15 августа: Последние впечатления, от перемены солиста группа не меняется, бодрый дядюшка Игги, мрачное мясо The Prodigy, странная гармония Afro Celt Sound System и бордель Gogol Bordello.
Последний день - последняя гонка за
впечатлениями. Вы никогда не простите себе, если не успеете купить заветную
футболку, не поиграете в пейнтбол и не увидите огненное шоу.
Невозможно
перепробовать все вкусности, перемерять все фенечки, переирать во все игры,
пересмотреть все спектакли и выставки, переслушать, что где играют, - хотя бы
по одной
группе на каждую сцену, перетанцевать на всех дисотеках - ничего этого не
выйдет, обломитесь. Зато вы подсядете
на этот остров как на героиновую иглу и будете жить весь год ожиданием новой
встречи. Из
14 фестивалей, проходивших на этом острове, это был наш шестой Sziget. Уж мы-то знаем.
Однако труба зовет, пора работать. На
главной сцене финальный день открывают Living Colour, чей фронтмен
Кори Гловер (Corey Glover) не смог приехать на остров: этим летом он
ангажирован в
качестве святого в рок-опере "Jesus Christ Supertar". В итоге основной удар
пришелся на Вернона Рида (Vernon Reid и приглашенного вокалиста - Дуга
Пинника (Doug Pinnick) из King's X.
Красивый долговязый мулат с
белыми дредами смотрится в качестве фронтмена
органично - очень бодро орет железные речевки в
услужливо подставленные уши. Более того, группа даже исполняет песню из его
"родного" репертуара - ближе к финалу выступления звучит "Looking For
Love".
Но
если бы меня спросили - кто из ныне
здравствующих команд достоин того, чтобы по его гитаре прошелся пехотный
батальон? - я бы совершенно безошибочно указала вам именно на этих ребят. Все,
что они делают, неинтересно и неактуально звучит - и невозможно оправдать их
плоский фанк-металл
переменами в составе. Даже известные хиты "Go Away" и "Cult Of
Personality"
звучат скучно и претенциозно, как бы ни старался Рид растопить своими соло
отчуждение слушателей.
Зато есть исполнитель, концерты которого на
Сигете неизменно проходят в чистом
сиянии народной любви: это дядюшка Игги (Iggy Pop). В этот раз на Сигете
десантировался легендарный состав Iggy and The Stooges,- крепкие,
обладающие огромным опытом выживания экстремалы - ровесники моего папы. Правда,
папенька мой, дай Бог ему здоровья, вряд ли сможет в свои годы ТАК отрываться
на сцене два часа без остановки. Молодые, яркие, смеющиеся голубые глаза Игги
словно говорят: "рано вы меня хоронили, детки! Я еще всем задам жару!"
Сложно вообразить, что вытворяет Игги на сцене. Он живой, словно ртуть, рваный,
нервный и безумный. Иногда он раскидывает руки в стороны и становится похож на
Иисуса Христа от панк-рока - при этом его сухопарое тело так и норовит
выскочить из слишком тесных джинсов. Во время исполнения "No Fun" он
зовет на сцену зрителей - и вот уже десяток плачущих от счастья людей пляшет
рядом с ним на глазах у обалдевшей охраны. На бис дважды исполняется "I
Wanna Be Your Dog" - не особо понятно, почему именно она; может, это вовсе
и не бис был, а первый признак надвигающегося склероза?..
Мне всегда было интересно, что же такое витало в воздухе 60-х годов, которые
произвели на свет первую плеяду рок-музыкантов. Многие из них до сих пор
находятся в завидной творческой форме, недоступной многим молодым коллегам. По
энергетике этот концерт - однозначно лучший на Сигете.
Хедлайнерами дня были The Prodigy -
это звучало несколько зловеще. Уже
в шесть часов вечера на поле образовались плотные группы желающих "занять
место" поближе к сцене. Час от часу их нервозность и агрессивность
возрастали.
Во время трип-хопового сета Anima Sound System находиться у сцены было уже
затруднительно: пыль клубилась до неба, а резвые ребята с угрожающим выажением
на лице
стояли стеной. Тем не менее, мы решили в последний раз обогнуть территорию
фестиваля перед концертом, чтобы зацепить хотя бы одним глазом все, чего не
увидели за неделю, на другом конце острова. С нами по всей территории острова
бродил оркестр бразильских барабанщиков Ritmo de Batucada и
зажигательные шоумены из fire-show. Яркие огни, барабанная дробь и свистки
привлекают на театральную поляну огромную толпу заинтересованного народа.
Но вот, наконец, и Prodigy. Передвигаться по полю у сцены неподготовленному зрителю непросто: толпа стоит плотно, а часы на экране неумолимо отбивают секунды до старта. На сцену выходят музыканты - и мы совершенно обалдеваем: в длинном френче к народу спускается Flint... лысый, как коленка. Не успела публика оправиться от шока, звучат первые аккорды... Миг - и начинается зверское рубилово - как на сцене, так и на поле перед ней. Этот настоящее "мясо" - и это очень опасно. Тысячи ног прыгают, повинуясь долбежке, тысячи голоток орут, сотни рук подкидывают все новые тела хэдбэнгеров-экстремалов. Однако довольно быстроэто зрелище начинает восприниматься как однообразное: располневший неторопливый Кит Флинт бродит по сцене, словно тень отца Бэтмена, не предпринимая резких движений, а Лиам Хоулетт пытается петь и говорить за всех. Толпа постепенно рассасывается: кому-то тяжело находиться в агрессивной среде, а кого-то не прикалывает музыка.
Трек-лист сета Prodigy:
New Army March
Wake The Fuck Up
Breathe
Their Law
Back To School
Firestarter
Action Radar
No Good
Blow Yo Mind
Warning
Poison
Smack My Bitch Up
Out Of Space
На бис:
Spitfire, Voodoo People.
Признаемся честно: мы не дождались "бисов", сбежав на world music stage, где прошлогодние герои Afro Celt Sound System вновь поражают воображение своим безумным коктейлем из кельтских и африканских мелодий и ритмов. Фронтмен Саймон Эмерсон (Simon Emerson) вновь читает рэп и играет на экзотических инструментах, исполняя преимущественно вещи с прошлогоднего диска "Anatomic". Странная гармония этих мелодий вызывает в моей памяти разговоры Льва Гумилева о глобальной геополитике: все народы вышли из одной колыбели, и лишь талантливая эклектика способна вернуть их к диалогу культур. Африканские инструменты великолепно сочетаются с волынкой и флейтой; памятное нам по прошлому году соло на барабанах и тамтамах - украшение вечера, который, тем не менее, неудержимо стремится к финалу...
Завершает день - и фестиваль - выступление на сцене Wan2 ска-панк банды
Gogol Bordello.
Если Ленинград днем раньше просто демонстрировал
неумение играть, помноженное на стойкую харизму, то эти граждане просто
запузырили в свой сет-лист все разновидности трэш-гопака, не особоенно трудясь
над его аранжировками. Это очень громко... и столь же бессмысленно. Кажется,
именно в этом - орать как можно громче, маскируя отсутствие смысла, - и состоит
задача команды.
Это не стоит пытаться слушать, - под это колбасятся. Дощатый
настил ангара ходит ходуном, лидер группы с разбойничьим выражением на лице
затягивает "Ты ж мене пiдманула..." Прочь, прочь отсюда - в мирный лаунж
винного острова Hilltop, где мы отмечаем окончание Sziget-2006!
Если оценивать Sziget Festival с точки зрения сухой статистики, получится, что
на 160 акров земли с комфортом разместилось 66 сцен, 30.000
палаток и кемпингов, 750 групп из 44 стран и более 600 ресторанов и баров. Как
сообщили нам организаторы, по подсчетам на последний день в эту неделю на
острове находилось более 385.000
посетителей - и по-прежнему полицейские сводки рапортуют, что население острова
не изменило себе в дружелюбии и бесконфликтности: ни одной драки, ни одного
погрома.
Ведь фестиваль - это не только музыка и не
только место. Фестиваль устраивается
людьми и для людей, и об этом почему-то всегда забывают коллеги Sjami в России
и Европе. На аллее художников представляют свои работы авангардные авторы со
всего мира. Специальная "мусорная выставка" демонстрирует возможности "креатива
на службе экологии": здесь можно встретить конструкции из ржавых труб, банок и
бутылок, ящиков и пенопласта. Здесь есть даже свой "филиал" Парада Коров. На
Tic Tac Tuti Trend модельеры представляют свои
уникальные коллекции, и ты можешь приобрести любой предмет туалета. На Theatre Tent
можно посмотреть балет или пляски шаманов. Здесь ведутся
прямые радиотрансляции и лаунж играет в бассейне, а когда ноги устают, можно
заползти в Ambient Tent и послушать что-нибудь успокоительное.
Британцы, французы, итальянцы... Здесь играли даже музыканты из Мали (Toumani Diabate, the King of Khora) и колумбийцы (Leonor Dely и Tumba y Quema каждый день играли на Afro-Latin Stage). Почти все музыкальные державы представлены на острове: из Индии приехалиAngika Dance Company и Jayanthi Subramaniam, а сцену MTV оккупировали три японских театра; здесь играли ди-джеи из Перу и Кубы, Германии и Украины...
Неужели всему этому - не быть? Неужели застройщики, купившие часть острова под гостиницы, не понимают, что остров давно стал одним из основополагающих факторов туристической инфраструктуры Венгрии и привлекает сотни тысяч туристов, принося ощутимую пользу стране? Хочется верить, что подписанная на старте фестиваля петиция организаторов и посетителей найдет в венгерском парламенте заинтересованных людей, которым все это небезразлично. Статс-секретарь муниципального совета Будапешта Иштван Уйхей подчеркивает, что Остров - прибыльное для города предприятие: во время его проведения туристы оставляют в Будапеште порядка 6 млрд. HUF. Станет ли этот аргумент достаточным для продолжения фестиваля? - Хотелось бы верить...
Сегодня, когда я пишу эти строки, уже закончился демонтаж всех сцен и
палаток Сигета. Остров
вновь тих и пустынен. По аллеям парков гуляют голуби. 82 квадратных метра
главной сцены свернуты и убраны до лучших времен, все аллеи прочесаны в поисках
мусора и перекопаны, чтобы дать рост траве.
Я вновь хочу вернуться с вами на Сигет. Sziget-2007.
1968 – Родился Лирой Торнхилл - британский электронный музыкант, танцор и клавишник британской рэйв-группы The Prodigy »»
1987 – В рамках акции по продвижению своего альбома "Afterburner", ZZ Top забронировали билеты Луну, благодаря чему были названы в прессе первыми в мире космическими туристами. На Луну в итоге они так и не полетели, зато продажи пластинки увеличились в разы »»
Pepper ADAMS (1930)
Joshie ARMSTEAD (1944)
Johnny RAMONE (1948)
Hamish STUART (1949)
Дмитрий ОЗЕРСКИЙ (1963)
Teddy RILEY (1967)
Terry BALSAMO (1972)
СЕРЕГА (1976)