MANOWAR  Ад на сцене, ад на земле...

Для кого-то Manowar - по-прежнему боги металла, для кого-то - лишь забавный анахронизм, артефакт 80-х. Правда, они до сих пор в состоянии собрать стадион. Принимайте или проваливайте.

В 80-х хэви-металл был "первым среди равных", а привлекательно поданные элементы экзотики в рамках жанра автоматически возносили их эксплуататоров на вершину рок-олимпа. Про Manowar, банду металлических варваров в шкурах и с двуручными мечами, слышали все. Саму музыку группы при таком раскладе слушать было уже и необязательно, хотя и она была весьма неплоха. Непонятно кем произведенные плакаты с портретами этих культуристов с гитарами украшали стены квартир тогдашней молодежи, падкой на религию Силы, через запятую с такими же левыми афишами "Конана-Варвара". Нам нравились варвары - пускай и американского производства.

Прошло время. Хэви-метал, пережив периоды взлета и падения интересов публики к своей громогласной персоне, стал теперь лишь одним из многих рок-жанров. Не больше, и не меньше. Европейские рокеры сами взялась за гитары и клинки, возродив идеологию варварства на рок-фундаменте в менее суррогатной форме. На рубеже веков какой-то компьютерный гений написал генератор хэви-металлической лирики. "Power, sword, eternal, war, battle, world, gods, heroes, wind, sky, blood, death, trust, hammer..." - для обеспечения его работоспособности вполне хватало даже этого набора слов. Как назывался генератор? Ну, разумеется, "Manowar"!

А что же сами былые боги металла? А они, как ни странно, выжили и сохранили некое подобие дееспособности даже в эпоху победившего киберпанка. И продолжают колесить по свету, заваливая старых и новых поклонников многочисленными концертными альбомами из серий "Hell On Stage" и "Hell On Earth". Они даже находят время и силы на запись новых студийных альбомов. Программы "Warriors Of The World" и "Gods Of War", разумеется, никаких новых горизонтов не открыли, но свое место в фонотеках метал-хэдов заняли.

Нынешний визит последних из могикан первобытного американского тяжеляка предваряла череда тихо замятых скандалов. Сперва вякнули в знак протеста религиозные лидеры нашего светского государства: "Как? Они собираются играть рок-концерт в канун Святой Пасхи?" Потом какие-то темные организационные причины чуть было не погубили дело за неделю до часа Х. Однако видеопослание музыкантов группы с извинениями российским поклонникам за грядущую отмену концерта продержалось на сайте группы лишь сутки, и подготовка к шоу возобновилась.

Но полно, а было ли шоу? Manowar больше не выходят на сцену в латах и шкурах, да и буйства огня и света на их выступлениях более не наблюдается. Черная-черная сцена. Черная-черная стена звукоусилительной аппаратуры на заднем плане, разорванная посередине ударной установкой. И четверо мужичков в штанах и жилетках из черной-черной кожи. Стандартный свет, немного дыма, пара видеоэкранов. Лысоватый звук, и масса громких и гордых, но удручающе похожих друг на друга песен.

Помню, как-то сидели мы на кухне с приятелем, а по радио передавали "Wariors Of The World". Приятель был из тех, кому в целом на металл наплевать, но кто вынес из 80-х детскую любовь к "Keeper Of Seven Keys" Helloween, "Metal Heart" Accept и, разумеется, к "Kings Of Metal" Manowar. "Надо же, еще живы, и даже старого стиля не утратили", - заметил приятель. И задумчиво добавил: "Впрочем, где-то я все это уже слышал..."

Когда-то у этой команды была парочка суперальбомов, ныне достойных входить в сокровищницу мирового рока - "Fighting The World" (1987) и "Kings Of Metal" (1988). В более ранних работах чуваки еще только "качали мускулы", а более поздние их записи, что уж греха таить, грешили самоповторами. К сожалению, на концертах из песен всех трех периодов играются лишь те, что легко исполнить в режиме "один вокал - одна гитара - бас - барабаны". Отсюда и некоторое однообразие. И даже в этом случае неизбежные хоровые рефрены, как правило, заменяются воплями фанатов в первых рядах. Нот не разобрать, зато масштабно. То есть вещичек вроде "Guyana (Cult Of The Damned)" или "Kingdom Come" на концертах Manowar увы, не услышать. Не позволяет по-спартански простое звуковое оформление концертов вкупе с неспособностью музыкантов петь хором.

"Holy War"... Барабаны Скотта Коламбуса (Scott Columbus) заполняют зал. Вокалист Эрик Адамс (Eric Adams) осторожно залезает в припевах на верха, предоставляя публике петь рефрены за него. Гитариста Карла Логана (Karl Logan) практически не видно, а если слышно, то только в соло. Основной рифф ведет бас-гитара Джо Ди Майо (Joey De Maio), высокого, темноволосого, нахохленного, подобно фантастической хищной птице. Как ни прискорбно, но студийный оригинал песни на пятьдесят процентов вытягивают редкие, но меткие спецэффекты - вроде краткого всплеска кастаньет после второго куплета, обратного эха на голос в куплетах или умело растянутой по панораме басовой партии. На концерте все эти мелочи либо отсутствуют, либо не читаются в силу акустических свойств "Лужников". То, что осталось, может в итоге с успехом исполнить не только Manowar, но и, пожалуй, любая московская кавер-группа. Что до семиминутной в оригинале "Mountains", то здесь вообще можно было вздремнуть.

Неприменный атрибут концертов группы - сольный выход Джо Ди. Грозный индеец минут десять пугал народ в партере фидбэками, издавал из своего инструмента грохот кровельного железа, а также играл фрагменты классических музыкальных произведений. Только что барабанными палочками с натянутых струн в зал не стрелял, хотя с него сталось бы. Но вот одна деталь: если, скажем, эксперименты Глена Хьюза с французской бас-гитарой "Vigier" носили весьма непродолжительных характер, то наш "индеец Джо", похоже, подсел на эту модель всерьез и надолго. По причине чего воспринимается теперь, как старинный автомобиль на современных колесах. Старый добрый "Rickenbaker" ему все-таки больше шел.

После соло Ди Майо разразился проникновенной тирадой, популярно объясняя народу "правила терки" - кто здесь true, а кто не true. А потом подкатил к партеру с традиционным вопросом: гитаристы в зале есть? Есть? На сцену!

Этой потешкой группа забавляет себя и народ довольно давно. Причем в "засланных казачках" даже нет необходимости. Расчет прост: в партере обязательно найдется пара-тройка музыкантов-любителей, на досуге разучивших пару песен своих кумиров. Почему бы не вручить ему еще одну гитару и не сыграть в компании с ним что попроще?

На сей раз счастливца звали Дмитрий, был он усат, волосат и одет в майку с лого Blind Guardian. Что, как мы уже выяснили, не есть true. "Тебе нужна новая униформа", - суровым тоном старшего сержанта сообщил Джо, протягивая "новобранцу" балахон "Kings Of Metal". Старая майка полетела в толпу, и чуть позже Карл Логан уже сообщал парню на ухо, в какой тональности держать рифф... Хм, интересно было бы подговорить всех минимально способных к игре на гитаре пацанов явиться в партер очередного концерта Manowar в майках с символикой Black Sabbath. Стал бы Ди Майо, чуть ли ни в каждом интервью поминающий их басиста Терри "GZR" Батлера, как своего вождя и учителя, объяснять народу "правила терки" на этом материале?

Дальше были старенькая "Kill With Power", относительно новая "Warriors Of The World" и классическая "Kings Of Metal". А на бис группа припасла "Hail And Kill" и "Black Wind, Fire And Steel". На традиционно растянутой коде, отобрав у братьев по оружию инструменты, Эрик минут пять "заводил" гитару и бас обратной связью друг о друга - еще один классический уже трюк группы, прекрасно знакомый нам по многочисленным ее концертным видео. Казалось, стонут уже непосредственно потолочные перекрытия стадиона. Другой группе подобного издевательства над своими ушами публика бы не простила - но на Manowar народ именно за этим и ходит.

Тут, собственно, все и закончилось. Под гремящую в записи "The Crown & The Ring" народ начал осыпаться с трибун.

Для кого-то Manowar - по-прежнему боги металла, для кого-то - лишь забавный анахронизм, артефакт 80-х наподобие Sigue Sigue Sputnik. Правда, в отличие от "спутников", они до сих пор в состоянии собрать стадион. Принимайте или проваливайте.

09.04.2007, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

MANOWAR - свежие публикации: