Suzanne VEGA  А наяву - служить звездою

Самые лучшие выступления зарубежных исполнителей - первый и последний концерты в туре: первый концерт отличается мощнейшей энергетикой, а в последний вечер, словно делая рывок перед финишем, артист вкладывает все, что не успел сказать и пропеть за месяцы гастролей. В Москве с блеском завершила свой гастрольный тур Сюзанн Вега

Самые лучшие выступления зарубежных исполнителей - это, как все мы знаем, первый и последний концерты в туре: первый концерт отличается мощнейшей энергетикой, а в последний вечер, словно делая рывок перед финишем, артист вкладывает все, что не успел сказать и пропеть за месяцы гастролей. В театре последние гастрольные дни носят название "зеленых"; в эти дни артисты вовсю импровизируют на сцене и подшучивают друг над другом. У музыкантов схожие традиции - за кулисами происходит веселая возня, по окончании шоу обязательно отмечается окончание путешествия... а во время концерта исполняемый сет-лист может существенно отличаться от списка, который лежит под ногами у артистов.

Свои первые два визита в Москву Сюзанн Вега (Suzanne Vega), по ее собственному признанию, помнит довольно смутно - что, в общем-то, даже к лучшему: десяток лет назад певице довелось играть в казино "Мираж", куда простому поклоннику ее музыки попасть было решительно невозможно, да и чужда этой маленькой, улыбчивой женщине атмосфера шальных денег. В турне "Beauty & Crime" Сюзанн ждали "свои". Только свои, и таковых оказалось немного: VIP-сектор был полон, а вот партер остался полупустым. Люди приходили на концерт с внушительным запасом винила и компакт-дисков на подпись, с цветами и заготовленными словами благодарности. Детство и юность редакции Звуков.Ru тоже прошли под этой яркой звездой, и мы отправились брать интервью у Сюзанн целой толпой (интервью воспоследует на днях).
При встрече Сюзанн покоряет тихой, уютной красотой: она забралась с ногами на диван, весело и пространно отвечала на наши вопросы, живо интересовалась тем, какие ее песни мы любим - и я невольно задалась вопросом, изменится ли ее поведение, когда певица выйдет на сцену.

Она не изменилась - только чуть внутренне "собралась" и очень чутко слушала свой компактный состав: басиста Майка Виселиа (Mike Visceglia), постоянного участника ее группы, которого Сюзанн иногда "одалживает" Дане Мэйс (Dana Mase), и гитариста Джерри Леонарда (Gerry Leonard), известного нам по работе с Патти Смит (Patti Smith) и Дэвидом Боуи (David Bowie). Чистый unplugged, никаких ударных, никаких клавишных. Скупое освещение, тихий голос. Когда требовалось добавить плотности звуку, игру в три гитары дополняли ритмичные похлопывания Майка и Джерри по деке.

Исполнив в качестве вступления "Marlene On The Wall и "Small blue thing", Сюзанн поделилась с присутствующими своими познаниями в области русского языка ("да", "нет" и "Достоевский"), после чего пустила "пробный шар", давний хит "Caramel", вызвавший в зале настоящий шквал восторга. В полуакустической версии эта песня приобрела вязкость и фантазийную пространность. Последовавшая за ней "Frank & Ava" была предварена рассказом о непростом и красивом романе Фрэнка Синатры и Эвы Гарднер.

"Моя следующая песня называется "New York is a Woman", - сообщила Сюзанн. - Я действительно считаю, что Нью-Йорк - женщина, но далеко не всегда хорошая. Она хочет казаться милой но она - не леди. Она слишком много пьет, ложится спать под утро, не смыв с лица косметику, может вытащить у вас деньги из кармана во время поцелуя. Она громкая и бесцеремонная.
Я сегодня гуляла по Москве и заинтересовалась: какой это город, мужской или женский у него характер? Можно ли Москву назвать женщиной?"

Последовавшее "да" было предсказуемо. Еще какое-то время зал выяснял, какой женщиной можно назвать Москву. Сошлись на том, что дорогой.

"New York is a Woman", а также "My Favorite Plum", "Undertow" и еще несколько баллад позднего периода составляли "облегченную" акустическую часть концерта.

На "Tombstone" звук заметно потяжелел, позаимствовав интонации из гранджа, и начался блок "электричества": "Left Of Center" в версии, близкой к альбомной, "Blood Makes Noise" - с басом, который ритмически поддерживал дыхание Сюзанн, имитирующее толчки крови по венам... Очередная пауза была взята для того, чтобы сменить гитару и представить совершенно новую композицию, созданную в сотрудничестве с Dangermouse, - "The Man Who Played God'.
Однако энергетической точкой, кульминацией концерта стала давняя и любимая многими грустная баллада "The Queen And the Soldier", написанная Сюзанн в не самый радужный период ее жизни.

Завершали основную часть концерта два знаменитых хита: исполненная Сюзанн в одиночку, ничуть не потерявшая с годами своей болезненной проникновенности "Luka" и "Tom’s Diner" - в аранжировке, больше всего похожей на знаменитую танцевальную версию DNA, но исполненная посредством двух гитар c добавлением ритмических сэмплов. В этом виде песня звучала очень узнаваемо, и в то же время очень необычно. К тому же это была единственная за весь вечер песня, при исполнении которой Вега прошла по авансцене, общаясь с первыми рядами публики.
Сюзанн Вега чужда играм "поклонники - звезда" и не заставила себя ждать, когда зал устроил овацию в ее честь. Певицу дважды вызывали на бис. Прозвучали "Rosemary" и "In Liverpool", во время исполнения которых певица красноречиво приложила руки к сердцу.

Голос Сюзанн Вега полон той мудрости и проникновенной грусти, что роднит ее с Патти Смит и Джони Митчелл. В отличие от Патти, она ни к чему не призывает; от Джони ее отличает лаконичность выразительных средств. Вот уже 32 года Сюзанн поет о том, что ей довелось увидеть и понять на собственном жизненном пути - и это тот случай, когда тихие личные истории дороже чужих массовых откровений.

01.08.2009, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

Suzanne VEGA - свежие публикации:

Suzanne VEGA

Сьюзанн Вега родилась 11 июля 1959 года в городе Санта-Моника (штат Калифорния). К пению она приобщилась довольно рано, когда ей было пять-шесть лет. Музыкантами, чьи песни наиболее сильно повлияли...

Дата рождения:

11 июля 1959

Подробности из жизни:

Сьюзанн Вега родилась 11 июля 1959 года в городе Санта-Моника (штат Калифорния). К пению она приобщилась довольно рано, когда ей было пять-шесть лет. Музыкантами, чьи песни наиболее сильно повлияли на становление музыкального вкуса Сьюзанн Веги были Джоан Баэз, Джуди Коллинз, Пол Саймон, Леонард Коэн и конечно же Джони Митчелл. Биография Боба Дилана была ее настольной книгой. ╚Я не переставала восхищаться Диланом, потому что он сумел изменить свою жизнь, - говорит Вега,- И я собиралась проделать тоже самое╩. Первый рок-концерт Вега посетила в 19 лет. Это был концерт Лу Рида. После него она стала исполнять классику фолка по церквям и местным клубам. Песни Лу Рида дали ей свободу сочинять песни с позиции собственного опыта, а также наставили на путь, который позже назвали лирическим минимализмом. Это когда автор вместо того, чтобы рассказывать в песне целую историю, предлагает додумать, продолжить логическую цепочку слушателю. После окончания колледжа в 1982 году, Вега знакомится со…

Далее... →