В декабре 2011 года старейший музыкальный портал Рунета Звуки.Ru отмечает свое 15-летие. К празднованию этой мощной даты мы подошли со всей ответственностью: начиная с марта, мы запускаем в клубе China Town серию концертов под кодовым названием "Звуки РУлят!", где будем знакомить вас с русской и европейской музыкой, которая интересна и близка редакции портала и ее слушателям.
Первый концерт состоится 17 марта, и ради такого случая мы привезем из дальних снежных краев группу, которая воплощает собой все, что нам близко. Moon Far Away - родом из Архангельска. Команда образовалась на 2 года раньше Звуков. За годы существования Moon Far Away уже добились европейской известности, а вот в России о них практически ничего не знают. Их музыка - хитросплетение фольклора, готики, арт-рока и транса, она сложная и одновременно - очень светлая. А когда слушаешь, как вокалистка Leda интерпретирует обрядовый фольклор, понимаешь: есть люди, для которых фолк - не аттракцион, а основа самостоятельного, цельного творчества.
Специально для слушателей Звуков группа даст большой сольный концерт полным составом, а также впервые покажет новый концертный видеоарт. Накануне концерта я поговорила с лидером группы CountAsh, на котором в группе держится все - от музыки и текстов до игры на редких инструментах. На протяжении всего разговора я пытаюсь вытянуть из него ответ на вопрос: почему, живя вдалеке от столиц, эти удивительные люди еще и носят маски на сцене?
Звуки.Ru: Moon Far Away - крайне загадочная формация. Я несколько раз ставила вашу музыку разным людям, и все интересуются: "это англичане или немцы?". Качество вашей музыки - европейское, основа - фольклорная, но при этом вы не стали таким же явлением массовой фолк-роковой сцены, как Пелагея, Мельница и прочие. В чем причина?
Count Ash: И сразу вы меня поставили в тупик. Я не знаю ответа на этот вопрос! Другое дело, что я не испытываю от такого положения дел особого неудобства, и, прямо скажем, не подсажен по этой причине на комплексы. Я вовсе не хочу быть "Мельницей" или "Пелагеей", при всем к ним моем уважении, и не хочу идти на компромисс, который неизбежен в данном случае. Пожалуй, мне нравится заниматься музыкой непрофессионально.
Звуки.Ru: Впервые вижу профессионального музыканта, который с гордостью говорит, что он - непрофессионал...
Count Ash: Для меня это - удовольствие и определенного рода служение. Но при этом я могу позволить себе два года ничнего не писать, занимаясь другими делами, которые очень интересуют меня в жизни. Не хочу контрактов, заcтавляющих выдавать на-гора альбомы вне зависимости от того, есть мне что сказать в данный момент, или нет. Ибо уж если жить так в музыке - то в чем останешься честен?
Звуки.Ru: О какого рода компромиссах речь?
Count Ash: О компромиссах производства "музыкального продукта". Все мои немногочисленные соприкосновения с миром, условно говоря, музыкального шоу-бизнеса еще раз убеждали меня в том, что я вижу свои песни, свои альбомы, наш имидж и так далее именно таким, каков он есть. "Снимите маски - увеличим в два раза гонорар за концерт!". На это мы, правда, пошли пару раз - что ж, тоже опыт, и он мне не понравился. И так - очень во многом. Ежели говорить вообще о бизнес-категориях в отношении Moon Far Away, то тогда это должен быть такой партнер, который воспринимал бы нас как данность, как "вещь в себе". На самом деле, это, конечно, не трагедия всей нашей жизни и не гамлетовы муки несостоявшейся Пелагеи. И мы вполне комфортно существуем в нашем собственном небольшом мирке, иногда врываясь в большой музыкальный мир как эдакая поморская экзотика. Просто все так, как есть.
Звуки.Ru: Я, кстати, периодически сталкиваюсь с этой позицией - "нам такое же, только с перламутровыми пуговицами", и недоумеваю: ведь это неизбежно ведет к стандартизации музыки...
Count Ash: Вот поэтому мы предпочитаем держаться той позиции, что деньги благороднее зарабатывать на другом поприще, а музыка пусть останется максимально чистой. Хотя кто знает? - возможно, в глубине души мы ждем, что кто-то переубедит нас в том, что подходы к музыкальному бизнесу могут быть другими. В общем, в этом мире так во всем, наверно...
Звуки.Ru: В чем секрет Вашего равновесия? Вы же весь день работаете на другой работе, откуда силы на то, чтобы держать глаза и уши открытыми?
Count Ash: Не ждите в ответ формулы, рецепты, объемы и намеки на инициацию Орденом Розовощеких Эквилибристов. На самом деле равновесия как такового нет. Как и все, мы пытаемся отыскать хоть какие-то вечные жемчужины среди всего того, что окружает нас в повседневной жизни. Просто я не думаю, что все было бы намного проще, или вообще принципиально иначе, если бы мы целенаправленно занимались исключительно музыкой. На этом поле всякий, кто чего-то добился, пожал то, что сам не сеял...
Звуки.Ru: А как вообще все начиналось? Что Вы хотели играть в юности и как пришли к тому, что делаете сейчас?
Count Ash: История Moon Far Away складывалась где-то глубоко внутри меня. Возможно, ее вообще не существовало во времени, она словно пульсировала и переливалась новыми красками, вися в пространстве. Внешние проявления были порой в чем-то противоречивы, для кого-то - даже скандальны.
Но сейчас я ни о чем не жалею, а внутренняя история - все-таки основная. Со стороны каждый видит все по-своему, и порой бывает так, что концерты, которые я сам считаю провальными, воспринимаются публикой - даже наиболее грамотной ее частью,- чуть ли не как откровение.
Возвращаясь к Вашему вопросу о первых днях творения MFA, скажу, что в начале было (по порядку) много русского рока, северного фольклора и британского пост-панка. Чуть позже - индастриала и прочей разнообразнейшей музыки под маркою indi (слово, которым сегодня называют чуть ли не наиболее скучный сегмент современной музыки для подростков). Все это я и слушал, и играл. До сих пор считаю, например, Joy Division одной из лучших команд в истории западной музыки, а их песни при этом воспринимаю столь же родными и близкими сердцу, как и поморские виноградия.
Звуки.Ru: Группа все это время формируется вокруг Вас и Ваших музыкальных интересов, или остальные участники тоже привносят свои элементы?
Count Ash: Думаю, не сильно погрешу против истины, если скажу, что вся идейно-музыкальная и концептуальная составляющая всегда исходила от меня. Я вообще совершенно не понимаю, например, как работали группы вроде Pink Floyd в свои лучшие времена, когда в их составе творили и создавали материал сразу несколько гениев. Как происходит коллективное творчество вообще, и каким образом в европейской культуре оно пришло на смену времени титанов-одиночек? Представьте, ежели б, например, Бах, Гендель и Бетховен вместе сочиняли бы, скажем, даже какую-то безделицу - например гимн для ФК "Зенит"? Поссорились бы моментально...
Звуки.Ru: Это была бы поистине апокалиптическая картина.
Count Ash: С другой стороны, другие люди, даже не привнося ничего формально в творчество - вроде собственных соло или тем - всегда привносят с собой часть своей души, своего видения, интерпретацию, настроение, энергетику. И часто сотворчество происходит на этом уровне. и это потрясающе. Поэтому я очень благодарен всем, с кем я работал за время существования Moon Far Away.
Звуки.Ru: Зато вместе проще пробиваться...
Count Ash: Ритм жизни меняется часто, в этом проблема. Дописывая альбом, я полгода жил по ночам, ложась спать около 9 утра и просыпаясь около 15... Пробиваться - это тоже что-то из другой музыкальной жизни. Пожалуй, мы никогда этим не занимались вообще.
Звуки.Ru: Получается, вы - такая "вещь в себе", а как в проект приходят новые музыканты? Как Вы выбираете голоса, например?
Count Ash: Moon Far Away - крайне нетипичная группа. Отбор в группу по профессиональным соображениям - минимальный. Я всегда приглашал в MFA людей, которые, во-первых, были духовно мне близки, с которыми мне было приятно работать и ездить в туры, чем просто профессионалов, которые отрабатывают на сцене работу и поют с нот. А во-вторых, я звал тех, кто реально хотел развиваться, учиться, принять заданный мной путь музыкальной эволюции. Порой эти честные, открытые и теплые отношения внутри значат куда больше, чем профессионализм.
Это то же самое, как выбирать между записью дома - когда досконально знаешь весь свой небольшой аппарат (а главное - то, какого звука хочешь добиться) - и огромной и дорогой студией, куда ты вложишь нереальные деньги, и где из тебя сделают очередную Арию, к примеру. А у нас единственная профессиональная певица в группе была самой крупной "кадровой ошибкой". Cлава Богу, что мы разошлись почти полюбовно. Можно сказать, что сверхзадача музыки MFA достигается духовными движениями, а не скоростью перемещения пальцев по струнам.
Звуки.Ru: И тем не менее, качество вашей музыки неизменно высоко. Как Вы этого добиваетесь в суровых поморских условиях?
Count Ash: Cуровые условия - это у вас внутри МКАД, а у нас - тишь, гладь да Божья благодать. Мы не добиваемся специально какого-то качества. Да и, положа руку на сердце, в звуковом плане у нас немало огрехов - просто они не столь важны при данном подходе.
Звуки.Ru: У нас внутри МКАД народ почти и не записывается. Либо на коленке в той же домашней студии, либо куда-нибудь в Европу-Англию, на Abbey Road - звукоинженеров пугать.
Count Ash: На коленке, кстати, куда как экологично! И коленка всегда с собой! Я вот слушаю полевые записи наших бабушек, которые только бы стеснялись в нормальном студийном "аквариуме" и перед большим микрофоном - и меня устраивает все. А по нашему студийному арсеналу - это как раз из разряда "когда б вы знали из какого сора". В общем, не важно это. Да и не назову я на память все эти мудреные названия...
Звуки.Ru: Ваша позиция лукава и опасна: Вы отдаете себе отчет, что составляете исключение из огромного числа "некачественных" музыкантов именно уровнем качества и проработки материала, но при этом проповедуете этот "наколеночный" подход. Это интервью прочтут люди, которые играют на порядок хуже - и помножат свой отвратительный иполнительский уровень на плохое студийное оборудование...
Count Ash: Соня, я хорошо знаю, что наш звук люди, которые реально концентрируются на этом аспекте, найдут варварским. Хотя "Беловодие" сводила моя тогдашняя супруга Эмилия Сааен, и этот альбом звучит очень здорово, недоступно для меня, и видимо, на максимуме из того, что могла дать домашняя аппаратура. А насчет результата от прочтения этого текста другими - ну, запишите на мой счет еще и возрастание количества плохой музыки в Юго-Западной префектуре Москвы...
Звуки.Ru: Вы похожи на супермодель, которая говорит "О, быть худой - очень просто! Хотя я что-то в последнее время слегка потолстела!"
Count Ash: Я вообще похож на супермодель! Но, думаю, восприятие этого диалога большинством читателей из Москвы будет совсем другим: самоуверенный провинциал, утонувший в собственных солипсизмах и живущий иной реальностью. У меня же столица - в голове, фронт там, где танки Гудериана, а утро - время, когда просыпаюсь я.
Звуки.Ru: Полагаю, им будет достаточно моей рекомендации. Я все-таки пытаюсь понять, в чем источник Вашего вдохновения. Откуда все это? Практики, медитации?
Count Ash: Мы все - крещеные в православии люди, хотя были и практики когда-то.
Звуки.Ru: Но Вы довольно уверенно подчеркиваете, что музыка группы носит отчетливый эзотерический характер, почему так?
Count Ash: Мне кажется, она просто шире какой-то конкретной духовной школы.
Звуки.Ru: Допустим, вы берете в исходнике материал заговора архангельской области - какую работу проделываете над песней, и что из нее стремитесь извлечь на свет божий?
Count Ash: Мы не используем заговоры в нашем творчестве. Cознательно не используем. это все очень чисто и конкретно работает, особенно в таком вот обрамлении как наше. Если же просто брать это как пример... мы как бы добавляем конкретному историческому тексту и мелодической линии некие новые гармонии, не противоречащие источнику и не содержащие новых слов в тексте. Как я вижу это сам - песня, найденная в трехмерной реальности нашего мира, словно бы обретает те грани, которые она имеет в иных, более высоких и свободных в плане формального выражения сферах бытия.
Представьте платоновский мир идей применительно к музыке - это мир, где каждая песня живет такой, какой ее создал Творец. В традиционных же культурах и пространственно-временных условиях эти произведения хоть и существуют в максимально чистом для этого уровня сознания виде (в этом плане фольклор - самый чистый носитель традиционных музыкальных ценностей), все же преломлены сквозь очень многие рамки.
Звуки.Ru: По сути, каждая аранжировка - род преломления.
Count Ash: Да, безусловно. но мы тоже имеем на это право.
Звуки.Ru: Какова же, в таком случае, ваша цель? И чем можно объяснить столь долгий "роман" с готикой?
Count Ash: Цель - создать современную ритуальную музыку, современный фольклор, который будет, с одной стороны, правопреемником всех традиционных ценностей и гармоний, заложенных в великом первоисточнике - русском фольклоре. А с другой - родить совершенно актуальный современному сознанию продукт, который был бы интересен и с формальной точки зрения, содержал в себе определенные открытия. Не стоит понимать фольклор вообще как нечто постоянное, замороженное, музеефицированное: он развивался на всем протяжении своей истории. Просто сегодня у нас есть такие технические хитрости, которых не имели в проявлениях своей творческой сворбоды музыканты 19 века, например.
На мой взгляд, готическая культура является наиболее чистым последователем традиционной европейской духовной традиции в музыке. К тому же, именно из готик-субкультуры мы черпаем вдохновение для различных звуковых инноваций, в том числе.
Звуки.Ru: Особенно непонятны становятся в этом свете ремиксы, которые вы делаете на собственное творчество.
Count Ash: На "Новом гимне России" все ремиксы делали другие музыканты, а сама песня - авторская. Идея была денести некий смысл людям, представляющим различные музыкальные субкультуры - от тяжелой музыки до чисто экспериментальной, готической или трансовой.
Звуки.Ru: Какова исходная точка - рацио, которое в любом случае хочется донести до слушателя?
Count Ash: Наверно, такой точкой можно назвать традиционную русскую духовность, которая вместила в себя элементы изначального язычества с его сказками и эпосом, и православных ценностей. Все это выражено в северном фольклоре в наиболее полном виде.
Звуки.Ru: Но Вы верно говорите, что музыка развивается, и фольклор в его современном виде - это музыка постоянного обмена. Как же происходит эта подпитка?
Count Ash: Чисто европейские архетипы, которые существуют в современном готик-движении, немецком и английском неофолке, скандинавской фолк-электронике, минимализме, амбиенте и прочих вкусностях современной музыки. А уж их сочетание в нашей музыке - видимо всего лишь вопрос почерка. Не я мешаю ложечкой это варево - я сам эта ложечка и есть!
Cложно отвечать на такие вопросы. Это уже уход от интеллектуального контроля, да в чем-то и просто игра, в конце концов.
Звуки.Ru: Чего требует занятие музыкой в большей степени - дисциплины, интеллекта, чувства юмора?
Count Ash: Не знаю, как с дисциплиной и интеллектом, но с чувством юмора в Moon Far Away определенно всегда было более чем в порядке! Хотя, когда дело доходит до записей или концертов, у нас все максимально серьезно.
Звуки.Ru: А откуда берется ваша традиция костюмированных выступлений и масок?
Count Ash: Это наиболее простой и доступный символизм обезличивания автора, перевоплощения в чистые медиаторы чистых образов. Эти костюмы не связаны ни с одной из конкретных традиций (исключение - наши чисто поморские пояса). Плюс ко всему, это тот самый элемент дисциплины - как военная форма или ряса монаха, по которой узнают человека, служащего высшему принципу.
Замысел возник перед первым же выступлением Moon Far Away, оно имело место в 2002 году в Архангельске, в каменном зале без окон самого старого здания города - Гостиного Двора. Уже тогда было ясно: чтобы представить нашу музыку, сценически нужно что-то особое. Собственно, мы и к концертам пришли далеко не сразу - сначала проект был чисто студийным и конспирологическим.
Эта традиция осталась практически неизменной до наших дней - лишь иногда, очень редко мы выступаем перед "своей" аудиторией без каких-то элементов этих костюмов. Хотя стараемся избегать и этого.
Мне, кстати, вообще очень нравится тот момент, что в залах других городов нас не знают в лицо. Всегда можно спуститься после выступления в публику и послушать, что говорят люди об услышанном. Сдается мне, что-то подобное делал Гарун-аль-Рашид...
Звуки.Ru: Это традиция, которую очень уважают Residents, Brugerie и Slipknot. Но, возможно, это и есть причина вашей относительно неширокой известности среди слушателей?
Count Ash: Список можно продолжать. К сожалению, когда-то все лица, скрываемые за масками, становятся известными. Исключение, пожалуй, составляет замечательный российский проект Dvar... но к чему лишать музыку ее чар? Что получает публика, узнав, что "дивный прынц на белом телекастере" - отец шестерых детей, неплательщик автоштрафов и домашний тиран? К музыке, которую он делает, это не имеет никакого отношения. Так что быть на сцене в маске - это не акт оригинальности или вычурности: это просто честнее.
Moon Far Away
China Town Cafe
17 марта, начало в 21:00
Главная группа Архангельска – Moon Far Away являются не только самым известным в мире и России музыкальным коллективом из города на Белом море, формацией, выведшей древний фольклор Поморья на уровень глобальной world-music и неофолк-сцены, но и проектом, обогащающим актуальную музыкальную культуру новыми формальными находками с каждым новым своим альбомом.
Дата образования:
1 января 1994
Подробности из жизни:
Главная группа Архангельска - Moon Far Away являются не только самым известным в мире и России музыкальным коллективом из города на Белом море, формацией, выведшей древний фольклор Поморья на уровень глобальной world-music и неофолк-сцены, но и проектом, обогащающим актуальную музыкальную культуру новыми формальными находками с каждым новым своим альбомом.
MFA - это фольклор XXI века, в котором истинная Традиция, не изменяя себе ни на слово и оставаясь кристально чистым источником, обретает полную творческую свободу в цифровых технологиях и формах современного искусства. Фирменный почерк Moon Far Away – это уникальный сплав глубинного обрядового и лирического народного искусства Русского Севера (как на уровне использования аутентичных текстов и песен, так и в виде воспроизводства народного стиля и духа в авторских композициях) с авторской музыкальной традицией Европы (с диапазоном влияний от Hildegard von Bingen и Henry Purcell до Wim Mertens и Владимира Мартынова); русского…
1988 – Вячеслав Бутусов распускает «золотой» состав группы «Наутилус Помпилиус» »»
Ennio MORRICONE (1928)
George "Mojo" BUFORD (1929)
Hubert LAWS (1939)
Greg LAKE (1947)
Midge URE (1953)
Warren G. (1971)
Максим МЕЛЬМАН (1977)