Агата Кристи известна своим умением обернуть любые шаги в своей деятельности наилучшим образом. Чтобы и засветиться, и выгоду поиметь, и обидно никому не было. А также, давно замечено, отличается непоследовательностью, которая не раз помогала группе выходить из сложных ситуаций с человеческим лицом.
Злопамятность журналистов услужливо подкидывает примеры такой непоследовательности.
После первой части "Триллера" обещалась и вторая, причем, как утверждалось, уже была готова; но так и не увидела свет.
Обещали не замещать трагически ушедшего Александра Козлова. Потом поругались с Котовым и остались совсем без кадров. Вот тут можно было распасться и умолкнуть, но коварство "Агаты" и любовь поклонников стали стимулом для нового набора.
Оттрибьютив НАИВ, братья Самойловы утащили в состав многосменщика Снейка, которому теперь предстоит поучаствовать в очередном для своей карьеры развале группы -но на этот раз хотя бы организованном. А клавишник Константин Бекрев был выкраден из Мира Огня, метко открытого конкурсом "Рок-герой". За такую кадровую поставку калининградцев, разумеется, холят и лелеют, да обещают насовсем лидера не забирать: поиграем, мол, и отдадим.
И вот – распад. В лучших традициях группы и этот маневр задуман как основательное коммерческое предприятие. Грандиозный тур от Владивостока до Германии неизменно собирает аншлаги. Обратите внимание: концерты в Москве и Питере – далеко не финальные. При этом в Москве играется уже второй по счету концерт с аналогичной программой. Состав музыкантов теперь таков, что каждый в группе имеет разносторонний опыт музыкального менеджмента – как следствие, ждать можно чего угодно.
Ныне вместо второго триллера записывается "Эпилог". Но мы с вами знаем, что в литературе и кинематографе уже давно выработаны приемы, которые позволяют создавать бессчетное количество сиквелов и после того, как над главным героем захлопнули крышку гроба. Что обычно бывает вслед за эпилогом? Некрологи, возвращение джедаев и мушкетеров, назад в будущее?..
А пока сиквел еще не создан и братья Самойловы еще не сконцентрировались на продюсировании, пока они держат концертную форму - идем на них смотреть.
Известно, что "прощальный" диск будет непростой: полностью новая первая часть, а позже – "старый багаж" в свежем исполнении. Следящие за туром знают, что именно так сет-лист "Агаты" сейчас и выглядит.
И знают, что шоу неизменно начинается со вступления, органично переходящего в "Письмо". Именно так программа строится и сейчас, но если есть в природе место концерту, покупающему с первой же песни, то сегодня у нас на глазах состоялся именно такой.
А пока шоу начинается, интригует сцена: всю ее занимает здоровенная черная фигня, и не понять, где же уместится группа. Фигня оказывается одним из экранов, и музыканты сначала появляются там: в каждом отдельном окне проецируется картинка с "рабочего места". После интро панель взлетает, чтобы открыть скульптурную композицию: на эстакаде вверху – Снейк и Бекрев, а внизу на фоне еще одного экрана кружатся с гитарами Самойловы.
Экран на заднике сцены непривычен, зернист, но от этого и более "честен", нежели современные панели, способные показывать картинку высокого разрешения и размера, но именно эта зернистость создает ощущение того, что экран – огромный, в традициях западных шоу.
"Поход", "Ураган", "Ты и я", "Секрет" - в старом материале пока не слышно существенных реаранжировок. Гитары братьев звучат привычно стройно, однако в какой-то момент "проваливаются" на задний план, со скрежетом выныривая из мешанины, затеянной ритм-секцией. Возможно, тут виноват звук "Олимпийского", который на новом "Пароле" резко начинает сдавать: на протяжении песни от Вадима слышно буквально три внятных слова. Либо слетели настройки, либо звукорежиссер к концу тура расслабился и устал.
Свет при этом прекрасен. Концептуально раскрашивает всё вокруг, гармонирует с экранами, не бьет в глаза, срабатывает под нужные акценты. На просторах нашей бескрайней родины по-прежнему мало площадок, на которых может развернуться светорежиссер, поэтому здесь его энтузиазм не гаснет.
Глеб участливо интересуется настроением москвичей. Москвичи довольны и готовы подпевать как старое, так и новое. Вот только акустика зала и тут подводит: слова, которые выводит зал, тоже сливаются в кашу. Если не знаешь текстов сам, часто их бывает не разобрать даже в шлягерах, давно перешедших в разряд русского фольклора.
Закончив с новинками пронзительным "Сердцебиением" и обреченной "Дорогой", обращаемся к хитам прошлого. "Пуля" и сольная песня Вадима "Никогда" идут блоком, который группа посвящает памяти Сергея Бодрова.
Органично звучит песня "Вольно!", наличие которой в программе вашего покорного слугу порадовало отдельно. Именно в этой вещи наконец проявляется обещанное обновление звука, которое сплошь и рядом случается со старой гвардией, подпитываемой молодыми музыкантами (если, конечно, гвардия - не из совсем застрявших в русском роке). Однако такие номера как "Два корабля" и "Черная луна" от электронной аранжировки, более близкой к ремиксу, поубавили в драматизме: не спасает даже традиционная исполнительская мощь Снейка. Мешает то ли примоченность барабанов, то ли подложка – из-за звука и не разобрать. Снейку, кстати, играть с "Агатой" очень идет.
Бекрев иногда спускается с верхотуры и бегает с басом перед рампой. Звук продолжает разваливаться. Солистов бросает то в жар, то в холод, и когда они обращаются к микрофонам с экзальтированными криками, кроме собственно криков, не слышно больше ничего - не узнать даже знакомых гармоний аккомпанемента. А в наиболее заслуженных боевиках братья зачастую поют с ленцой и даже небрежностью, которая, как назло, слышна очень отчетливо. Но что делать – эта томная интонация у них фирменная.
Однако все эти огрехи очевидны только для человека, который поставил себе цель сравнить впечатления от студийной работы и концертного исполнения песен. Массовый слушатель ждет, знает и подпевает с первых тактов – отлично. Главное - обозначить, чему подпеваем. Иногда публика с энтузиазмом угадывает мелодию, услышав знакомый рифф или просто "включившись" в тональность. Оцените подборку: "Ковер-вертолет", "В интересах революции", "Опиум для никого", "Как на войне" - и прикиньте, какую часть текста там пропели Глеб или Вадим. После этого (и уходящего в небеса "Корвета") самое время взять небольшую паузу: все-таки музыканты уже в возрасте, и скакать по сцене, надсаживая глотки, полтора часа, им непросто.
А теперь – слайды! На опустившемся обратно переднем экране – несколько фотографий из истории ансамбля с самого ее начала. Кстати, не всякому музыканту доводится поиграть не то что за ширмой, а вот за такой штукой, отгородившись от зала. Каково им там, интересно?
Экран тем временем превращается в театральный занавес. Вся группа спустилась вниз, чтобы выдать весьма разностороннюю концовку из почти синти-поповых версий "ХалиГалиКришна" и "Дворника", жесткой буффонады "Viva Kalman!" и последнего нетронутого боевика – "Сказочной тайги", спетого, наконец, честно и целиком, и даже с дополнительной репризой. Ну и в конце - ожидаемая "Я буду там" с благодарностями всем-всем-всем, кто организовывал, исполнял и слушал.
Если вы вдруг никогда не видели "Агату" - ее стоило увидеть сейчас.
Группа была образована в 1985 году в пригороде Свердловска (ныне - Екатеринбург) Асбесте Вадимом Самойловыми (вокал, гитара) и Александром Козловым (клавишные, вокал).
Подробности из жизни:
Немногие на отечественной рок-сцене склонны к стилистическим экспериментам.
Ещё меньшему числу артистов удаётся после таких выкрутасов сохранить, а тем
более умножить круг своих почитателей. И уж вовсе единицы обращаются при этом к
достаточно сложным музыкальным формам и маргинальным жанрам поп-музыки...
Агата Кристи - из таких вот удачливых смельчаков, преодолевших
затянувшееся отставание рока от музыкальной моды...
Группа была образована в 1985 году в пригороде Свердловска (ныне -
Екатеринбург) Асбесте Вадимом Самойловыми (вокал, гитара) и
Александром Козловым (клавишные, вокал). Некоторое время в составе,
официально именовавшемся ВИА РТФ УПИ (вокально-инструментальный ансамбль
радиотехнического факультета Уральского политехнического института) играли
также Александр Кузнецов (бас-гитара) и Пётр Май (ударные).
Хорошо разбиравшийся в радиоаппаратуре Самойлов сразу же взялся за сооружение
собственной студии звукозаписи.
Проблема выбора более характерного названия…
Irwin "Marky" MARKOWITZ (1923)
Big Mama THORNTON (1926)
Андрей МАКАРЕВИЧ (1953)
Jermaine JACKSON (1954)
Nikki SIXX (1958)
Darryl JONES (1961)
Евгений "Сдвиг" ЗВИДЕННЫЙ (1968)