5 и 6 ноября в Архангельске пройдет 17-й по счету Всероссийский рок-фестиваль Беломор-Буги - старейший из ныне действующих отечественных фестивальных брэндов. Примечательно, что проходит он вдалеке от обеих столиц, крупных спонсоров, FM-станций и иных средств массовых коммуникаций, что в непростых российских условиях можно считать разновидностью подвижничества. Однако фестиваль процветает - и тому есть самое простое объяснение.
Начиная с 80-х годов, мы неоднократно наблюдали попытки искусственно родить спрос на региональные фестивали методом "насаждения сверху", оттянув внимание массового слушателя из центра на периферию. Но музыканты решали иначе: они попросту массово эмигрировали. Екатеринбург и Уфа 80-х, Ижевск и Калининград 90-х, Пермь и Казань 2000-х действительно помогли открыть новые имена, но они же стали первым искушением славой для новых звезд, которые быстро выбрали квоты местной публики и отправились покорять Москву и Питер. Попытки установить фестивальную традицию в опустошенном регионе, предпринимаемые выходцами из этого региона при поддержке предприимчивых москвичей, представляют собой в итоге не смотр местных групп, а "образовательный десант" разной степени циничности. Все это очень напоминает поведение нефтяных концернов: после того, как недра опустошены, развороченный регион с барского плеча получает полуфиктивную программу развития экологии.
На этом фоне "Беломор" выделяется самым выгодным образом. Его делают свои и для своих. Не привлекая для создания крутого фасада продюсеров-варягов и не особо заморачиваясь жанровыми ограничениями, организаторы "Беломора" целенаправленно занимаются развитием и поддержкой провинциальных рок-групп России, провозгласив это своей официальной политикой. И на мелочи не размениваются - приглашают лучших. При этом московские гости фестиваля почти всегда оказываются слабее коллег по уровню строевой подготовки.
Поэтому на сцене "Беломор-Буги" почти не бывает раскрученных звезд, но уровень музыкального материала неизменно высок. За минувшие годы на площадках "Беломора" выступило более 300 рок-групп из 55 городов России. И все это - заслуга продюсера Александра Мезенцева и его команды. Мезенцев - что-то вроде местного рок-божества: работает с несколькими архангельскими и северодвинскими командами, вывел на большую сцену замечательных гитареро Blind Vandal, ведет музыкальные программы на "Нашем радио", помимо организации фестиваля, работает редактором одноименной газеты "Беломор-Буги" и арт-директором архангельского клуба "Колесо". Когда он все это успевает - неизвестно. Есть подозрение, что на самом деле их трое.
Программа фестиваля составлена серьезно и грамотно. Двухдневный хэппенинг проходит с 15:00 до 21:00, а после этого всех его гостей ожидает традиционный after party в клубе "Колесо" - до последнего посетителя. Плотность выступлений чрезвычайно высока, каждый день выступает более десятка групп разного плана. При этом у фестиваля есть "нулевой день" - ставший уже давно самодостаточным фестивалем "Север-Буги". Он проходит в соседнем городе Северодвинске с 22.00, то есть после окончания основной фестивальной программы в Архангельске. Ряд гостей фестиваля параллельно выступает на этом фесте.
Группы-участники приезжают со всех концов страны - от Сыктывкара до Калининграда, и первое, что поражает всех, кто побывал на "Беломор-буги" - это уровень организации. На протяжении многих лет все репортеры Звуков поют осанну команде Мезенцева с ее отличным уровнем логистики и нездешней четкостью.
При этом за 2 дня фестиваль посетят несколько тысяч человек и пара десятков групп, и всех их встретит в Архангельске самый радушный прием. Размещение музыкантов, их еда и транспорт - непременная составляющая гостеприимства организаторов, а этим может похвастаться далеко не каждый российский фест.
"Беломор-буги" играет важную роль не только в общественной жизни северного региона, но и в рок-музыкальной жизни страны. Он благотворно влияет на актуальный музыкальный процесс Севера, взращивает таланты, приглашает на батл самые мощые команды и плевать хотел на формат. В самом деле, здесь могут себе это позволить.
Программа 17-го Всероссийского рок-фестиваля "Беломор-Буги":
5 ноября
1. Snacks & Pedals (Архангельск),
2. Chrome Masters (Архангельск) - heavy metal
3. Electric Iron (Архангельск),
4. Контейнер (Котлас),
5. Gentoo (Архангельск) - female metal core
6. Newton (Краснодар),
7. Enemy Down (Архангельск),
8. My Rezistance (Пермь),
9. Inexist (Ярославль) - heavy/power,
10. Yuri Mikhailov Group (Смоленск) - инструментальный рок
11. Аркона (Москва).
6 ноября
1. Fank Sтерлинг (Северодвинск),
2. Прохожий (Новодвинск),
3. Йота (Архангельск),
4. Kid Logic (Северодвинск) - инструментальный гитарный рок
5. Voltum (Череповец),
6. Karmuazine (Санкт-Петербург) - трип-хоп, готик, поп
7. Indigo Junks (Северодвинск),
8. The Kite Runners (Сыктывкар),
9. Scelta (Иваново) - gothic rock
10. Почти Непьющий Оркестр (Брянск) - фолк-панк
11. Пижоны (Москва) - ретро-рок
Подробную информацию о группах-участниках вы можете найти на официальном сайте фестиваля - www.belomor-boogie.ru.
17-й Всероссийский рок-фестиваль
"Беломор-Буги"
Культурно-развлекательный комплекс "М33"
Архангельск
5 и 6 ноября 2010 года
В этом году, как и много лет подряд, редакция Звуков будет вести свой репортаж с фестиваля. Поедем слушать музыку вместе!
1946 – Родилась Джейн Биркин - британская актриса и певица, жена шансонье Сержа Гинсбура »»
1958 – Родился Спайдер Стэйси, участник шотландской панк-фолковой группы Pogues »»
1986 – Первый концерт группы «Ноль» (в питерском клубе«Юность») »»
2000 – Закрылся "Melody Maker" - старейший музыкальный еженедельник Великобритании »»
2000 – Закрылся "Melody Maker", старейший музыкальный еженедельник Англии »»
Cecil PAYNE (1922)
Phineas NEWBORN (1931)
Dan BARRETT (1955)
Mike SCOTT (1958)
Ванесса ХАДЖЕНС (1988)