Многие не понимают, как можно всем своим видом демонстрировать симпатию к символам нацизма и быть при этом адекватным собеседником, интересным музыкантом и вообще нормальным человеком. В условиях того, что в нашей стране поднимают голову молодчики с мировоззрением известного радикального толка, словенскую группу Laibach и вовсе можно было бы воспринимать персоной non-grata. Как это делало словенское правительство в 80-х годах, запрещая существование коллектива, выбравшего себе в качестве названия слово, которым немецкие фашисты называли их страну. Пожалуй, самая скандальная и противоречивая группа Словении рассказывает о себе Звукам.Ру накануне выпуска нового альбома VOLK (то бишь, НАРОД. По немецки, опять же).
Звуки.Ру: Начать хотелось бы "с начала" - с раннего периода истории Laibach: Среди всего прочего в Вашей биографии нашла упоминание о том, что "в декабре1984-го года прошло успешное анонимное выступление Laibach в зале Malci Belic Hall (Любляна, Словения)". Как вообще возможны анонимные выступления публичных персон в шоу-бизнесе, где ключевое слово "show" - показывать? Или тогда вы были еще недостаточно известны и вас просто никто не узнал? В чем вообще была фишка анонимного выступления? Сейчас Вы что-нибудь подобное себе устраиваете?
Laibach: Мы были вынуждены выступать, не называя себя, поскольку в 1984-1987 гг. решением парламента наша группа была вообще запрещена в Словении и Югославии. В особенности нам запрещалось использовать слово Laibach в названии, и нам приходилось импровизировать. Вместо словесного имени мы использовали символы, Лого. В декабре 1984-го мы впервые так поступили, и концерт вышел очень удачным. Люди уловили смысл "послания", увидев на афишах наши символы и пришли в большом количестве.
Звуки.Ру: Вопрос, который я не могу не задать, несмотря на то, что его Вам задавали, наверное, тысячи раз. Имидж Вашей группы неразрывно связан с концептом тоталитаризма и, в частности, фашизма. Очень странно, что Вы апеллируете к этим концептам, если помнить, что Словения сильно пострадала от "коричневой чумы". Говоря прямым текстом, для Ваших дедушек и бабушек сороковые сладкими не были. Почему же вы выбрали для себя именно такой имидж?
Laibach: Причина, по которой мы имеем дело с темной стороной истории, как раз и заключается в том, что наши семьи - родители, деды, да весь народ - очень много пострадали от нацистской чумы. Отцы и дядья некоторых из нас были даже вынуждены под страхом смерти служить в немецкой армии против России. Матери, бабушки и тетки находились в итальянских концентрационных лагерях. Мы не можем об этом забыть и вслух говорим об этом.
Звуки.Ру: Как Вы пережили период тотального запрета своей группы? Когда именно давление на Вас ослабло? Были ли критические минуты, когда хотелось все бросить?
Laibach: Никогда не было. Время запрета для нас стало самым благоприятным, потому что оно вынудило изобретать особый язык, особую стратегию выживания. Больше, чем выживания. Лучшие образцы советской и русской литературы были написаны во времена гонений и преследований. Творчество в условиях андеграунда редко бывает бесплодным. Кто знает, смогли бы мы читать такие шедевры, как "Москва-Петушки" Венедикта Ерофеева, если бы не было трудного времени и явления цензуры. Так что мы любому артисту и группе только пожелать можем, чтобы их "забанили". Запрет - очень приятная и полезная для творчества штука.
Звуки.Ру: Отличается ли Ваш стиль жизни от того образа, который Вы создали себе на сцене? Как он соответствует Вашей, так сказать, внутренней идеологии? Вам хотелось бы что-то изменить в более активную или, наоборот, более спокойную сторону?
Laibach: Мы живем обычной жизнью. Насколько можем. Работаем, отдыхаем, молимся, играем, плачем, смеемся, любим, ненавидим. Мы плохие и хорошие; энергичные и ленивые одновременно; мы бываем правы и неправы - все это в полной мере соответствует "нашей внутренней идеологии".
Звуки.Ру: Является ли, по Вашему мнению, музыка лучшим средством передачи идей "целевому потребителю"? Может быть, когда-нибудь Вы переключитесь на написание книг? Laibach уже пробовал организовывать выставки, делать театральные постановки и снимать фильмы.
Laibach: Музыка, вернее,
поп-культура - это мощное средство
коммуникации и мощный инструмент для творчества. Многого она не стоит, ее
история не насчитывает века. Она, скорее, походит на быстро распространяющуюся
эпидемию, оказывающую губительное влияние на большинство ею зараженных и
являющуюся мощнейшим оружием в руках тех, кто может ею управлять. С кино
происходит то же самое. Книги - несколько более элитный продукт, поставляя
больше пищи для ума и доставляя удовольствие мозговым клеткам.
А мы - да, мы пишем книги и продюсируем фильмы, когда можем. И планируем
продолжать делать это и в будущем.
Звуки.Ру: "Neue Slowenische Kunst State"- созданная Вами организация. Как много членов она насчитывает, как развивается? Приобрела ли она международный статус? На каком языке говорят ее участники?
Laibach: Организации под
называнием "Neue Slowenische Kunst State"
сегодня не существует. Существует "Государство NSK" и его граждане. В 1984-м
NSK действительно было аббревиатурой от "Neue Slowenische Kunst State",
основанного членами групп Laibach, Irwin и Sisters Scipion Nasica
Theatre в Любляне (Югославия). NSK изначально являл собою неформальную
социо-политическую культурную организацию и эстетическое движение одновременно.
Концепция его базировалась на манифестах Laibach. Одной из причин его создания
был и запрет на Laibach как на группу, носившую немецкое имя, соответственно
одной из целей - определить отношения культуры и политики и построить
"долгоиграющую" страну-Утопию.
Основным организационным принципом являлся коллективизм, методом работы -
принцип ретро; отсюда название движения - RETROAVANTGUARDA.
C 1990-го по 1992-й год, когда в Европе происходили политические, идеологические и экономические реформы, - падение Берлинской стены, воссоединение Германии, уничтожение Восточного блока, война в Югославии и образование новых суверенных объектов - NSK пересмотрел свою идеологию, преобразовавшись из организации в Государство. Причиной этому стало желание сделать Утопию реальностью. Членство в NSK упразднилось. Любой, кто согласен идентифицировать себя с кодексом NSK, может получить паспорт и называться гражданином NSK. Люди разной религии, цвета кожи и пола - люди со всего мира могут стать гражданами NSK.
Статистика нашего населения ведется по паспортам. Сколько было выдано паспортов - столько и граждан. NSK - это государство времени, а не территории. Мы отрицаем категории фиксированной территории и национальных границ и принцип национальной парадигмы. Мы проповедуем транснационализм и коллективный абсолютизм. Главой государства у нас выступает имманентно-трансцендентый дух. Правительства и центральных комитетов нет как таковых. Есть граждане, бюрократы и исполнительная власть. Последние служат одной цели - поддерживать формальный статус Утопии.
Самоуправление и нейтралитет тоже входят в наши принципы. Государство NSK существует как паразит уже существующего государства, поэтому паспорт гражданина NSK - уникальный документ. Он используется для разных нужд, но не может быть задействован в криминальных, идеологических, религиозных или политических целях, не соответствующих кодексу государства NSK или подвергающего опасности его репутацию. Между прочим, некоторые наши граждане путешествуют с этим паспортом.
По количеству населения NSK сегодня уже больше, чем Ватикан. Официальный язык государства - вавилонский. То есть, смесь языков.
Звуки.Ру: Спасибо за обстоятельный развернутый ответ. Вернемся к музыке. Какой основной мессидж заключен в новом альбоме "VOLK"?
Laibach: Поп-музыка - это музыка овец. Мы - волки, переодетые в пастухов.
Звуки.Ру: По какому критерию отбирались страны, гимны которых использованы в альбоме?
Laibach: Основной критерий - империалистическая природа государства и его история. Мы не могли включить все империалистические государства, - выбрали только наиболее агрессивные.
Звуки.Ру: Что для Вас идеальная аудитория? Пытаетесь ли Вы найти единомышленников среди слушателей? Важна ли аудитория или самое главное- выразить себя, неважно, какую реакцию это вызовет?
Laibach: Мы не диктуем людям, что им делать и как думать. Мы не проводим различий среди слушателей. Все, кто хочет нам внимать, приветствуются. Мы априори считаем своих слушателей достаточно разумными, чтобы составить мнение о Laibach и быть ответственным за него.
Звуки.Ру: У Вас есть дети? Как они относятся к тому, что выходит из-под пера родителей?
Laibach: Нет, собственных детей у нас нет. Кроме тех, кто приходит на наши концерты. Но друзей среди детей у нас много. Мы иногда с ними даже играем, хотя большими любителями этого дела нас назвать нельзя.
Звуки.Ру: В какой эпохе Вы предпочли бы жить?
Laibach: Если "тогда" происходит сейчас, значит, "тогда"="сейчас". Мы хотим быть Здесь и Сейчас.
Здесь и сейчас - 23 октября выходит новый альбом группы Laibach - "Volk"
1946 – Родилась Джейн Биркин - британская актриса и певица, жена шансонье Сержа Гинсбура »»
1958 – Родился Спайдер Стэйси, участник шотландской панк-фолковой группы Pogues »»
1986 – Первый концерт группы «Ноль» (в питерском клубе«Юность») »»
2000 – Закрылся "Melody Maker" - старейший музыкальный еженедельник Великобритании »»
2000 – Закрылся "Melody Maker", старейший музыкальный еженедельник Англии »»
Cecil PAYNE (1922)
Phineas NEWBORN (1931)
Dan BARRETT (1955)
Mike SCOTT (1958)
Ванесса ХАДЖЕНС (1988)