"Сотворение мира", казанский фестиваль с сильным пацифистским уклоном, обещал такой лайн-ап, которого не было ни на одном фесте в Москве. На нем было собрано два лагеря исполнителей - этнических и прог-рокеров. Объединяла эти лагеря, главным образом, любовь к ним промоутера Александра Чепарухина. Наверное, он осуществил одну их своих мечт - показал широкому кругу зрителей свои любимые команды. Забегая вперед, скажу, что такой вкусный и большой кусок перепал казанцам впервые, и они просто не знали, что с ним делать. Во-первых, ни один из составов (не считая БГ, Машину Времени, Земфиру и казанцев Jukebox) им был не известен. Во-вторых, положа руку на сердце, если этника была еще легка для восприятия, то прог-рок - пища не для всех.
Начнем с места проведения - площадь Тысячелетия в центре Казани по размерам
даст сто очков вперед Красной московской. И вместо Собора Василия Блаженного
над ней возвышается мечеть Кул-Шариф. Впечатляет.
Время - 30 августа, день
рождения Казани и Татарстана. По такому случаю площадь была перекрыта, и
сколько в итоге на ней поместилось народу, судить не берусь, но точно очень
много. Как раз на фоне мечети и Кремлевской стены были установлены две сцены,
рядом друг с дружкой. Все очень разумно - пока одна команда выступает на одной
сцене, на соседней идут приготовления к следующему сету.
И никаких проволочек,
если не считать небольшой задержки перед
Keith Emerson Band, но он сам
виноват, что на таком агрегате пилит. Ведущие прекрасные: Ксения Стриж и Сева
Новгородцев, с шутками-прибаутками давали небольшой музыкальный ликбез перед
выходом на
сцену очередного участника. Сева всегда прекрасен в качестве радио-диджея, а в
паре с Ксенией он чрезвычайно импозантен.
Из дневников Купера: "На Площадь Тысячелетия, место проведения первого, как уточняют, фестиваля "Сотворение мира" мы пребываем к полудню (время в Казани московское). У сцены почти никого, нас встречают лишь милиционеры, среди них куда как чаще, чем в Москве, встречаются девушки. Из динамиков доносится стайповская "Everybody Hurts", в женском исполнении - этот голос и эту песню мы сегодня еще услышим."
Праздник начали около часа дня с мягкого джаза и этно, народ стоял только у
сцены. С перкуссии Ришада Шафи начался парад артистов world-сцены.
Инна Желанная, Сергей Старостин с двумя прекрасными певуньями,
Зуля Камалова чуть не с колыбельными песнями, ударные киевляне
Даха-Браха, которыми заслушался Киммо Похьонен (Kimmo Pohjonen),
Хуун-Хуур-Ту в компании с африканцами, Fairpoint Convention,
Джеффри Ориема (Geoffrey Oryema) - все они были красивы и небанальны.
К слову, Ориему я за несколько дней до фестиваля наблюдала в клубе Б2, где он
смотрелся значительно слабее, возможно оттого, что перед ним накрутили энергию
мощные Mystery Juice. Этих же приняли довольно сдержанно, люди не
знают, как следует себя в такой ситуации вести, вот и стоят смирненько.
Из дневников Купера: "Фестиваль стартует в час дня, с совместного
исполнения "What A Wonderful World" джазовыми дивами Ириной Томаевой и
Этери Бериашвили. На соседней, левой сцене эстафету принимает обладатель
самой большой в мире ударной установки Ришад Шафи с музыкантами из группы
Гюнеш. Седовласый Ришад, облаченный в зеленую робу, высекает из своих
бонгов, конгов и чуть ли не разменных монеток невероятные стакатто, чередует
арабские и кавказские мелодии, разбавляя их с приветственным воплями "Казань,
Казань, алейкум салам!", и ударяется то в медитативный транс, то в народные
пляски.
Ему на смену заступает живое воплощение сотворенного мира -
палестино-израильский ансамбль White Flag.
Мирный договор скрепляет
дородный угандийский бард Джеффри Ориема. Он и вправду чем-то похож на
африканскую инкарнацию Леонарда Коэна - тянет лирические песни под
гитару и завершает сет надрывным рок-боевиком памяти жертв 11 сентября, срывая первую
солидную порцию апплодисментов.
Зуля Камалова, собравшая с миру по нитке, исполняет номера на трех
языках,
Сергей Старостин и группа "Жили-Были" и выступающая
следом Инна Желанная обходятся одним - старорусским.
Последняя и вовсе
представляет публике чуть ли не русский народный трип-хоп, коктейль из басового
грува, неспешного танцевального бита и народных напевов. За ней, "без
объявления войны" и без перехода на другую сцену, приходит трио молодцеватых
казачек Даха-Браха. Ни дать, ни взять - украинский ответ ранним The
Creatures.
Девушки в шесть рук так интенсивно лупят по барабанам, что
Киммо Похьонен (Kimmo Pohjonen),
до того смирно сидевший на маленькой трибуне для
почетных гостей, не выдерживает, идет ближе к сцене и начинает притоптывать в
такт ударным.
Ударную мощь фестиваля поддерживают тувинцы Хуун-Хуур-Ту,
проверяющие слух зрителей на
восприимчивость к низким частотам горлового пения.
Сет фестиваля сворачивает затем в сторону британского фолка: на сценах (с
небольшим перерывом в виде двух акустических номеров гражданки мира Нины
Настасьи).
Вскоре на сцене
появляются хорошо знакомые московскому клубному люду шотландские фанк-рокеры
Mystery Juice и
английская формация Fairport Convention.
У первых музыка помобильнее и
больше способствует движухе: скрипка и электроника - беспроигрышное сочетание;
но традиционные английские рилы и джиги,
исполняемые любимцами БГ, казанцам по вкусу приходятся больше - на
Fairport Convention уже вся площадь
начинает весело пританцовывать."
Затем началась "музыка не для всех" - участники King Crimson тасовались,
словно карты в колоде, и выступили за вечер несколько раз в разных составах.
Бессменным участником почти всех "сборных сетов" стал Тони Левин (Tony
Levin), басист King Crimson. Он аккомпанировал фолкерам, джазменам и
авангардистам, а под конец принял участие в большой тусовке. Впрочем, об этом позже.
Кит Эмерсон только к концу своего короткого сета dsдал что-то такое, в чем
неподготовленному слушателю удалось бы уловить мелодию. А следом за ним The
Future Sound of
London провели полноценный психоделический сеанс.
Из дневников Купера: "Не то, чтобы сеты прог-рокеров старой закалки и Энвера
Измайлова, вынесшего на сцену аж 2 с половиной гитары (одну он повесил на плечо,
другую, с двумя грифами, прикрепил к стойке - с их помощью музыкант запускал
одну за
другой хитрые гитарные "петли"), были плохи.
Не то, чтобы Сева Новгородцев не
провел основательный ликбез, объяснив зрителям, что прог-рок наворочен и сложен
для восприятия.
Просто в данный конкретный момент, шесть вечера 30 августа в
Казани, монументальный прог и психоделия на этой сцене были не совсем уместны и
смотрелись, скорее, любопытной диковиной, явлением из кунсткамеры.
Финский
аккордеонист Киммо Похьонен, спору нет, колоритно смотрелся на фоне участников
King Crimson.
Но есть упрямое подозрение, что нехитрый битбокс
КВН-овского пошиба от 20-летних Jukebox (весьма странная, но необходимая
пауза в затянувшемся прог-роковом сете) оказались для публии куда ближе и
роднее, чем
пространные психоделические полотна из звука и света, рисуемые Газом
Кобейном из Future Sound of London и его психоделическим бэндом
Amorphous Androgynous".
После подобных музыкальных испытаний
Гребенщикова встретили очень тепло. Он
хоть и не везде понятен, но зато свой, родной. То же самое можно сказать о
Макаревиче сотоварищи.
Из дневников Купера: "Если вечерние прог-рокеры легкий путей к зрителю не искали, то Макаревич, Маргулис и остальные "машинисты", напротив, выбрали путь наименьшего сопротивления - "будь попроще и не выпендривайся": три относительно новых песни сначала, а затем набор традиционных хитов, включая "Свечу", спетой дуэтом с Патти Смит, и в конце неизменный "Поворот". Пройдет еще лет сто, а выступления "Машины времени" по-прежнему будет завершать эта песня, будьте уверены. Порукой тому сомнительный комплимент, озвученный одним из зрителей во время сета Патти: "Лучше бы дальше "машина" играла". Что хотим, то, наверное, и получим".
И вот мы уже практически подошли к кульминации: на сцену вышла легендарная Патти Смит (Patti Smith). И ее не приняли. Просто потому что не поняли. Поскольку она, прежде всего, поэт, языковой барьер сыграл здесь решающую роль. Люди стояли как вкопанные, лишь слегка догадываясь, что Патти выступала за мир и против войны. Певица пела и рычала, воздевала руки к небу, протягивала их к публике, металась по сцене, но ее жаркие призывы быть вместе, быть свободными и вообще быть людьми остались без ответа. 'Так это баба была?', спросил перед нами какой-то мужик, когда ее выступление закончилось. Простите нас, Патти, нам очень неловко. Надеемся, что вы остались под впечатлением хотя бы от красоты места.
Из дневников Купера: "Патти не было жалко - не такой это человек,
чтобы унижать ее жалостью - и все-таки ей можно было лишь посочувствовать. Она
старалась переиграть в 52-й раз каждую ноту в "Dancing Barefoot" (а это было не
легко - вслед за Патти ее песню объезжали все, кому не лень, от U2 до
Simple Minds). Она в буквальном смысле заходилась от крика на "Smell
Like Teen Spirit", собственноручно превращенной ею в пронзительную мантру. Она
вздымала вверх победоносные кулаки, требовала "Power to the People", взывая к
протесту против государств и правительств, пресвятая дева рок-н-ролла, готовая
порвать мир во имя "no more fucking wars". Тщетно. Это был не день
Бэкхема".
После была Земфира. Мы думали, вся площадь захлебнется в восторге, фанатки
сбегутся со всего города. Но они собрались только у сцены и вели себя прилично.
А остальная часть публики сдержанно реагировала на ярко аранжированные и всем
знакомые хиты. То есть, люди радовались, конечно, но никто не прыгал и даже не
пританцовывал ( для дотошных - стояли мы не у сцены, а где-то посреди площади).
Интересен был земфирин дуэт с Патти, они спели 'Everybody Hurts'
R.E.M.. Все же, Смит была мощнее. И дело здесь не только в возрасте и
опыте: Земфира поет о личном, Патти изначально пошла на другой пик и не только
его с триумфом покорила, но и удержала; для того, чтобы донести до людей любой
социальный посыл, нужно применять оружие массового поражения. Иными словами, мы
говорим о двух певицах очень ярких, очень самобытных, но выступающих в
разных весовых категориях.
Из дневников Купера: "В противовес Патти Смит Земфира была что называется "selfish", в себе и для себя. Бросила в адрес публики ироничное "Нам, татарам, лишь бы даром", положила на казанскую сковородку кусок традиционного сета из "Зеленого театра", начала с прыгучего фанк-попурри, и зачем-то умела его камерным и совершенно не обязательным "Блюзом", - словом, делала все, что хочется ей, о чем публика, вероятно, догадалась и ответила певице довольно прохладным приемом. На сцену, как и было обещано, снова вышла Патти и вместе с Земфирой спела ту самую "Everybody Hurts", "песню одного из моих друзей" (копирайт Патти). Заканчивать 10-часовое шоу на такой минорной ноте было бы глупо. Но на ней-то, слава богу, все не закончилось".
Десятичасовой марафон закончился джемом. То был гимн миру "All We Need Is
Love", перешедший в "Whole Lotta Love" Led Zeppelin, под
умопомрачительной красоты фейерверк. Подобное я видела только на
записях западных масштабных фестов, а тут - вживую. Красота неописуемая.
Будем честны, вообще в России никогда еще не проводили подобных мероприятий.
Это было мероприятие не только развлекательного толка, но и образовательного,
уж простите меня за пафос. У всех присутствовавших в тот день на площади
расширились понятия о музыке. Да, не все могли это принять и уж тем более
осознать, но так и должно быть. Главное, что сделан прорыв. Если дальше все
пойдет так же успешно, в России появится фестиваль мирового масштаба. Большое
спасибо организаторам за это.
Из дневников Купера: "Зур рахмат, Казань и все, кто устроил "Сотворение мира"."
Tito Sr. PUENTE (1923)
Doyle LAWSON (1944)
Luther VANDROSS (1951)
Gary PRIMICH (1958)
Евгений ФЕКЛИСТОВ (1968)
Avishai COHEN (1970)
Татьяна ЗЫКИНА (1981)
Kid HARPOON (1982)
Anna ROSSINELLI (1987)