MORDOR  "Маска прирастает к лицу"

Накануне презентации второго номерного альбома группы Mordor ее лидер Оркус дает Звукам пространное интервью и дарит каждому из наших посетителей бесплатный билет на сегодняшнюю презентацию!

Год назад известие о том, что известные участники именитых отечественных групп собрались, чтобы под гримом играть industrial metal, многие восприняли как анекдот. Но проект оказался живучим: при полной поддержке публики группа музыкантов, пожелавших остаться анонимными, выпускает под "мордорским" лейблом уже второй альбом. Презентация пластинки "Жажда" проходит 18 апреля в клубе 1-Rock (первоначально планировалось, что концерт пройдет в Б2, однако клуб, как известно, закрыт вплоть до окончания суда по поводу пожарной безопасности помещения).
Накануне концерта я беру интервью у лидера группы, именующего себя Оркусом, и на протяжении всего диалога ловлю себя на мысли: больше всего этому человеку с доброй застенчивой улыбкой и ярко-голубыми глазами подошла бы роль рассказчика волшебных сказок. В сущности, именно этим Оркус и занимается - со всей отдачей и в полном согласии с собой он рассказывает нам со сцены страшилки.
Специально для посетителей Звуков Оркус сделал подарок: каждый из вас может сегодня прийти на концерт-презентацию с другом, и, произнеся кодовое слово БАНЗАЙ, получить для него бесплатный билет.

Звуки.Ru: Глядя на вашу группу, постоянно хочется воскликнуть: "Открой личико, Гюльчатай!" Вы планируете однажды снять маски? Зачем вам вообще потребовался грим?
Оркус: Изначально так было придумано - мы решили, что так интереснее. Так у нас больше возможностей делать то, что от нас никто не ждет.

Звуки.Ru: Я верно понимаю, что над вами довлеют некоторые ожидания публики, связанные с вашей работой в предыдущих проектах?
Оркус: Как один из аспектов - да. Они могли бы довлеть. Но в ситуации "no name no faces" - вообще проще, легче, да и интереснее. Мы решили в это поиграть.

Звуки.Ru: Давайте посмотрим на ситуацию, которая связана с аналогичными группами "без лиц". Группа The Residents, которая некогда мистифицировала поклонников, выпуская вместо себя на сцену кавер-бэнды, группа Lordi, которая вышла на Евровидение в результате флэш-моба, и вы - серьезные музыканты, которые всегда играли серьезную музыку. В чем смысл?
Оркус: Я не соглашусь по поводу "серьезной музыки": все, что мы делаем, несерьезно. Мы ответственны за каждое слово и за каждую ноту, но мы не можем сказать, что мы - серьезные музыканты, творцы, борцы... Скорее, мы - шуты. А что касается этого ряда - в мире достаточно команд, которые скрывают лица, но их имена, по большей части, на пластинках все же пишутся, упоминаются в прессе и так далее. Тот же Slipknot - все знают, кто там что.
Но нам стало интересно, что можно сделать вообще "с нуля". Сейчас, конечно, уже кто-то что-то знает...

Звуки.Ru: Вообще-то, мы знали с самого начала. Просто вежливо помалкивали, потакая вашим просьбам. Перед вашей премьерой мне, наверно, человека четыре позвонили с новостями. А потом те же четыре человека позвонили и сказали "только не публикуй".
Оркус: Да, все это происходит благодаря нашим друзьям, которые вдруг решили, что они нам этим сильно помогут. Эффект, конечно, стерся слегка. В любом случае - не знаю, продолжаем ли мы ряд этих групп, но в какой-то традиции, определенно, существуем. У нас столько всего намешано - не знаю, намешано ли у кого-нибудь из них столько. Потому что мы себя не ограничиваем. История с теми же Lordi – наверное, продуманный пиар.

Звуки.Ru: Начнем с того, что участники Lordi - профессиональные гримеры и авторы спецэффектов, именно это - их основной бизнес. А у вас, как я понимаю, гримером работает какой-то отдельный человек.
Оркус: Да, это - отдельный человек, его зовут Luxury Man, потому что мы считаем, что он нас наводит как раз глянец, так-то мы гораздо ужаснее, чем выглядим на сцене, а он нас как раз приводит в чувство - я о внутреннем мире говорю! Он наводит на нас глянец, чтобы мы вышли на сцену в более-менее удобоваримом виде для публики, чтобы не напугать там всех до сердечного приступа. Думали над образами, конечно, мы сами, а она нам помогал все это дело воплощать, так же как с костюмами.

Звуки.Ru: Такая странная история докторов Джекиллов и мистеров Хайдов
Оркус: Абсолютно верно, и многие друзья есть, близкие музыканты, похоже вы уже, так сказать, теряете, уже не понятно, где образ.

Звуки.Ru: Маска прирастает к лицу?
Оркус: Да-да, она уже вжилась, с утра я чувствую: прикуриваю - выдуваю огонь!

Звуки.Ru: Джин Симмонс (Gene Simmons) жалуется, что с момента, когда он впервые намазал лицо гримом и вышел на платформах в составе Kiss на сцену, в его психике произошло что-то необратимое. Рассказывает, что частенько ощущал себя "Демоном" в реальной жизни и вынужден был повысить самоконтроль.
Оркус: Ну, наверное, актеры тоже не совсем уравновешенные люди: понятно, что постоянно проживать чужую жизнь довольно тяжело. С другой стороны, они же не сходят с ума окончательно, а у них каждый день - разные образы... Но некоторые, бывает, сходят с ума, согласен.

Звуки.Ru: Вы рассчитываете на то, что будете играть долго?
Оркус: Мы рассчитываем на то, что будем играть столько, сколько будем играть...

Звуки.Ru: Это автоматически означает, что через пару лет, когда мы будем с Вами вот так вот разговаривать, Вы уже будете изрыгать огонь.
Оркус: Не исключаю, что я прилечу на драконе,- ну или мне так будет казаться. Буду самым странным языком изъясняться неизвестным, мордорским – все может быть. Ну, будем надеяться, что пока этот процесс - контролируемый, тормозимый, хотя это очень весело. Это - уже некий стиль жизни, и в это понятие, "мордорский стиль жизни", вошли многие вещи из рок-н-ролла.

Звуки.Ru: А что-то - из ролевых игр?
Оркус: Только если в узком немецком понимании этого слова. Нет, никаких хождений с мечами. Это все от нас очень далеко,- как, впрочем, и Толкиен. Кроме названия - ничего общего.

Звуки.Ru: А почему тогда "Мордор", если не Толкиен?
Оркус: Есть много вопросов, на которые я не могу ответить. Мне понравилось это название,- ну и потом, была же придумана эта страна. Изначально мы придумали, что Мордор всегда существовал, а Толкиен просто туда пришел и в присущей любому журналисту и писателю манере немного приукрасил и упростил предмет описания. На самом деле, действительность, в которой мы живем - гораздо страшнее, чем любой Мордор. Мы можем по сторонам посмотреть - вот Мордор, он вокруг нас!

Звуки.Ru: А вот что касаемо музыки, - я знаю одного парня, который утверждает, что знает, как звучит урукхайская музыка, и что Питер Джексон и его композиторы все переврали, и что это ни в одной глазу не хэви, а скорее нойз.
Оркус: Так мы ведь тоже не хэви играем! Я не знаю, как звучит настоящая урукхайская музыка,- тем более, что если я через два года буду знать, как она звучит, то тут еще должны будут присутствовать еще двое человек со смирительной рубашкой. Мы не утверждаем, что мы знаем, как она звучит. Просто под названием "Мордор" может происходить все, что угодно - от польки до угара страшного.

Звуки.Ru: То есть сам юмористический подход является залогом эклектики?
Оркус: Он не юмористический, а больше ироничный и ехидный. Ну, он является, на мой взгляд, гарантией впадения в пошлый героизм или в пошлый истеризм. А эклектика - следствие того, что нам просто хочется сыграть так, или интересно поиграть вот так. Просто сочинять, не ограничивая себя какими-либо рамками. Это очень здорово, когда можно не обращать внимания на то, понравится это кому-то, или нет. Ведь большие коллективы, по крайней мере подавляющее большинство, кроме совсем уже гениев, думают о том, как это воспримет уже устоявшаяся аудитория - не уйдет ли она к кому-то другому. У нас такого нет.

Звуки.Ru: То есть все же есть какие-то предзаложенные ожидания, от которых вы избавились?
Оркус: Да, конечно. Нам вообще изначально был интересно попробовать сделать виртуальный проект, существующий только в интернете. Не играть концертов.

Звуки.Ru: А ля Gorillaz?
Оркус: Да. Но когда мы начали репетировать, то поняли, что нас это втыкает самих, и пробовали сделать тени какие-нибудь, типа экранных... Но, в конечном итоге, пришли к такому подходу, дав себе полнейшую свободу - что в музыке, что в поведении. Это малодушно, надо сказать, освобождает от ответственности. Переоделся - ушел, и никто не знает, кто ты, бить не будут!

Звуки.Ru: Я вижу в этом какой-то аналог с работой пользователя в Интернете: он же тоже считает, что раз его никто не видит - значит, можно похулиганить. Можно пойти на форум или кому-то в блог, написать там какую-то фигню... Это иллюзия безнаказанности.
Оркус: У нас нет иллюзии безнаказанности, - более того, мы абсолютно ответственно подходим к тому, что мы делаем, что говорим и как мы это делаем. Просто создались такие образы, которые нам очень нравятся - например, я по жизни такой абсолютный раздолбай, и соответственно, такой кочевник-воин. А гитарист наш - жуткий педант, он меня регулярно "собирает", потому что на гастролях я бы потерял все, остался бы без всего, а он все разберет, все в пакетик положит, все аккуратненько - соответственно, он такой колдун. Ну, про бас-гитариста говорить нечего - он человек-птица, и про барабанщика все ясно. В принципе, у каждого из нас какая-то самая яркая черта характера легла в основу тех образов, которые мы придумали.

Звуки.Ru: Интересно, а как изменилась ваша музыка с появлением "Мордора"? Когда начинаешь педалировать в себе какую-то одну часть, она начинает диктовать что-то другое.
Оркус: Конечно, потому что это наиболее интересно нам на сегодняшний день. Тем более, начинают приходить какие-то идеи, которые были изначально не для "Мордора", но вдруг именно в нем "заиграли". Пока мы их еще не сделали. Какие-то вещи были написаны для себя или для кого-то еще, они были пропущены через призму нашего коллектива и наверняка вылезут либо на альбомах, либо еще где-то. Потому что, скажем, во время записи первого альбома мы еще были немного в шорах этих образов. Они дали нам свободу, но вместе с тем - дали и стены.

Звуки.Ru: А как это в музыке проявилось: чего можно, чего нельзя?
Оркус: Это, скорее, не в музыке, а в текстах. И в отношениях. Общее состояние было - ну вот, мы нашли некую грань иронии, и на ней надо держаться. Поэтому иногда какие-то вещи, которые в тот период писались, не брались "в обойму" - ощущалось, что они не соответствуют образу. А второй альбом получается несколько шире: мы поняли, что даже в маске героя можно петь про себя, про то, что тебя волнует в это конкретное время. Это не вселенское зло, которое сейчас разрушит мир,- это могут быть любые переживания - связанные с бессонницей, например. Но все равно это мордорское получается - мы же чудовища! И какие-то даже серьезные вещи, лирические баллады - тоже могут появиться на новом альбоме.

Звуки.Ru: Чудовищные лирические баллады?
Оркус: Они такие, страстно-чудовищные. Там одна баллада - настоящая попса, на радио возьмут.

Звуки.Ru: А что, хэви-метал-бэллад - известный жанр.
Оркус: Не, она попса. Ближе всего к индастриалу. Индастриал-метал, который Rammstein довел до совершенства. Нас все обвиняли в этом - и мы не скрываем, что находились под сильнейшим воздействием Rammstein. Но мы не украли ни одной ноты! Конечно, это сходное настроение, да и просто жанр один. Мы просто вдохновились этой музыкой.

Звуки.Ru: В свое время я вскоре после концерта Rammstein попала на Коачеллу, где выступал Ману Чао (Manu Chao). Cлушаю: типичный Rammstein, только в мажоре. И в какой-то момент мне попалось на глаза интервью, в котором Ману Чао признается, что он, оказывается, страшно уважает Rammstein!
Оркус: Не, ну такой огромный спектр музыки в этом направлении делается! Просто у нас об этом никто не знает. И жутко обидно, когда пишут: вот, Rammstein, Rammstein, - а там и до Раммштайна было довольно много интересного. Да, они первыми сделали грандиозное шоу и довели эту музыку до абсурдного блеска, но индастриал-групп много.

Звуки.Ru: Когда я говорю про индастриал, я, как человек испорченный журналистикой, думаю, скорее, про Skinny Puppy и Бликсу Баргельда (Blixa Bargeld).
Оркус: Это - настоящий индастриал. А я говорю про индастриал-метал. Я вообще-то в этих стилях ничего не понимаю, но запутаться можно, наверное. Мы тоже где-то там, вроде.

Звуки.Ru: Но вот что мне очень интересно - как сложился состав именно из этих людей? Ясно, как сложились сценические образы, но как подбирался сценический состав? Некоторые из вас - выходцы из одной группы, и еще парочка народу извне. Как получилось, что именно эти люди создали такой бронебойный коктейль? Вы что, все в детстве грезили орками, или недоиграли в гараже?
Оркус: Да нет, не грезили. Встретились как-то на концерте одной дружественной группы с нашим гитаристом и разговорились. Была у меня идея давно создать что-то вот такое вот такое, и даже название было. Мы поговорили об этом, а потом спустя некоторое время поехали на концерт в Питер, и там в гостях у моих друзей всю ночь ржали и придумывали названия альбомов: "Голограмма пустоты" - взрыв хохота. "А диск мы назовем "Обличающие скотов" - ха-ха-ха! А дальше мы порепетировали в моей "пещере" - в гараже, ночью Репетиции были уносящие здоровье, потому что на первой встрече мы играли все, что угодно: AC/DC, Nazareth - соседи с оружием приходили! А потом все пошло-пошло, всем понравилось - мы решили продолжать.

Звуки.Ru: Понятно, что есть музыка, которая вам всем нравится безоговорочно - это уже, скорее, поколенческое. Что можете порекомендовать нашим читателям?
Оркус: Есть музыка, которая всегда актуальна - это классика. Led Zeppelin, Pink Floyd время от времени можно переслушивать и что-то находить, хотя, кахалось бы, это уже не та энергетика, в моде - шквал звука . В последнее время - видимо, в силу родства, - много полезло немецкой музыки: Streikbrecher, Oomph!. Даже Pain.

Звуки.Ru: А всякая кровища, типа Immortal?
Оркус: Я как-то загрузил себе разной новой музыки и пошел в спортзал. Слушаю - дуамю: что ж такое, почему вся музыка такая однотипная? А оказывается, у меня все это время одна композиция крутилась в режиме random, и это было невозможно заметить, потому что эти гитары, похожие на отбойные молотки, действительно во всех песнях одинаково звучат. Но есть среди этого поколения групп и очень интересные. Например, Combichrist, которые разогревали Rammstein. Она больше клубная, а не стадионная, но очень хорошая. Скандинавская волна - вообще интересное явление. Хотя я допускаю, что у меня тоже наблюдается некоторая зашоренность в стиле: мне нравятся вещи маршеобразные и пронзительные. Например, у Crematory есть и то, и то.

Звуки.Ru: Для такой специальной команды, как вы, нужен, наверно, соответствующий антураж? На фестивалях, в сборных составах, наверно, и не поиграешь толком?
Оркус: Да нет, за год мы дали кучу концертов в составе фестивалей - то с металлистами, то с Гариком Сукачевым. У нас в стране на большой сцене вообще нет коллективов, которые играли бы что-то подобное.

Звуки.Ru: Ну почему, есть же дарк-сцена. В Питере, к примеру, целое дарк-движение, оно очень активно.
Оркус: Проблема в том, что это движение очень узкое и закрытое: "мы играем только готику и дарк-вейв и больше ничего не хотим". Достаточно какой-нибудь команде выйти за пределы жанра и просто поиграть с кем-то из другого "лагеря" - она обвиняется в продажности. Но мы считаем, что наша музыка достойна стадионов, она для этого делалась, и наша задача - не продаваясь и не прогибаясь, сыграть большое шоу на большой площадке. Просто это - долгий путь. Вряд ли что-то изменится в стране, чтобы эту музыку стали слушать больше. Но сидеть на темной сцене, упиваясь собственной гениальностью, мы не хотим. Я считаю, что готическая культура должна поддерживать своих героев и заниматься своей популяризацией. В той же Германии и Скандинавии публика очень активно поддерживает готику...

Звуки.Ru: Вообще-то, изрядная часть "готической" публики в Германии и Скандинавии - это девочки, которые слушают 69 Eyes и HIM.
Оркус: Но вопрос в том, что там у дарк-движения есть свои сцены и свои имена, и они действительно популярны. Например, в той же Германии проходят отличные готик-фесты, на которых играют Sisters Of Mercy или те же Rammstein. И фестиваль в 200 000 человек считается небольшим. К тому же, концерты там изначально строятся как шоу, как красивое представление. Мне кажется, что это ошибка - выходить на сцену непременно с целью спеть "правду-матку", рвать на себе тельняшку и не думать о зрелищной части концерта. Тот же Rammstein выходит на сцену, чтобы сделать красивый спектакль. У нас о том, чтобы сделать шоу, не думает никто.

Звуки.Ru: А ваши концерты тоже предполагают взрывы, фейерверки и сложную сценографию?
Оркус: Конечно! Просто это технически невозможно сделать на маленькой сцене и требует изрядного бюджета. Сейчас мы "вытягиваем" свои шоу на драйве и актерском мастерстве. наш нынешний уровень - это Ленинградский рок-клуб 80-х годов, поэтому многое определяет кураж, человеческий фактор. А у немцев все расписано: началось intro - пошел к рампе, тут сбоку взорвался файер, отошел вглубь - взорвалось все остальное. Четкий, техничный подход. А у нас - другая крайность.

Звуки.Ru: У вас, по-моему, подход ближе к итальянцам и испанцам - те же Ska-P все шоу "держат" на переодеваниях и скетчах. Это - наследие панковской культуры.
Оркус: Да, мы сейчас многое вытягиваем, фактически, на харизме. Поэтому все лидеры групп в России - харизматики.

Звуки.Ru: Но ведь это означает, что вы постоянно выкладываетесь на сцене. А у таких групп всегда высокая сгораемость. К тому же, приходится много "чесать" по городам - вы же на дисках не зарабатываете. А если экстраполировать ситуацию на тех же KISS - им для достижения мирового успеха потребовалось 20 лет. Вы столько пропляшете?
Оркус: Во-первых, пропляшем. Нам же не 80 лет. А во-вторых, посмотри на Лорда и Джаггера - они полны энергии. Это вопрос желания! Важен запал - и у Джаггера он есть, он отрывается в свои 156 лет, как будто ему 17. К тому же, нам в кайф играть вместе. Возможно, в разное время сущетвования коллектива бывают и усталость, и апатия - но к нам вернулось ощущение кайфа от игры. Мы ждем, когда начнем играть следующую песню, мы предвкушаем это. Из нас хлещет адреналин. Это возвращает все нервы и переживания. Например, переживания от переноса сегодняшнего концерта - из-за закрытия Б2 мы вынуждены перенести концерт в 1-Rock. Сейчас мы записали альбом, свели его в Нью-Йорке - и на него уже откликнулись из-за границы. Немцы нас перевели, написали благосклонные рецензии - пора покорять мир, потому что наша музыка подразумевает некоторую международность. При этом нас просят "только не переводите свои песни на английский!"

Звуки.Ru: Да, вас, пожалуй, стоит переводить на немецкий. Для большей эклектичности.
Оркус: Один наш приятель перевел наши песни на гэльский. А на новом альбоме звучит волынка - волынщик просто размазал нас по стене, когда начал играть на волынке под эти тяжелые риффы.

Звуки.Ru: Хорошая фишка, это ведь фирменный прием In Extremo и Tanzwut.
Оркус: Мы вообще думаем, что надо больше использовать этнические инструменты в записях. Мы вообще довольно долго работали над звуком - барабанщик 6 часов стучал в барабан, пока добился того звука, который был нужен. И если на прошлом альбоме было довольно много вещей, которые нас не устраивали, то на этом альбоме мы, наконец, приблизились к желаемому результату. С нами работал над мастерингом Вайнберг, который работал с Pantera, Metallica, Rammstein, Gorillaz - он попросил прислать ему пару вещей, очень обрадовался, говорит: "шикарная музыка!".
Вообще, мы ожидаем от этого альбома новостей, потому что он для нас - новый во всем.

Звуки.Ru: По большому счету, если ваш дебютный альбом был приложением к имиджу, то сейчас настало время заявить о себе музыке как таковой. Его будут слушать, и слушать предметно.
Оркус: Дай бог. В принципе, мы и к первому альбому относились не как к имиджевой вещи. Нам казалось, что мы сделали что-то такое, чего никто раньше не делал. Правда, была вероятность, что это никому и не нужно. А сейчас нам действительно хочется, чтобы это кто-то послушал: там даже есть какие-то мысли, переживания, лирика. Поначалу нам самим это было удивительно, были мысли: "а можно ли так?" Потом выяснилось, что можно все. Захочется сыграть кадриль - будем играть кадриль. Просто это будет наша кадриль, мордорская.


Mordor
Презентация альбома "Жажда!"
1Rock
18 апреля, начало в 20.00

13.04.2010, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

MORDOR - свежие публикации:

Сайт: www.mordorland.ru

MORDOR

Дата образования:

1 января 2008