ОБЕРМАНЕКЕН  Презентация нового альбома "самой секретной из знаменитых групп"

24 февраля в клубе-галерее "День" прошла презентация нового альбома группы "Оберманекен" "Магнетизм". Это - третий официальный альбом группы. "Полшестого утра" записывался в Нью-Йорке, там же и...

24 февраля в клубе-галерее "День" прошла презентация нового альбома группы "Оберманекен" "Магнетизм". Это - третий официальный альбом группы. "Полшестого утра" записывался в Нью-Йорке, там же и распространялся. В России этот альбом имеется только в пиратских копиях. "Нега и роскошь" вышел прошлой весной. Его презентация прошла тогда в клубе "Бифитер", напротив которого находится магазин "Роскошь", что дало возможность Евгению Калачеву (одному из двух "оберов") предположить, что "Бифитер" - это и есть "Нега".

В "Магнетизм" входят и старые, но никогда не записывавшиеся вещи, и совершенно новые. После громкой презентации "Неги и роскоши", группа начала было часто концертировать, но в начале лета, буквально через пару-тройку месяцев после выхода "Неги", "Оберы" решили записать "летний" альбом. Диск должен был быть передавать настроение тех ярких дней начала лета 1999 (помните?), и выйти 1 августа. Предполагалось, что там будут песни, проникнутые ощущением жары, как "Таиланд" или "Игрушка " (для летних игр), или "Летние велосипедистки". Эти три песни были играючи записаны в свободное время за три дня на студии "Бобиксдох" (при театре О.Табакова). Казалось, весь диск будет отписан и сведен недели за две. Однако Анджей Захарищев фон Брауш, поэт и композитор, и основной вокалист "Обера" Евгений Калачев, отвечающий за все и обеспечивающий концепцию звучания, стилистику, аранжировки, укатили к себе в Нью-Йорк, где они как бы постоянно живут. (Сейчас, из-за обилия проектов в Москве, они чаще бывают здесь, чем там.) В разъездах и различных театральных проектах прошло время до сентября, когда "Оберманекен" в новом (увеличившимся на одного человека) составе открыл сезон выступлением на фестивале "Неофициальная Москва".

Этот состав - с новым клавишником - дал, наверное, наибольшую свободу и самостоятельность группе. Отстраненно-парадоксальный Брауш, со стихами, возвращающими к поэзии Серебряного века, алхимии средневековья и изощренности Оскара Уайлда, с музыкой, в которой чувствуется минимализм Филиппа Гласса, гармонии Грига, танцевальная эротичность Брайана Ферри, глубина и повествовательная исповедальность Дэвида Силвиана, - но в то же время это бесспорно самостоятельная музыка; Евгений Калачев, своим голосом, артистизмом, откровенной чувственностью и вкусом определящий весь образ "Оберманекена"; Геннадий Гордеев, - плотный, надежный фьюжн-роковый барабанщик; фанковый басист Борс и виртуозный классический пианист Евгений Скопинцев, - такой состав обречен на неповторимую индивидуальность и не укладывающееся в привычные рамки звучание. Если поэзию собственно текста обеспечивает талант Брауша, то поэзию интерпретации, трактовки создает Калачев. Каждому из музыкантов есть что сказать. В музыке "Оберманекена" очень сильно ощущается магия сотворчества. Несмотря на то, что песни довольно жестко структурированы, каждое исполнение - во многом - импровизация. Тут можно говорить не об "исполнении", а о "беседе", иногда "споре" партий разных инструментов, о создании общего информационного, или, магического, сказочного пространства, где есть все, кроме "единогласного одобрения" того текста, который поет Калачев или Брауш. Именно эта неоднозачность, многовариантность и многосмысловость и является отличительной особенностью "Обера" на концерте.

"Магнетизм" был записан в основном в Нью-Йорке на студии Сюзанны Веги, певицы, с которой "Оберов" связывает долгая дружба; дописан, сведен и отмастерен в Москве на студии "Станция Солярис". Получилась типично "зимняя" музыка. Весь посыл альбома сосредоточен в строках из заглавной песни: "Как мне спасти тебя от реальности, Как мне спасти твой животный магнетизм..." Музыка альбома прохладно-отстраненная, зыбкая, призрачная.

В концертном исполнении композиции, как говорили многие участники презентации, теряют в зыбкой прозрачности и предвесенней грусти, зато приобретают в ощущении жизни и магнетической животно-жизненной энергии. В какой-то рецензии на "Негу" было написано, что музыка прекрасная - и поэтому ее у нас не будут слушать - некому. Чушь все это собачья. Прекрасно слушают. У нас, не у нас - везде людям нравится хорошая музыка и хорошая поэзия, особенно, если это хорошо сделано и хорошо сыграно. И самые большие нарекания, в частности, серьезно высказанные на пресс-конференции, состоят в том, что трудно найти альбомы "Оберманекена" в России.

В пресс-релизе "Обер" представлен как "самая секретная из знаменитых групп и самая знаменитая из секретных". А вот этого - не надо. Пусть широкие массы трудящихся и не очень трудящихся граждан имеют возможность соприкоснуться с шедеврами группы "Оберманекен" - как вживую, так и на альбомах, - и без всякой таинствености и мистики сделать самостоятельный вывод: нравится - не нравится.

Альбом выпущен фирмой "Absolute Music Sound".

29.02.2000, Борис ЛАБКОВСКИЙ (ЗВУКИ РУ)

ОБЕРМАНЕКЕН - свежие публикации:

  • Альбом дня - Бриллиантовый Дым, 03.10.2011
    «Бриллиантовый Дым» — новый студийный альбом легендарной группы Оберманекен, ныне представленной одиноким фронтменом. Новый дендизм по-прежнему порождает занятные арт-объекты »»
  • Альбом дня - Бриллиантовый Дым, 29.09.2011
    Анжей Захарищев фон Брауш об альбоме »»
  • Анонс - Записки из подполья, 04.03.2010
    "Оберманекен" и "Николай Коперник" с их томными позами, манерными шелковыми пиджаками и уложенными прическами выглядят эдаким завораживающим анахронизмом из фактически несуществующего прошлого »»