Есть мнение, что определению какого-либо жанра стопроцентно соответствуют лишь артисты "второго эшелона". Звездам первой величины в рамках жанра всегда тесно, их творчество выпирает за очерченные критиками рамки во все стороны. Собственно, это одна из причин, по которым их деятельность и попадает под определение творчества. Диско-миф трещит по швам, и разваливается, как карточный домик, стоит лишь пристальнее вслушаться в работы ABBA, Bee Gees или Boney M. Правда, последние, в отличие от первых, были и остаются не группой, а скорее проектом, причем созданным именно для исполнения диско. Но и их музыка практически сразу вышла за определенные для нее границы.
Изначально группы не было. Песен в привычном смысле этого слова - тоже не было. Да и стиль "диско" особого значения не имел. Была ни к чему не обязывающая "этикетка" Boney M, под которой средней руки поп-композитор Франк Фариан (Frank Farian) записал в 1976 году музыкальное сопровождение (его даже песней сложновато назвать) для нового модного танца под названием "бамп". Совершенно неожиданно тема "Baby Do You Wanna Bump?" попала в европейские хит-парады, и молох шоу-бизнеса возжелал, чтобы означенные Boney M появились на сцене. Но поп-мир не любит тридцатилетних, а Фариан к описываемому моменту уже перешагнул этот рубеж. Поэтому ему в срочном порядке пришлось выставить вместо себя четверку концертных альтер-эго: певицу Лиз Митчелл (Liz Mitchell) из Le Hamphry Singers, не имевших до этого музыкального опыта Марсию Баретт и Мейзи Уильямс, и ди-джея Роберта Фаррела. Интересно, что все четверо были уроженцами Ямайки, хотя и проживали в настоящий момент в Европе. "Baby Do You Wanna Bump?", имеющая массу аранжировочных отсылок к "черной" музыке, была неплохо принята в исполнении ребят с Карибского моря. Стало ясно, что фишку с "группой" надо раскручивать и дальше.
Лиз Митчелл и Марсия Баррет, у которой было от природы неплохое контральто, были допущены и к работе в студии. К тому же Митчелл внесла и некоторый вклад в сочинение новых песен. Инструменталом и аранжировками, однако, по-прежнему занимались Франк Фариан и команда сессионных музыкантов, среди которых в 1978 году мелькнул некий Михаэль Крету (Michael Cretu), впоследствии сделавший известным имя Enigma. Несколько оригинальных разработок Фариана и компании очень скоро вошли в арсенал изобразительных приемов набиравшего обороты диско. Например, при записи песен "Daddy Cool" и "Sunny" педаль хай-хэта управляла также и приставкой "вау-вау", через которую проходил звук с микрофона, собственно хай-хэт и записывающий. Это неожиданное звуковое решение пожалуй впервые представило широкой публике хай-хэт не как деталь ударной установки, а как фактически самостоятельный мелодический инструмент.
Недостаток собственных песен с лихвой восполнялся обилием кавер-версий признанных поп- и рок-хитов (кстати, с большим вкусом подобранных и заново аранжированных). Boney M исполняли "No Woman No Cry" Боба Марли, "Still I'm Sad" Yardbirds и "Have You Ever Seen The Rain?" Creedence, "Heart Of Gold" Нила Янга, "King Of The Road" Роджера Миллера и даже "Painter Man" полузабытых ныне гаражных прото-панков The Creation. Причем все эти каверы - как минимум, не хуже оригинала. А как максимум... Пожалуй, мелодический потенциал "Have You Ever Seen The Rain?" и "No Woman No Cry" по-настоящему раскрывается именно в исполнении Boney M. Кроме того, из всех поп-интерпретаторов регги-стиля эта команда единственная не вызывает у ревнителей чистоты жанра резкого отторжения. Что уже немало.
Хит-конвейер Boney M не знал сбоев до 1984 года. "Kalimba De Luna" и "Happy Song" продемонтрировали отход от ставшего к тому моменту слишком традиционным диско в пользу электропоп-ориентированного латино и стали последними крупными хитами состава. С тех пор Boney M существовали исключительно, как концертный состав, в котором со временем поменялись все, кроме Лиз Митчелл. Это воплощение занималось в основном исполнением старых хитов и выпуском ремиксов на оные.
Наконец в 2006 году Франк Фариан и Лиз Митчелл вновь объединили свои силы для создания первой за два десятка лет оригинальной композиции "Moment Of Love". Сенсацией эта работа не стала, но формальным поводом к выпуску очередного сборника оказалась неплохим. Да и на нашем радио "Ретро FM" эту балладу полюбили.
Здесь стоит вспомнить и историю любви к Boney M в нашей стране. Активно игнорировавшая западную поп-музыку шоу-индустрия Советской России почему-то встретила "ямайских немцев" с распростертыми (с сахаром) объятьями. Уже в 1979 году группа выступила в Москве, а ВСФГ "Мелодия" по горячим следам переиздала первый и третий альбомы Boney M. Правда, дебютный "Take Me Heat Off Me" в советском издании лишился названия, а легендарный "Night Flight To Venus" имеет лишь 60-процентное сходство с оригинальным винилом "Hansa-Atlantic", счастливым обладателем экземпляра которого является автор этих строк. "Rivers Of Babylon", "Rasputin" и "Never Change Lovers In The Middle Of The Night" в версии "Мелодии" по какой-то причине отсутствовали. Зато имелась "Hooray! Hooray! It's A Holi-Holiday" с предыдущего релиза "Love For Sale". Лицевая сторона обложки оказалась обезображеной художниками ВСФГ, а оборотная - перепечаткой статьи о группе милейшего Артемия Троицкого из журнала "Музыкальная Жизнь" за апрель 1979 года.
Настоящий сборник - забавный сувенир, который можно шутки ради купить в фойе на очередном московском концерте группы. Настоящие меломаны, правда, все равно предпочтут ему три первых альбома, зато все остальные останутся довольны.
Pierre HENRY (1927)
Billy Edd WHEELER (1932)
Donald BYRD (1932)
Junior WELLS (1934)
William POWELL (1941)
Neil INNES (1944)
Joan ARMATRADING (1950)
Donny OSMOND (1957)