ТЕХНИКА  Саундчек: как спасти мр3

Знаете ли вы, что для того, чтобы скачанные вами из сети mp3 звучали по-человечески, вам нужна всего-навсего одна маленькая коробочка?

"Звуки" продолжают эксперименты с техникой. На этот раз в фокусе нашего внимания - новый вид устройств, - ЦАПы, при помощи которых мы пытаемся добиться приличного звучания от MP3-файлов.
Для начала - о том, что, собственно, за устройства мы сегодня слушаем. ЦАП (цифро-аналоговый преобразователь), он же DAC (digital-to-analog converter) – главное звено в цепи воспроизведения музыки с цифровых источников. ЦАП преобразует нули и единицы, считанные с дисков или файлов, в звуковую волну, которая в конце концов и поступает на ваши колонки.

Что и во что преобразует ЦАП
ЦАП есть в каждом устройстве, воспроизводящем цифровой звук, - будь то CD или DVD-плейер, звуковая карта компьютера или цифровой синтезатор. Соответственно, качества эти ЦАПы очень разного – от "копеечной" микросхемы, стоящей в модемах, большинстве аудио-карт на ноутбуках, айподах или в дешевых медиа-проигрывателях, до хитроумных устройств, интегрированных в аудиофильские плейеры. Так что не думайте, что если ваш ноутбук начинен FLAC-ами и прочим контентом, сжатым "без потерь", единственное что вам нужно – подключить к компьютеру качественные усилитель и колонки. Это, конечно, улучшит качество звука, но не сделает звук по-настоящему хорошим. И слабым звеном в цепи в этом случае будет именно ЦАП.

Как устроен и выглядит ЦАП? Это такая небольшая коробка, в которой есть цифровой вход (возможно, их несколько) и аналоговый выход – такой же, как у CD или кассетной деки. В тривиальном случае ЦАП получает цифровой поток с компьютера по USB и, таким образом, заменяет собой звуковую карту. В более сложном варианте ЦАП можно подключить к какому-то источнику, имеющему цифровой выход (например, к медиа-проигрывателю, играющему DVD и MP3 с дисков). Это в разы улучшит звук вашего дешевого "Панасоника" или даже BBK, "достав" из него по-настоящему точный звук.

Как услышать разницу
Теперь проведем эксперимент. Перед нами ноутбук со встроенной звуковой картой, а также два внешних ЦАПа. Первый – Cambridge Audio DAC Magic, доступная модель из серии "Hi-Fi для начинающих". Это устройство специально "заточено" для воспроизведения MP3 с копьютера.
C одной стороны этот ЦАП имеет USB-вход и работает как звуковая карта, с другой – имеет встроенный модуль DSP (цифровой обработки сигнала), призванный восстанавливать то, что утеряно при сжатии звука в MP3. Такой подход, конечно, не вполне соответствует идее Hi-Fi как такового (воспроизводить звук максимально точно, близко к оригиналу), но тут, что называется, контент диктует правила – чтобы качественно воспроизвести MP3, приходится как-то изгаляться. Для этого DacMagic сначала поднимает частоту дискретизации до 192 кГц и разрядность до 24 бит, чтобы затем обрабатывать сигнал как можно аккуратнее. Для того самого "улучшения" существует несколько видов фильтров (Linear Phase Filter, Minimum Phase Filter, Steep Filter), которые слегка меняют оттенок звука, делая его то более чётким и "жестким", то более "корректным" и живым. DacMagic имеет два цифровых входа, что позволяет подключать его не только к компьютеру, но и, например, к DVD-плейеру. Кроме этого, на ЦАПе есть балансный аудио-выход.

Второй ЦАП - Hegel HD10, уже серьезный аудиофильский аппарат, который как раз воспроизводит всё максимально точно, никакой обработкой не занимается и лишь аккуратно преобразует цифру в звуковые волны. Тут, конечно, никакой "заточки" под MP3 и никаких "улучшайзеров" – что на входе подали, то и слышим. Разница в подходе между Hegel и Cambridge Audio видна уже в питании. Первый подключается к сети с заземлением, второй - стандартным блоком питания на 12 вольт. В качестве воспроизводящей цепи мы используем усилитель Plinius 9200 и акустику System Audio Explorer.

Итак, проводим эксперимент. Первым делом послушаем запись, известную всем и каждому, а именно - трек "Brain Damage" с альбома Pink Floyd "Dark Side of the Moon". Песня эта интересна тем, что здесь есть и тихие куплеты, требующие максимума внимания к голосу, и более насыщенная часть, где все музыканты играют вместе и активно. В качестве источника будем использовать MP3-файл, сжатый в битрейте V0 с юбилейного CD-переиздания 2003 года. Сначала послушаем трек, сняв сигнал со встроенной карты. Перед нами старый добрый Pink Floyd, весьма недурственно, казалось бы, звучащий на хорошем усилителе и колонках. Теперь пойдем по восходящей и подключим ЦАП от Cambridge Audio. Первое, что бросается в глаза – пропадает "грязь" на верхних нотах гитары, которая была заметна на встроенной карте. Второе – инструменты начинают четко разделяться и обретают своё место в пространстве. Закрыв глаза, легко представляешь себе, где именно перед тобой находятся гитарист и барабанщик. Но самое интересное начинается, когда музыка переходит в активную фазу. С одной стороны, в общей картине вдруг явственно проявляется бэк-вокал, с другой – расцветают пышным цветом ударные – тарелки перестают звучать как шум, бочка слегка акцентируется, а у томов появляется "жир".
Попробуем попереключать фильтры. Они слегка меняют оттенок звука, действительно заметно смягчая его в одном случае из трех, но не в ущерб деталям (переборщив с мягкостью, нередко можно превратить звук в кашу, но здесь такого эффекта нет и в помине).

Теперь послушаем Hegel. На тихой части композиции позиционирование инструментов становится еще более четким, но чудеса начинаются именно в "активной" части. В бэк-вокале появляются отдельные голоса, еще четче оформляются томы, и неожиданно отчетливо и интересно звучит синтезаторная партия в финальной части. Восприятие постепенно приближается к эффекту, когда вы, слушатель, находитесь прямо перед играющей группой.

Но позвольте, мы слушаем MP3! Как же все разговоры о потере качества? Давайте теперь попробуем для чистоты эксперимента послушать тот же трек в формате FLAC, сжатом без потерь. Есть ли разница с MP3? Да, разницу можно заметить даже на встроенной карте (MP3, например, даже в высоком битрейте, безбожно "корёжит" тарелки, добавляя им противную шумовую составляющую). Четче всего разницу показывает Hegel, здесь отлично слышна потеря в MP3 высокочастотных гармоник, что лишает нас определенных нюансов в записи – голос и ударные в MP3 самую малость "зарублены" по высоким, да и с общей динамикой что-то не то. Удивительным образом, DacMagic воспроизводит MP3 и FLAC максимально близко к друг другу, причем противные MP3-шные артефакты в глаза не бросаются, видимо "улучшайзеры" от Cambridge Audio в самом деле кое-что восстанавливают.

Поэкспериментируем с другой музыкой. Самый удивительный эффект показывает акустическая запись пианиста Франческо Тристано (Francesco Tristano). В композиции "Strings of Life" чудеса показывает как раз Hegel. На этом ЦАПе отлично слышно, как в рояле у Франческо ходят молоточки, при этом звук этот в общей картине кажется совсем не лишим, а звучит еще одной интересной партией. На DacMagic заметно, что за звоном струн что-то есть, но этот звук как раз кажется случайным шумом, на встроенной же карте его попросту почти не слышно.

На роке и джазе Hegel и Cambridge Audio срабатывают одинаково неплохо. В "Resolution" Джона Колтрейна (John Coltrane) особенно хорошо звучит контрабас (слышно, как пальцы ходят по струнам, к тому же в звуке появляется фактура, объем), к тому же на Hegel неожиданно красиво подчеркивается фортепианная партия (эта штука, похоже, неравнодушна к клавишам – вспомните синтезатор у Pink Floyd). В песне Blur "Universal" аранжировка расцветает на обоих ЦАПах: здесь главным сюрпризом становятся струнные и духовые, ну и воспаряющий надо всем этим голос Деймона Олбарна (Damon Albarn) тоже звучит кристально.

Главный итог эксперимента в том, что даже MP3, сжатые в приличном битрейте (напомню, мы все время слушали файлы в V0) на внешних ЦАП'ах звучат более чем прилично. Скачок в качестве между встроенной картой и ЦАП'ом от Cambridge Audio просто поразительный. Если вы хотите улучшить качество домашней системы, на которой вы играете музыку с MP3, первым делом стоит задуматься о хорошем ЦАПе.

Наши эксперименты мы, по обыкновению, проводили в салоне Burmester, где всё это, и много другой интересной техники, вы можете посмотреть и послушать сами. Можно прийти без приглашения, а можно устроить себе персональный саундчек, договорившись заранее через форму на сайте.

28.06.2010, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

ТЕХНИКА - свежие публикации: