МЕЛЬНИЦА  На зов крови

На зов крови никто не пришёл. Cтрашный холод превратил Лужники в Ледники. И только те, кто не жалел ног, водил хороводы и отплясывал джигу, дожили до конца концерта.

"Раньше мы играли такую лёгкую, барочную музыку, теперь маятник Мельницы качнулся в сторону рока" - говорила вокалистка группы Хелависа (Наталья О'Шей) про новый, третий альбом "Зов крови". Шла я на презентацию очень заинтригованная. После интервью с Хелависой было сложно совместить сценический образ Хелависы и ее "штатскую" ипостась, хоть она и оказалась очень интересным человеком, полностью увлечённой своим делом, будь то музыка или преподавание.

Публику же вели на концерт другие причины. Люди шли, много людей, большинство в этнических костюмах или хотя бы с плетённой повязкой на волосах. Размахивали флагами, пели песни хором.

Люди с факелами и барабанщик на сцене разогревали и пытались зажечь зал. Успешно, даже сектора вскочили со своих мест, истошно кричали, топали. Маятник Мельницы качнулся в сторону рока - возросла роль ударных и бас-гитары, Мельница стала жёстче. А я всё вспоминала старые песни Хелависы, когда она была одним из сетевых и мало кому известных бардов. Наряду с Йовин, Иллет, Тэм. Последнюю, кстати, любили больше всех. Но Хелависа организовала Мельницу, а Тэм так и не вышла за границы Интернета. И первый альбом "Master Of The Mill", совсем неформатный и "Дорога Сна", который все цитировали наперебой - пронеслись в голове. А потом "Перевал" при поддержке Нашего Радио и Мельница прогремела на всю страну. Приветствие на сайте с нейтрального сменилось на гордое: "самая известная фолк-группа России". И вот уже Лужники, которые они всё-таки собрали.

Третий форматный альбом "Зов крови". Цифра "три" вообще была значимой в этот день. Трое гостей, три раза менялись костюмы и каждую песню можно разложить на три фактора: свет, видео и музыка. Цветов у света тоже три, основных: синий, красный, жёлтый. И белый был, признаю, но много реже. Прожекторы выхватывали из темноты лица, и в очередной раз поражало, сколько здесь народу. На Арии, говорят, было в три раза больше, так то Ария. Зато там было не протолкнуться, а здесь люди свободно танцевали, водили хороводы и ручейки. Не хватало только костра, чтобы через него прыгать. Видеоряд не отвлекал и не раздражал, всё было органично. В этом москвичам повезло, видео делала сама группа, в Петербурге - готовили организаторы.

На новом альбоме много переделанных старых песен, с "Дороги сна", с "Master Of The Mill". Новые аранжировки, добавился второй голос - Алевтина Леонтьева, на концерте с Наташей они часто пели дуэтом: "Горец", "Двери Тамерлана", "Волна", "Ворожи". "Весну" и "Полнолуние" Аля пела сама, "Дорогу сна" - весь зал.

Заглавная композиция "Зов крови" была у Хелависы на "Сольном альбоме", пелась под гитару - теперь ее не узнать совершенно, потяжелела. "У нас стало меньше народных песен, в каждой есть какой-то сюжет, может сказка", - говорили Мельники, да только не видно этого. Народность и фольклорность в музыке Мельницы неистребима. И яркое тому подтверждение, как на концерте исполнялись "Травушка" и "Мора", совместно со вторыми гостями - белгородским ансамблем Карагод. Четыре женщины разного возраста, четыре разноокрашенных голоса. Эта версия звучала бы естественно на Ивана Купала и Масленицу, она органично воспринимается как наследие Древней Руси.

Жалейки и волынки - другой яркий момент в новых аранжировках. Музыка стала многогранней, добавились звуковые нюансы, полностью меняющее восприятие старого материала. Очарования прибавляли кастаньеты, то и дело появлявшиеся в руках Наташи.

Гуляю вдоль сцены, разминаю ноги. Лёд под полом даёт о себе знать. Из-за холода уже ничего не соображаю, завидую странному существу, в которое превратился зал, став чем-то единым и многоногим, лихо отплясывающим. И красному термосу, что три раза появлялся в руках Хелависы.

Но вернёмся к концерту. Самое чудесное из того, что было - арфовый дуэт с Татьяной Струниной, этакий фолк-джаз. Инструментал "Листья под дождём". Тогда забылись и холод, и всё что мешало, зал умолк и слушал, слушал. А после - тишина, зрители как околдованные. Криков нет. Только аплодисменты.

Финальная - "Прялка". Гитарное соло Николая Девлет-Кильдеева, третьего гостя, гитариста группы Моральный кодекс, превратило "Прялку" во что-то совсем не-мельничное, откровенно роковое, песня потеряла всю свою интригу. Но как хороша была Наталья - изгибалась в каком-то диком танце, похожая на охотящуюся кошку, того и гляди набросится. Больше она удивила, только завыв как волк во время исполнения песни "Оборотень".

Музыканты прощаются, уходят со сцены. Но все понимают - ещё вернутся. И точно.
- Здравствуйте! Мы группа Мельница. Кажется, мы где-то уже встречались.
- Решили сыграть концерт ещё раз!
- Моего термоса не хватит! Но думаю, пару бисов мы осилим.
Сыграли первые три песни, чем и загубили всё волшебство вечера. Ощущение было, что они издеваются, зачем играть всё по второму кругу? Совсем не смешно, успела испугаться, что они продолжат. Самое непонятное - зрителям всё это нравилось. Мельники собрались в центре сцены, поклонились.

Презентация окончена. Правда, можно ли назвать презентацией выступление, на котором прозвучало меньше половины песен с нового альбома?
Кроме замёрзших ног и простуды вечер ничего в душе не оставил. Никакого осадка, хорошего ли, плохого. Как будто и не было ничего. Почти с тоской вспоминаю маленькое выступление Clann Lir в Podмосковье. Вот тогда было тепло, тогда не хотелось уходить. И не мечталось о доме и горячей кружке чая. Странно это, товарищи.

12.12.2006, Ксения ЩЕНИНА (ЗВУКИ РУ)

МЕЛЬНИЦА - свежие публикации:

Сайт: www.melnitsa.net

МЕЛЬНИЦА

Мельница — российская фолк-рок группа. Основана 15 октября 1999 года в городе Москва.

Подробности из жизни:

Состав:

Наталья О’Шей («Хелависа») — вокал, ирландская арфа, перкуссия, акустическая гитара, стихи, музыка, аранжировки
Сергей Заславский — флейта, мелодика, жалейка, саксофон, аккордеон, варган, аранжировки (с декабря 2005г.)
Алексей Орлов — виолончель, мандолина, аранжировки (с декабря 2005г.)
Алексей Кожанов — бас-гитара, акустическая гитара, аранжировки (с декабря 2005г.)
Дмитрий Фролов — ударная установка, аранжировки (с декабря 2005г.)
Сергей Вишняков — акустическая гитара, электрогитара (с февраля 2010г.)

Александр Степанов («Грендель») — гитара, перкуссия, вокал, музыка, аранжировки (с октября по декабрь 1999г., 2001-2007гг.)
Алевтина Леонтьева — вокал, бэк-вокал, стихи (2006-2007гг.)
Мария Цодокова (Шанти) — вокал, бэк-вокал (2004г.)
Ирина Ширяева — вокал, бэк-вокал (2005г.)
Ден Скурида — гитара, перкуссия, вокал (1999-2002гг.)
Мария Скурида — скрипка, бэк-вокал…

Далее... →