МУМИЙ ТРОЛЛЬ  Икра редких рыб

Программа концерта, на котором Мумий Тролль презентовал "Редкие земли", была составлена преимущественно из композиций с совершенно другого альбома. Читайте репортаж на Звуках...

Мумий Тролль - лучшие мистификаторы, каких только знала российская поп-сцена. Даже в годы, когда на них были направлены все камеры и микрофоны страны, они умудрялись выстраивать перед собой пышную дымовую завесу. При всей внешней открытости музыкантов никто не знал, чем они заняты в настоящий момент, чем живут и на каком континенте в данный момент обитают. Они заставляют орромные толпы хором повторять слова, в которых нет ни малейшего смысла; колесят по миру с легкостью, которая естественна для какого-нибудь Bono, но удивительна для 40-летних парней из Владивостока, влюбляют в себя с первой улыбки. Илья Лагутенко давно перестал характеризовать стилистику группы словом "рокапопс", однако под это разноцветное знамя до сих пор встают музыканты младшего поколения. Наконец, только они способны, выпустив в Штатах один за другим три компиляции - "Comrade Ambassador" на русском языке и "Paradise Ahead" и "Polar Bear" на английском - дать в их поддержку турне по 40 (!) городам США, Мексики и Канады, в то время как их ровесники "по причине кризиса" планируют туры "Красноводск - Петропавловск-Камчатский". Похоже, на них и законы земного притяжения не действуют.

Издательская деятельность МТ выглядит в последнее время довольно сумбурно: если появление английских альбомов вполне объяснется необходимостью что-то продавать во время штатовского турне, то "Редкие земли" не объясняет вообще ничто. Предыдущий диск МТ, двойной альбом "8", вышел почти 2 года назад. В 2009-м году Лагутенко издал автобиографию "Книга странствий: Мой Восток", и увлеченно рассказывал о том, что намерен в ближайшее время продолжить занятие литературой, после чего вдруг анонсировал появление "долгожданного нового альбома", который при ближайшем рассмотрении оказался сборником би-сайдов - то есть собранием вещей, которые по тем или иным причинам не были опубликованы в составе предыдущих номерных дисков, - либо реаранжированные старые "номерные" композиции в несколько сумбурном порядке.

Впрочем, поклонники МТ уже приучены искать скрытые смыслы - даже тогда, когда Илья прямым текстом сообщает, что никаких "посланий" на диске нет. Ведь зачем-то группе необходимо, чтобы именно сейчас мы услышали эти песни именно в таком порядке и виде. "Это знакомый всем "Мумий Тролль", в котором, однако, для внимательного слушателя будет что для себя открыть", - говорит Лагутенко, добавляя: "В ее оформлении я использовал картину художника Жень Жи Тхеня, который мне очень нравится. Он из КНР и пишет традиционной китайской тушью, создавая урбанистические или очень экзотические пейзажи. Они у него состоят из иероглифов. На обложке "Редких земель" можно прочитать слова всех песен этого альбома, но на китайском языке. Я в этом деле старорежимный меломан - мне интересно, чтобы на выходящем диске было нечто большее, чем просто песни".
Хорошо, примем это без дальнейших объяснений. Больше, чем песни. Предполагается, что и концерт - больше, чем концерт: "живая" презентация диска "Редкие земли" состоялась в легендарной Горбушке (ныне - "ГлавClub", редкостно неудобное для написания название), и этим, по словам лидера МТ, "замкнулся 12-летний цикл". Однако в поисках скрытых смыслов мы рискуем пропустить происходящее на сцене.

Под приглушенный свет в зале собирались фанаты МТ - девочки и мальчики в матросках и тельняшках, с флагами и плакатами. Как только на сцене происходило любое движение - девочки начинали визжать так, что возникало справедливое опасение: весь концерт будет слышно только их. Однако звукорежиссер оказался поистине профи - волшебным образом звук со сцены все же "убрал" визг публики, и был на протяжении всего концерта четким и сбалансированным.

Первое, что стоит отметить, - посуровевший саунд и отличный свет. Предыдущее выступление "Троллей" в Б1 проигрывало "Горбушке" по обеим статьям, в этот раз происходящее на сцене отличалось редкостной членораздельностью. Гигантская видеопанель на заднем плане, скорее, была данью моде, нежели реально придавала шоу новую ценность, а зачастую смотрелась просто архаично - особенно на стареньких номерах типа "Уходим" и ""Воспитаннику упавшей звезды", которые были исполнены практически в "гаражной" версии 90-х годов. Но в повзрослевшей "Иди, я буду" свет и панели создали крышесносящее ощущение 3D.

Некоторое недоумение вызвало то, что программа, презентующая "Редкие земли", была составлена преимущественно из композиций с совершенно другого альбома "Икра" - добрая половина треков с него составила центральную часть программы. Яркие цветовые "хуки" отлично подсветили "Алмазами", исполнения которой, похоже, вообще никто не ждал. "Ранетка" тоже в последний раз исполнялась со сцены в каком-то лохматом году, и вызвала в зале бешеный шквал восторга.
При этом было очевидно, что концерт намеренно строится на песнях, которые не по тем или иным причинам подзабыты широкой публикой, рассчитаны не на хоровое пение, а на слушание. Лирический блок составили отличная композиция из фильма "Дневной дозор", "Прости, киска", "Лучи" - при этом Юрий Цалер пересел за клавиши, и нам вдруг стало понятно, откуда у Земфиры в состае взялся Шуров; вдруг прозвучала подзабытая "Шамора" - и народ очнулся.
А Илья обратился к публике с первомайским поздравлением:
- Не только делать музыку в течение 10 с лишним лет – это труд, слушать одну и ту же группу 10 лет - это тоже труд. Так что с праздником вас, трудящиеся!

Бог знает, что заставляет "мальчика из хорошей семьи" Лагутенко последовательно и упоенно продвигать в массы творчество Трэш-Шапито Ка4, однако и этот концерт не обошелся без дуэта со скандальным рэпером. Представив Ка4 как "обладателей премии Виктора Дробыша", Илья исполнил с ним "Скажи наркотикам – нет!", завладев для этой цели барабанными палочками. Песня, кстати, тоже входит в "Редкие землп'.

Финал был мощным: "Поспи, рок-н-ролл", "Кораллы", "Контрабанды", "Медведица", спетая сплитом с "Владивосток-2000" дали группе развернуться, а народу - оторваться. Уже перед самым концом выступления МТ запустили в толпу куклу-мумию, которая "прокатилась" по толпе и вдруг "зависла" прямо перед Ильей. А фан-клуб развлекался по своему - в какой-то момент с балкона в зал начали падать огромные синие шары. Вероятно, новая разновидность "Икры" - обещается, что полностью группа исполнит программу с этого альбома летом, на "Пикнике" журнала Афиша.

02.05.2010, Абрам ДЮРСО (ЗВУКИ РУ)

МУМИЙ ТРОЛЛЬ - свежие публикации:

Сайт: www.mumiytroll.com

МУМИЙ ТРОЛЛЬ

Although some may take this as an exaggeration, it always seemed to me that there was something more complex about Mummy Troll and Ilya Lagutenko than what appeared on the surface of his songs. It's...

Дата образования:

16 октября 1983

Подробности из жизни:

Although some may take this as an exaggeration, it always seemed to me that there was something more complex about Mummy Troll and Ilya Lagutenko than what appeared on the surface of his songs. It's not that he has a particularly exciting biography, however, nor does the group really stray far beyond the standards of Russian pop. But if you listen closely to the lyrics, you realize there has to be some sort of reason, or at least justification for either their esoteric showiness, or imaginative eccentricity (depending on your point of view). You just don't know where to look for that justification. When I found out that by the time he reached the status he knows today, Lagutenko had already obtained a diploma in African and Eastern Studies from the Far East State Universtiy in Vladivostok, and had lived in China for a while (which I'm sure did wonders to his lexicon and his concept of vocabulary), I was able to place an origin to some of the wildest imagery in his songs. Not that…

Далее... →