ФЕСТИВАЛЬ  Вокруг света за одну ночь

Фестиваль "Свет вокруг" привлекал самим фактом того, что это фестиваль: в таком разнобое всегда отыщется часок-другой отличной музыки. Однако превращение фестиваля с живыми выступлениями в рейв на пользу не идёт...

Фестиваль "Свет вокруг" привлекал самим фактом того, что это фестиваль: в таком разнобое всегда отыщется часок-другой отличной музыки. Хотелось, наконец, увидеть Nightmares On Wax, которых не так давно пропустил на "Сонаре" из-за сверхплотного лайнапа ("Кошмары" играли параллельно с Chic) и Banco De Gaia, которого лет 10 назад чтил почти на равнее с Autechre и Global Communication.

К тому моменту, когда, наконец, после долгой прогулки по территории ТЦ "Вьетнамский" удалось найти место действия и преодолеть кордоны, внушительных размеров зал заполнился примерно наполовину. По недоброй традиции, сетка уже сильно сдвинулась (а это ведь только начало - то ли еще будет!) и вместо заявленных на половину двенадцатого "Nightmares", на сцене отрываются резиденты "Пропаганды" - за вертушками шаманит Санчес, а у микрофона импровизирует Вадим Капустин из Epic Soundsystem. Музыка для затравки очень неплоха - Санчес крутит лёгенький и довольно веселый drum & bass, публика продолжает прибывать и немедленно включается в танцы. Не обламывает даже звук - для огромного помещения, не предназначенного для концертов, акустика в ангаре "Мануфактуры" вполне ничего. Единственное, что немного расстраивает - уже заранее понятно, что нас ждет не просто музыкальный фестиваль, а именно рейв, т.е. обилие второсортной "колбасы" и прыгающих подростков с не вполне осмысленными взглядами. Ну да, впрочем, ладно, наслаждаться музыкой пока никто не мешает.

Около часа ночи (задержка на полтора часа) на сцене, наконец, появляются Nightmares. Вертушка и скромный ноутбук на сцене, вот и весь их технический арсенал, но англичане берут не этим - у них в составе аж три вокалиста (две девушки и парень - милые, улыбчивые и в смешных шапочках), жечь сердца людей они намереваются именно глаголом. В качестве intro NoW играют свой главный хит 'Nights Introlude' (дань инструментальному прошлому), но дальше начинается настоящий фанк-угар. "Yo-yo-yo-yo-yo!!! Moscooooow!", кричит негр в бейсболке и набитый уже почти до отказа зал взрывается. "Кошмары" играют подборку из разных времён - попадаются и совсем свежие вещицы, и много треков с "Mind Elevation", но все песни как одна - веселые и зажигательные. Если в записи "Nightmares" звучат тихо и расслабленно, то живьем энергия из них так и прёт - это машина, которая едет на тебя как танк. Вокалисты то и дело меняются ролями - петь и читать одновременно они как-то не решаются, поэтому кто-то один, а то и двое отсиживаются на задворках сцены, давая третьему всласть посолировать. Экшена в музыкальном плане немного, разве что человек за вертушками задорно скретчит. Но вокала для создания атмосферы вполне хватает, это же хип-хоп! Треку к четвертому весь зал танцует и подпевает. В паузах участники "Саунд системы" общаются с публикой и, хотя половину слов не разобрать, народу это явно нравится. Ключевой момент - "Know My Name" - старая хитовая вещица, живьем превратившаяся в жирную смесь фанка и r&b. В общем, концерт на пять с плюсом - такой веселухи на наших фестах не звучало, кажется, со времен "Pinker Tones" на пикнике афиши.

Следующим по программе - Gus Gus, но не в виде лайва, а всего лишь диджей-сет одного из участников. Можно долго строить предположения по поводу того, что же он будет играть, но почему-то в отношении диджеев оправдываются всегда самые пессимистичные прогнозы. Исландец играет "то-же-что-и-все" - туповатый тек-хаус с перекачанным, как мышцы культуриста, басом. Стены противно резонируют и через 10 минут уже чувствуешь себя в аду. Отправляемся на вторую сцену слушать "южную музыку". На малой сцене - кичевый дизайн в стиле "мама-африка" - диванчики, цветастые висюльки и искусственные пальмы. Часть народа валяется на диванах в полусонном состоянии, другая - бодро пляшет перед диджейской. Звук на мой вкус чуть громковат, но музыка приятная. Сначала играет даб-степ, довольно злой грайм и хип-хоп, а по мере приближения утра становится больше даба и регги. Ничего выдающегося, но приятно. Сиджу в надувном кресле и рассматриваю странных людей - вокруг такой подбор фриков, будто это не музыкальный фестиваль, а общая гримерка нескольких маленьких театров, где одновременно идут спектакли из разных стран и эпох. Вот рядом присел подвыпивший человек в белом костюме, похожий на колумбийского мафиози, мимо ходят волосатый ковбой в шляпе, девушка в свадебном платье и существо неопределенного пола с вампирскими наклонностями.

Эпизодические вылазки на главную арену показывают - там всё по-прежнему. Только в полчетвертого на сцене началось шевеление. Похоже, пора тут остаться, тем более что Gus Gus добрался до хитов - играет какой-то знакомый электрохаус, съезжая из него в Alter Ego и Black Strobe. И вот, в четыре на сцене появляется Тоби Маркс ака Banco De Gaia. Перед Тоби - два ноутбука, слева и справа - большие круглые экраны, там демонстрируют милое этническое видео. Никаких синтезаторов или тем более приглашенных музыкантов. Даже клавиши не привёз. Что ж, этого и следовало ожидать. Тоби начинает с парочки свежих вещей - живьем он звучит как жесткое даунтемпо с выпертым басом, поверх которого сверху набросаны этнические сэмплы. Главное разочерование - звук. Все-таки отстраивать звук под диджеев - одно, под "лайвы", пусть даже электронные - совсем другое. И тут звуковики свою работу просто провалили. Кажется даже Front 242 в "механике" звучали лучше, а там трудно было даже песни друг от друга отличить. Всё гудит как в трубе, противно свистят средние и совершенно невозможно разобрать мелодии. К тому же, треку к третьему Банко разгоняется до 130 BPM и его выступление превращается в диджейский сет из тупняковых техно-ремиксов на самого себя. Многие, впрочем, пляшут в экстазе - услышав вокальный сэмпл из 'Last Train To Lhassa', человек, прыгавший передо мной, встаёт на колени. У меня же происходящие скорее вызывает недоумение - да, Банко не зациклился на последнем альбоме и честно играет хиты, но, что называется, не те - утяжеленный и упрощенный вариант "I Love Baby Cheesy" - не то, чего хочется слышать от автора "Гелиополиса" и "Кинкаджоу". Я могу понять, когда треки в угоду танцевальности переделывают, скажем, Chemical Brothers (хотя и они бы куда лучше смотрелись с полным живым составом), но упрощать и переделывать в техно-транс этнику - сложную и задумчивую, дело неблагодарное. Ну и лайв в виде копания в ноутбуке: сами понимаете. Уши устали до невозможности и на часах уже пять с копейками, поэтому SCSI-9 слушать нет уже никаких сил.

В общем, как всегда, фестиваль есть за что поругать и есть за что похвалить - безусловный плюс, конечно, выступление Nightmares On Wax, неплохой сет Санчеса и регги с малой арены. Минусы - задержка "сетки" почти на два часа, ужасный звук на выступлении Banco De Gaia, да и вообще - превращение фестиваля с живыми выступлениями в рейв, как правило, на пользу не идёт.

18.10.2006, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)