пива. Поют они традиционные морские песни — чаще а-капелла, иногда в сопровождении гитарки или аккордеона. Уже известную нам песню про Пьяного Матроса, открывающую их выступление, пытаются петь все, кто собрался на поляне в этот ранний час, но дальше припева, конечно, дело не идет. Несмотря на затрапезный внешний вид, группа получила контракт с Universal Music, и их прошлогодний альбом был в десятке английского хит-парада. Любят на британщине раздумчивую морскую песнь!

На сцене "Авалон" в этот день аж два интересных концерта подряд. Kitty, Daisy & Lewis играют сильно стилизованные под пятидесятые сёрф, скиффл и рокабилли, утоляя ностальгическую жажду публики по музыке, которая старше Гластонбери. А после этого на сцену выходят не менее ностальгические The Wombles — герои одноименного мультипликационного сериала семидесятых, пушистые грызуны из лондонского парка Уимблдон-коммон. Маски The Wombles раздаются всем зрителям, и концерт превращается в большой уомбл-праздник. Зрители, впрочем, пришли подготовленными: многие принесли с собой фигурки уомблов на шестах, и над толпой развевается болгарский флаг (в честь одного из героев сериала по имени Дядюшка Болгария). The Wombles играют песни из сериала, которые многие помнят наизусть — нечто вроде наших "Бременских Музыкантов" и по стилистике, и по разнообразию жанров, и по популярности.

К вечеру воскресенья фестивальная поляна начинает слегка редеть: те несчастные, кому в понедельник выходить на работу, вынуждены выбираться с фестиваля до его окончания. Фестиваль постепенно движется к концу, но окончание дня получается очень бодрым. На Other Stage играют Kaiser Chiefs, начинавшие с подражания Blur, но ушедшие куда-то в сторону The Who. Их сет построен в основном на новых песнях с альбома The Future Is Medieval, но и всем известные хиты — "Ruby"," Oh My God", "I Predict A Riot" — звучат не хуже, куда ж без них.


Последний хедлайнер Other Stage — рокеры Queens Of The Stone Age — закрывают фестиваль набором тяжелых риффов, что для Гластонбери не очень-то характерно. Изящную No One Knows сменяет Feel Good Hit of the Summer, с рефреном "никотин, валиум, викодин, марихуана, экстази и алкоголь". На фестивале, как видим, каждый находит себе что-нибудь по вкусу.

Кого-то вкус заводит на акустическую сцену, где играет Сюзан Вега (Susann Vega), а кого-то и на "Пирамиду", где последним концертом становится выступление Beyonce. Справедливости ради, надо отметить, что по количеству зрителей перед сценой Beyonce уступает большинству хедлайнеров последних лет: ее музыка - не в формате фестиваля, и многие недоумевают, что вообще она здесь делает. Однако фестиваль продолжает экспериментировать с жанрами, и Beyonce начинает свой концерт перед равнодушной публикой. Она заметно волнуется, пытаясь соответствовать своему статусу хедлайнера, начало концерта происходит достаточно сумбурно, но постепенно атмосфера разогревается, чему способствуют всем известные хиты "Crazy In Love" и "Single Ladies". Первая женщина-хедлайнер за последние 20 лет в Гластонбери не провалила концерт, сыграв всё, что от нее ожидалось (а сверх того, например, кавер-версию на Sweet Dreams группы Eurythmics). Несмотря на это, такой финал фестиваля оставил ощущение какой-то незавершенности.

Восход солнца утром понедельника был прекрасен, у Каменного круга собралось тысячи три человек, приветствовавших начало нового дня. Это было и началом новой эры Гластонбери: в 2012 году фестиваль решено не проводить, а с 2013 года начнется передача дел бессменного организатора Гластонбери Майкла Ивиса своей дочери Эмили. У Эмили в этом году родился сын Джордж, внук Майкла, которому, скорее всего, предстоит управлять фестивалем во второй половине XXI века.
А в том, что Гластонбери будет проводиться и тогда, нет практически никаких сомнений: лучший фестиваль в мире должен продолжаться, пока на нашей планете слушают музыку. Даже если это будет уже совсем другая музыка.

09.07.2011, Сергей ПАНЦИРЕВ (ЗВУКИ РУ)

GLASTONBURY FESTIVAL - свежие публикации:

  • Фестиваль - Флеш-рояль, 07.03.2024
    SZA присоединится к Coldplay, Дуа Липе и Рианне на главной сцене фестиваля Гластонбери »»
  • Фестиваль - Гластонбери-2023: там, где нас нет, 27.06.2023
    В этом году Звуки примерили на себя роль обычных онлайн-зрителей фестиваля и выбрали для вас 10 любимых эпизодов Гласто »»
  • Репортаж - Гластонбери-2022: танцы на краю пропасти, 07.07.2022
    Для каждого из 200 с лишним тысяч посетителей он останется мгновением счастья, главнейшим событием года, воспоминания о котором так хочется сохранить. Знаменитый фестиваль Гластонбери вернулся! Читайте и смотрите репортаж Звуков »»