GLASTONBURY FESTIVAL  55 лет - один ответ

Все главное о Гласто-2025 и лучшие фестивальные видео, от Бет Гиббонс и Pulp до Грейси Абрамс и Raye

В минувший уик-энд состоялся очередной, отмечающий в этом году 55-летие Glastonbury Festival - по-прежнему главный, с отрывом, музыкальный фестиваль на свете, вновь отдавший владения сэра Майкла Ивиса (Michael Eavis) на растерзание 210 тысяч зрителей и транслировавшийся в прямом эфире BBC. Их iPlayer (и приличный VPN) - традиционный способ присоединиться к празднику из любой точки планеты, которым с удовольствием - и благодарностью! - воспользовался обозреватель Звуков.

Номинальными хедлайнерами Гласто-2025 были The 1975, Нил Янг (Neil Young) и Оливия Родриго (Olivia Rodrigo), но немногим меньший интерес вызывали и так называемые "секретные" сеты артистов, на фестивальных афишах не упомянутых. В пятницу таковые отыграли новозеландская поп-звезда Лорд (Lorde), исполнившая все песни с ее вышедшего в тот же день нового альбома "Virgin", и шотландский певец и сонграйтер Льюис Капальди (Lewis Capaldi), вернувшийся на сцену после двухлетней паузы, которую он брал, чтобы позаботиться о своем ментальном и физическом здоровье.

Приходящийся Льюису дальним родственником Двенадцатый Доктор, актер Питер Капальди (Peter Capaldi), стал специальным гостем их земляков Franz Ferdinand, исполнив с Алексом Капраносом (Alex Kapranos) ни много ни мало "Take Me Out", а сыгравшая на Гласто впервые в карьере канадка Аланис Мориссетт (Alanis Morissette) спела "Ironic" с колоссальной - и явно заждавшейся ее - аудиторией. Тем временем свидетелями сета восходящей суперзвезды Грейси Абрамс (Gracie Abrams) стали Charli XCX и сэр Пол Маккартни (Paul McCartney).


The 1975 отыграли свой единственный, если верить им самим, концерт в 2025 году, сделав особый акцент на том, чтобы их наследие было "не про политику, а про любовь и дружбу". Про политику был второй день Гласто, чей хедлайнер, известный своей принципиальностью Нил Янг, угрожал самоотводом сначала фестивалю, а затем его лайвстриму, чтобы в итоге со всеми обо всем договориться. Куда сложнее был случай Kneecap - политически активных ирландцев, чья непримиримая поддержка Палестины заставила BBC отказаться от прямой трансляции их сета.

BBC это, впрочем, не спасло: выступавший перед Kneecap лондонский панк-дуэт Bob Vylan использовал доставшуюся им платформу, чтобы заставить аудиторию скандировать "death, death to the IDF!" В поддержку Палестины так или иначе выступили многие из участников фестиваля (от Inhaler до TV on the Radio до Wolf Alice), но агрессивная позиция Bob Vylan озадачила и организаторов фестиваля (считающих, что группа "переступила черту"), и местную полицию, выясняющую, заслуживают ли действия Bob Vylan (или, если уж на то пошло, Kneecap) уголовного расследования.

Куда менее противоречивым вышел самый громкий из "секретных" сетов уик-энда: загадочными Patchwork в субботнем лайнапе стала, как и ожидалось, группа Pulp, отметившая юбилей прославившего ее хедлайнерского сета на Гласто-1995 триумфальным выступлением, включавшим как песни с нового альбома "More", так и классику вроде "Common People", по ходу которой Оливия Родриго сидела на плечах у ее английского бойфренда Луиса Партриджа (Сид Вишес из мини-сериала "Пистолет"), а в небе над Гласто промчались "Красные стрелы".


Серьезную заявку на то, чтобы через пару лет стать хедлайнером Glastonbury, подала англичанка Raye, чей предзакатный сет включал премьеры двух совсем новых - неотразимых - песен, а ньюйоркцы Scissor Sisters вернулись после 13-летнего отсутствия в компании дружественных квир-икон сэра Иэна Маккеллена (Ian McKellen) и Джесси Уэр (Jessie Ware). Наконец, вездесущая Charli XCX провозгласила вечным "лето "Brat'a" - при участии исполнившей вирусный "Apple"-танец Грейси Абрамс.

В воскресенье обошлось без скандалов и вызывающе вирусных моментов. По-своему запоминающиеся сеты отыграли фестивальные фавориты в диапазоне от The Libertines и занявшего традиционный "ветеранский" слот Рода Стюарта (Rod Stewart) до Turnstile и St. Vincent. Меня, как обычно, особенно впечатлило выступление Элли Роуселл (Ellie Rowsell) и Wolf Alice, безукоризненно исполнивших программную связку из кавер-версии "Dreams" Fleetwood Mac и вдохновленной 1970-ми новой песни "Bloom Baby Bloom" и продолжающих производить впечатление группы, находящихся на расстоянии одного хита от хедлайнерских слотов.


Ну а прямо сейчас один из этих слотов по делу заняла Оливия Родриго - бешено популярная поп-звезда с рок-н-ролльными привычками, в ряд которых идеально вписалось камео Роберта Смита (Robert Smith) из The Cure - по мнению Оливии, "вероятно, величайшего английского сонграйтера", спевшего с ней "Friday, I'm in Love" и "Just Like Heaven". Не забыв и про все главные песни с ее альбомов "Sour" и "Guts", Родриго исчерпывающе ответила на вопрос, почему этим летом она закрывает не только Гласто, но и еще дюжину крупнейших и важнейших фестивалей по обе стороны пруда.

До следующего Glastonbury Festival - аж два года (следующим летом фестиваль возьмет загодя запланированный тайм-аут), а вот еще несколько хайлайтов Гласто-2025.










Автор обзора - кино- и музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "вольности перевода" Сергей Степанов.

30.06.2025, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

GLASTONBURY FESTIVAL - свежие публикации: