THE DUKE ELLINGTON ORCHESTRA  "Каноны должны быть неизменны"

В Россию с небольшим туром едет легендарный The Duke Ellington Orchestra. Причём в состав играющих будут входить и те музыканты, которые застали самого мэтра. В частности, это пианист Томми Джеймс, который играл в составе оркестра ещё при Дюке. Кроме этого, он имел опыт сотрудничества и с другими известными исполнителями: Роем Эйерсом, Эртой Китт, Лайнелом Хэмптоном, The Temptations. Кроме того, его аранжировки джазовых произведений исполняли также LA Philharmonic, Buffalo Philharmonic, Atlanta Symphony, Brooklyn Philharmonic и, конечно, оркестр Дюка Эллингтона.

В Россию с небольшим туром едет легендарный The Duke Ellington Orchestra. Причём в состав играющих будут входить и те музыканты, которые застали самого мэтра. В частности, это пианист Томми Джеймс (Tommy James), который играл в составе оркестра ещё при Дюке. Кроме этого, он имел опыт сотрудничества и с другими известными исполнителями: Роем Эйерсом (Roy Ayers), Эртой Китт (Eartha Kitt), Лайнелом Хэмптоном (Lionel Hampton), The Temptations. Кроме того, его аранжировки джазовых произведений исполняли также LA Philharmonic, Buffalo Philharmonic, Atlanta Symphony, Brooklyn Philharmonic и, конечно, оркестр Дюка Эллингтона. C Джеймсом Звуки.ру обсудили сквозь телефонные помехи обсудили настоящее и будущее джаза.

Звуки: Мистер Джеймс, насколько я понимаю, предстоящие концерты будут не самыми обычными.
Томми Джеймс: Да, это будут специальные шоу. Не могу сказать, будут ли именитые гости… Вам организаторы что сказали по этому поводу?

Звуки: Обещали интересные интерпретации классических стандартов и, возможно, кто-то из известных исполнителей выйдет на сцену вместе с Вашим оркестром.
Томми Джеймс: Я слышал об этом, да, но конкретных имён я назвать пока не могу. Всё должно быть сюрпризом.

Звуки: С Вашим послужным списком Вы могли бы давно заниматься только тем, что нравится, или вовсе уйти на покой. Для Вас лично значит работа с оркестром?
Томми Джеймс: Это дань уважения моему старому другу, Дюку Эллингтону. Я стараюсь играть его музыку так, как это делал он сам, понимаете? Я не пытаюсь делать её более современной, понимаете?

Звуки: Понимаю.
Томми Джеймс: Воооооот. Его композиции уже совершенны, никто не может сделать их лучше, они не нуждаются ни в дополнениях, ни в интерпретациях. Моя главная функция – передать тот подход к музыке, который исповедовал Дюк.

Звуки: Хранить традиции?
Томми Джеймс: Да, можно сказать и так. Я часто пересматриваю старые записи с концертов, чтобы не забывать, как Дюк играл на фортепиано, как он держал оркестр. Одно дело играть в группе из пяти-шести человек, другое – делать это вместе с парой десятков музыкантов. Я стараюсь играть на том же высоком уровне, на каком это делал Эллингтон.

Звуки: Да, всем известно, что оркестр был прекрасной школой для многих выдающихся музыкантов, включая Луи Армстронга (Louis Armstrong), Эллу Фитцджеральд (Ella Fitzgerald), Джона Колтрейна (John Coltrane), Гленна Миллера (Glenn Miller) и многих других.
Томми Джеймс: Уверяю вас, что игра с Дюком – это ни с чем не сравнимый опыт. Разумеется, каждый новый музыкант, приходивший в коллектив Эллингтона, имел и талант, и мастерство. Но уровень Дюка был настолько высок, что проходило немало времени, прежде чем каждый мог хотя бы приблизительно играть так, как нужно. Дюк задавал всем очень высокую планку.

Звуки: Эллингтон умер 35 лет назад, но дело его живёт. Каким, по Вашему мнению, будет его оркестр лет, скажем, через 50?
Томми Джеймс: Вы будете удивлены, но я почему-то не думал об этом. Я надеюсь, что музыканты, которые будут играть, сумеют сохранить традиционный аспект игры Эллингтона. Время не должно поменять музыку. Да, сейчас всё стремительно меняется, но должны быть какие-то каноны, которые должны быть неизменны. И, конечно, я надеюсь, что оркестр будет существовать ещё долго после смерти тех, кто застал Дюка.

Звуки: Но ведь есть расхожее мнение о том, что джаз строится вокруг импровизации. Томми Джеймс: Скажем так, в рамках наших концертов музыканты имеют сольные партии, во время которых они могут импровизировать, но основная часть играется по нотам. Как написано – так и должно быть сыграно. Максимум, что мы себе позволяем – это интерпретация стиля, понимаете?

Звуки: Многие также считают, что джаз – это классическая музыка Америки. Вы согласны?
Томми Джеймс: Да, так и есть. Если подумать, это одно из самых значительных культурных явлений, которое Америка привнесла в мир. Понимаете?

The Duke Ellington Orchestra
9 апреля – Москва, Государственный Кремлёвский Дворец, начало в 19.00
11 апреля – Екатеринбург, ККТ «Космос», начало в 19.00
12 апреля – Тюмень, Тюменская филармония, начало в 19.00
14 апреля – Краснодар, КЗ «Премьер», начало в 19.00
15 апреля – Новосибирск, Новосибирская опера, начало в 19.00
16 апреля – Санкт-Петербург, БКЗ «Октябрьский», начало в 19.00
17 апреля – Санкт-Петербург, Гранд-отель «Европа», начало в 19.00

08.04.2010, Анна НИКИТИНА (ЗВУКИ РУ)

THE DUKE ELLINGTON ORCHESTRA - свежие публикации: