В минувший уик-энд состоялся очередной, отмечающий в этом году 55-летие Glastonbury Festival - по-прежнему главный, с отрывом, музыкальный фестиваль на свете, вновь отдавший владения сэра Майкла Ивиса (Michael Eavis) на растерзание 210 тысяч зрителей и транслировавшийся в прямом эфире BBC. Их iPlayer (и приличный VPN) - традиционный способ присоединиться к празднику из любой точки планеты, которым с удовольствием - и благодарностью! - воспользовался обозреватель Звуков.
Номинальными хедлайнерами Гласто-2025 были The 1975, Нил Янг (Neil Young) и Оливия Родриго (Olivia Rodrigo), но немногим меньший интерес вызывали и так называемые "секретные" сеты артистов, на фестивальных афишах не упомянутых. В пятницу таковые отыграли новозеландская поп-звезда Лорд (Lorde), исполнившая все песни с ее вышедшего в тот же день нового альбома "Virgin", и шотландский певец и сонграйтер Льюис Капальди (Lewis Capaldi), вернувшийся на сцену после двухлетней паузы, которую он брал, чтобы позаботиться о своем ментальном и физическом здоровье.
Приходящийся Льюису дальним родственником Двенадцатый Доктор, актер Питер Капальди (Peter Capaldi), стал специальным гостем их земляков Franz Ferdinand, исполнив с Алексом Капраносом (Alex Kapranos) ни много ни мало "Take Me Out", а сыгравшая на Гласто впервые в карьере канадка Аланис Мориссетт (Alanis Morissette) спела "Ironic" с колоссальной - и явно заждавшейся ее - аудиторией. Тем временем свидетелями сета восходящей суперзвезды Грейси Абрамс (Gracie Abrams) стали Charli XCX и сэр Пол Маккартни (Paul McCartney).
The 1975 отыграли свой единственный, если верить им самим, концерт в 2025 году, сделав особый акцент на том, чтобы их наследие было "не про политику, а про любовь и дружбу". Про политику был второй день Гласто, чей хедлайнер, известный своей принципиальностью Нил Янг, угрожал самоотводом сначала фестивалю, а затем его лайвстриму, чтобы в итоге со всеми обо всем договориться. Куда сложнее был случай Kneecap - политически активных ирландцев, чья непримиримая поддержка Палестины заставила BBC отказаться от прямой трансляции их сета.
BBC это, впрочем, не спасло: выступавший перед Kneecap лондонский панк-дуэт Bob Vylan использовал доставшуюся им платформу, чтобы заставить аудиторию скандировать "death, death to the IDF!" В поддержку Палестины так или иначе выступили многие из участников фестиваля (от Inhaler до TV on the Radio до Wolf Alice), но агрессивная позиция Bob Vylan озадачила и организаторов фестиваля (считающих, что группа "переступила черту"), и местную полицию, выясняющую, заслуживают ли действия Bob Vylan (или, если уж на то пошло, Kneecap) уголовного расследования.
Куда менее противоречивым вышел самый громкий из "секретных" сетов уик-энда: загадочными Patchwork в субботнем лайнапе стала, как и ожидалось, группа Pulp, отметившая юбилей прославившего ее хедлайнерского сета на Гласто-1995 триумфальным выступлением, включавшим как песни с нового альбома "More", так и классику вроде "Common People", по ходу которой Оливия Родриго сидела на плечах у ее английского бойфренда Луиса Партриджа (Сид Вишес из мини-сериала "Пистолет"), а в небе над Гласто промчались "Красные стрелы".
Серьезную заявку на то, чтобы через пару лет стать хедлайнером Glastonbury, подала англичанка Raye, чей предзакатный сет включал премьеры двух совсем новых - неотразимых - песен, а ньюйоркцы Scissor Sisters вернулись после 13-летнего отсутствия в компании дружественных квир-икон сэра Иэна Маккеллена (Ian McKellen) и Джесси Уэр (Jessie Ware). Наконец, вездесущая Charli XCX провозгласила вечным "лето "Brat'a" - при участии исполнившей вирусный "Apple"-танец Грейси Абрамс.
В воскресенье обошлось без скандалов и вызывающе вирусных моментов. По-своему запоминающиеся сеты отыграли фестивальные фавориты в диапазоне от The Libertines и занявшего традиционный "ветеранский" слот Рода Стюарта (Rod Stewart) до Turnstile и St. Vincent. Меня, как обычно, особенно впечатлило выступление Элли Роуселл (Ellie Rowsell) и Wolf Alice, безукоризненно исполнивших программную связку из кавер-версии "Dreams" Fleetwood Mac и вдохновленной 1970-ми новой песни "Bloom Baby Bloom" и продолжающих производить впечатление группы, находящихся на расстоянии одного хита от хедлайнерских слотов.
Ну а прямо сейчас один из этих слотов по делу заняла Оливия Родриго - бешено популярная поп-звезда с рок-н-ролльными привычками, в ряд которых идеально вписалось камео Роберта Смита (Robert Smith) из The Cure - по мнению Оливии, "вероятно, величайшего английского сонграйтера", спевшего с ней "Friday, I'm in Love" и "Just Like Heaven". Не забыв и про все главные песни с ее альбомов "Sour" и "Guts", Родриго исчерпывающе ответила на вопрос, почему этим летом она закрывает не только Гласто, но и еще дюжину крупнейших и важнейших фестивалей по обе стороны пруда.
До следующего Glastonbury Festival - аж два года (следующим летом фестиваль возьмет загодя запланированный тайм-аут), а вот еще несколько хайлайтов Гласто-2025.
Автор обзора - кино- и музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "вольности перевода" Сергей Степанов.
2002 – Погиб Артур Пилявин («Квартал») »»
Conte CANDOLI (1927)
Van CLIBURN (1934)
Big John PATTON (1935)
Steve YOUNG (1942)
Валерий КИПЕЛОВ (1958)
DJ PIERRE (1965)
John PETRUCCI (1967)
Sharon DEN ADEL (1974)
Gareth GATES (1984)