ФЕСТИВАЛЬ  Пикник Афиши-2009: теплее, теплее...

Безалкогольный, зеленый и веселый "Пикник" журнала "Афиша" год от года хорошеет и прирастает новыми развлечениями. Нынче люди приходят туда не просто отдохнуть на травке и сыграть в петанк, но и послушать музыку. А это значит, что "Пикник" стал предметом пристального редакционного интереса Звуков. Винтаж, салют, петанк, Аманда Палмер и Madness - и еще сто развлечений в нашем репортаже...

Безалкогольный, зеленый и веселый "Пикник" журнала "Афиша" год от года хорошеет и прирастает новыми развлечениями. Организаторы тщательно учитывают прошлогодние ошибки, поэтому с каждым годом получается у них все лучше и лучше; к примеру, в этом году они наконец-то справились с основным раздражителем - очередями в туалет и грязью.
Снижение рекламной активности спонсоров положительно сказалось на составе мероприятия (и в качественном, и в количественном выражении: отсеялись самые агрессивные и странные посетители), а также, безусловно, помогло вывести фестиваль не только на самоокупаемость, но и на крепкий уровень представленного музыкального материала. Ибо не всякий согласится заплатить по 700 рублей за игру в фрисби, петанк или скрэббл на свежем воздухе, а вот за пару сильных хедлайнеров - с удовольствием. Похоже, "Афиша" нашла-таки рецепт счастья: оптимальная программа для оптимального числа зрителей.

Субботнее утро выдалось солнечным и расслабленным. Публика слонялась по закоулкам Коломенского, глазея на себе подобных (к сожалению, количество фриков в этом году на порядок меньше - видимо, для них цена на билеты также стала существенной преградой). Темой года стал разнообразный винтаж: "советские" мотороллеры, галереи и магазинчики, автоматы с газированной водой по 3 копейки, запуск воздушых змеев и ВИА Татьяна с песнями первой половины XX века.
Музыкальная часть первой половины дня не воодушевляла: главная сцена усердно отстраивалась (и даже, судя по всему, на ходу достраивалась), а мелкие площадки, будучи расставлены согласно неизвестному фэншую, "кричали" одна в другую, поэтому по холмам, словно волшебный кролик (тм), металось эхо.
Настойчивая рекомендация организаторам - в следующий раз (если фестиваль будет проводиться в Коломенском) пригласить к проектированию площадки звукорежиссеров, разнести музыкальные площадки на максимальную дистанцию друг от друга и учесть прекрасные ландшафтные возможности амфитеатра перед главной сценой.
Вообще говоря, лучше всего "Пикник" справляется с едой: кормят на территории фестиваля вкусно, разнообразно и с выдумкой. Единственная зафиксированная вашии корреспондентами очередь, которая вела не в туалет, змеилась около выездного кафе Темы Лебедева.

Около двух часов на главной сцене появились СБПЧ. Не сказать, что проект Кирилла Иванова и "Елочных Игрушек" обновился так уж радикально, и не сказать, что произошедшие перемены в составе - к лучшему. В 2008-м СБПЧ разросся до небольшого какофонического оркестра, итогом деятельности которого стал один из лучших альбомов года. За сим решено было поставить логическую точку - развивать идею "Оркестра" и правда было некуда. Вот только нынешний союзник СБПЧ Padla Bear заметно уступает предыдущим (Феничеву, Барецкому, Сурапову), а крен в рок-музыку видится скорее шагом назад, к выходившим в первой половине 2000-х сборникам "Alternative 100%". Padla Bear Outfit давно вышел за рамки одноразовой шутки, его песни не лишены хуков, а тексты - своеобразного пост-модернисткого черного юмора ("Я взял с собой ружье фанатов Чайф убивать"), но к печальному знанию о том, что "человек человеку чмо" и "мы все умрем", они мало что добавляют.

Bajinda Behind the Enemy Lines, по праву носящие звание одного из сильнейших концертных составов в России, в этот раз выглядели бледнее обычного. Самарцы, для которых этот сет был третьим за три дня, попросту не рассчитали силы. Несмотря на то, что вокалист Паша Тетерин по традиции блохой скакал по сцене, в выступлении было куда больше механического, чем живого. Расшевелить публику удалось только бодрой двоечкой "Money to Burn" + "Up in the Sky", безотказного концертного дуплета. Но в целом это был "не день Бекхэма".

Вышедшие следом Narkotiki, как выяснилось накануне, успели порядком приесться придирчивой публике. Если учесть. что концертный стаж группы даже за год не перевалил, надо признать, что ребята находятся на правильном пути. Сюрпризов и правда ждать не приходилось: песни с альбома "Планета Любовь" заслушаны до дыр, сетлист - от разгоночной "Забиваю" до финальной "Пума" - тоже заучен почти наизусть. Но сюрпризы были. Похоже, что за полгода концертов четверка стала лучше "чувствовать" собственный материал, сильные и слабые места каждого трека, научилась делать паузы и наоборот, выкручивать "ручку на комбике вправо" в нужные моменты. Неудивительно, что под Nrktk плясали даже самые маленькие посетители "Пикника" - по ощущениям это выступление группы было их лучшим.

Приглашение Касты с самого начало вызвало массу вопросов. Насколько ростовские рэперы соответствуют идеологии музыкальной программы "Пикника"? Не начнется ли массовый отток от главной сцены во время их выступления? Не соберутся ли поглядеть на "Касту" окрестные гопники? Оставим в стороне долгие дискуссии на тему "Каким должен быть русский рэп", просто потому, что жизнеспособность хип-хопа всегда устанавливалась не теорией, а практикой, К практике и перейдем. Дано: одна из самых известных и влиятельных рэп-группировок в России. Задача: прокачать публику. которая в массе своей лишь шапочно знакома с творчеством одной из самых известных и влиятельных рэп-группировок в России. Все домыслы и предубеждения, по счастью, остались далекими от истины.
Людей в "кэпках" и с "семками" у сцены разглядеть не удалось: куда больше гопников пришло на выступление "Ленинграда" на прошлом "Пикнике", да и на Madness в этом году, как выяснилось позже, собрались отнюдь не спокойные зрители. Влади, Хамиль, Шым и Змей пусть и обращались к аудитории как "ростовчани" к "москвичам" (а не как, скажем, рэперы к хипстерам), приготовили максимально дружелюбный сетлист, основу которого составили треки с вышедшей в прошлом году "Были в глаза". Выступление "Касты" более всего напоминало длинный музыкальный номер команды КВН, положенный на музыку Хобота, едва ли не лучшего в стране хип-хоп-диджея. Новые песни и новые шутки - "В супермаркете", "Ды-ды-дым" и, конечно, "По голове себе постучи", исполнение которой было чуть ли не специально оговорено организаторами, - по большому счету "попадали в зал", зрители смеялись там, где нужно. После сета девушка в цветных лосинах объясняла своему бойфренду: "Каста сделала себя сама. Это тебе не Тимати!" Вот она, сила ростовского речитатива.

Хулиганистая Аманда Палмер (Amanda Palmer) вышла на главную сцену Пикника в начале восьмого. В фирменных ярких чулках на подвязках, в высоких сапогах на шнуровке (не на каблуке, боже упаси!), в сложносочинённой юбке, корсете и с театральным макияжем. В общем, Баз Лурманн как он есть. Аманду сопровождала была банда из русских музыкантов, которых Аманда (язык не поворачивается назвать её Мэнди) "украла" у своего нынешнего товарища по музыке Джейсона Уэбли (Jason Webley). Собственно, именно благодаря Уэбли бывшая половинка The Dresden Dolls оказалась в России - после почти десятка концертов перед нашей аудиторией тот уговорил девушку повторить его подвиг.

Начало выступления Аманды получилось несколько скомканным и вялым: то ли сказалась усталость от питерского выступления, то ли благопробретенное накануне похмелье. К третьей-пятой песне девушка ожила и начала куролесить. В этом ей помогла водка. К сожалению, застольные песни не нашли у публики понимания: для большинства законопослушных присутствующих вечер был безалкогольным.
Если кто-то надеялся, что Аманда посвятит час своего выступления сольнику "Who Killed Amanda Palmer", то он ошибся. Кавалерист-девица, разумеется, вспомнила кое-что из того, что сделала совместно с Брайаном Вильоне (Brian Viglione), чуть-чуть остановилась на Регине Спектор (Regina Spector) и исполнила "House Of The Rising Sun", однако основной упор сделала вовсе не на выступление, а на конферанс. Периодически воздевая руки к небу, Аманда являла миру кустистые подмышки, тем самым подтвердив свой статус поклоницы красоты au naturelle - той же религии придерживается Peaches (у этой все более радикально: вихры враждебные, что выглядывают из под ультракоротких шортиков, успешно рифмуются с болтающимся между ног резиновым членом).

Самое веселье началось, когда на сцену вышел Уэбли. "Не доедет, не доедет", - говорили за неделю до описываемых событий. Да куда он, родимый, денется? Свободный художник с козлиной бородкой и длинными спутанными волосами, он-то и устроил на сцене настоящий угар. Думали, даже баян порвёт, но обошлось. Джейсон определённо русский душою - начали они с Амандой со слезливой цыганщины, в которой почему-то угадывались мотивы песенки шайки из мультфильма "Бременские музыканты", а закончили пьяными воплями в стиле "о-хо-хо-о-ха-ха". Десяток выступлений в России не прошли для Уэбли даром: "Look at your paletz! ", сказал он, когда надо было довести трезвую толпу до пьяного состояния нетрадиционнымии методами. "Admire your paletz!" - а дальше надо было, глядя на этот палец, поднятый вверх, обернуться вокруг своей оси тринадцать раз.
"Разве можно так издеваться над людьми?",- вопрошал коллега. Не можно, а нужно! Нельзя позволять леммингам нежиться на травке, надо открыть им новые пути достижения мировой гармонии. Палмер и Уэбли должны быть в авангарде современного искусства - вот кто действительно делает людей частью своего перформанса.

По окончании выступления Аманды приличная часть публики потянулась к выходу - на поле стремительно холодало. Танцпол (или, вернее, слэм-поле) заполнили люди, которые всеми правдами и неправдами пронесли на "Пикник" спиртное, а также бывалые походники, утеплившиеся к вечеру.
После часовой паузы над полем, наконец, раздалось знаменитое: "Hey you!.. Don't watch that!.. Watch this!" - на сцену выкатились живчики Madness. Многие в этот день попали на "Пикник" исключительно с целью подвергнуться прекрасному безумию, которое второй год подряд охватывает все мировые фестивали в честь своего реюниона. Невзирая на то, что за минувший год группа успела выпустить отличный альбом "Tle Liberty Of Norton Folgate", в сет-листе упор делается (что логично) на хиты начала 80-х: стартовав с "One Step Beyond", пожилые джентльмены в безупречных костюмах бодро проехались по хитам нашей юности (а для кого-то и детства): Embarrasment", "The Prince", "I'll Give You Everything" - и лишь после "My Girl" с мрачным соло на саксе выдали свежайший хит "Dust Devil".
Пожалуй, легенды ска впервые выступали за много лет в таких спартанских условиях: маленькая - не развернуться - сцена, плохо отстроенный звук (местами было слишком очевидно, что музыканты делают ляпы просто потому, что сами себя не слышат)... Соответственно, программа была перекроена с учетом размера сцены и состава аудитории в пользу медленных номеров, среди которых особенно хорошо прозвучали The Sun And The Rain" с уместной цитатой из Синатры, нетленка Лэби Сиффри "It Must Be Love" и регги Outer Space", известный широким массам в исполнении The Prodigy.
Большинство исполнявшихся номеров были лишены привычных акробатических па на сцене, - группа больше рассчитывала на активность публики: "House Of Fun", "Baggy Trousers" сопровождались счастливыми танцами и хоровым пением (кстати, знаете ли вы, что изобретателем знаменитого дикого стиля "nutty dance" является Карл Смит (Karl Smith) aka Chas Smash, принятый в состав команды именно благодаря своим безумным пляскам, и лишь спустя 10 лет научившийся играть на трубе?).
Центром внимания, разумеется, остается парочка Саггз-Барсон (Graham "Suggs" McPherson - Mike "Monsieur Barso" Barson). Отвязанно скакал по сцене пьяный в мыло гитарист Крис Форман (Christopher Foreman) - у него в тот вечер случился день Рожденья, поэтому вся группа при участии публики спела ему "Happy Birthday". А начало слэму положила Аманда Палмер, чье путешествие по рукам собравшихся вызвало такой восторг Саггса, что выступление пришлось прервать на пару минут.
Но вся акробатика, по традиции, досталась саксофонисту Ли "Киксу" Томпсону (Lee "Kix" Thompson), - если вы видели клипы Madness, вы знаете, что именно этого парня всегда запускают плавать с белухами, подвешивают вниз головой и заставляют летать на лонже. В этот раз неугомонного Ли понесло на одну из опор сцены, откуда он радостно махал толпе.
Между делом Саггз сообщил, что намерен порадовать аудиторию песнями "совьетского периода", после чего исполнил битловскую "Help", которая грамотно перетекла в хоровое исполнение "Our House". На этом основная часть завершилась, однако ждать бисов долго не пришлось - все страждущие получили на закуску возможность поплясать под "Night Boat to Cairo". Концерты Madness периода "послераспада" настоячиво вызывают в памяти другие "совьетские" ассоциации - что-то вроде очередного юбилея Льва Лещенко при участии Винокура, но в этот раз ассоциативный ряд был еще и подкреплен вполне аутентичным окружением: тут и КВН "Касты" в тему пришелся, и стиляги, и газированная вода по 3 копейки.

Вечер завершил умопомрачительно красивый фейерверк, после которого охрана вежливо проводила публику к выходу, а мы задержались, чтобы поблагодарить участников Madness за великолепный концерт и разжиться автографами. К сожалению, для некоторых посетителей "Пикника" окончание дня стало куда менее радужным: в силу того, что концерты Madness традиционно привлекают некоторое количество ультраправого народа, на площадке перед станцией метро "Коломенская" случилась массовая драка, в которой приняли участие несколько десятков человек.

09.08.2009, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: