Микаэл ТАРИВЕРДИЕВ  75 мгновений

Его любят за фильмы. 31 декабря не представляют без "Иронии Судьбы", а 9 мая - без "Семнадцати мгновений весны". У композитора Микаэла Таривердиева 132 киноработы, но это лишь часть музыки, которую он оставил после себя. В этом году 15 агуста ему исполнилось бы 75 лет.

Его любят за фильмы. 31 декабря не представляют без "Иронии Судьбы", а 9 мая - без "Семнадцати мгновений весны". У Микаэла Таривердиева 132 киноработы, но это лишь часть музыки, которую он оставил после себя.
Таривердиев - автор камерных вокальных циклов и романсов, балетов и опер, органных произведений и скрипичных концертов, лауреат восемнадцати международных премий, а кроме того спортсмен, фотограф, разносторонне одаренный и увлекающийся человек. В этом году ему исполнилось бы 75 лет.
"75 лет со дня рождения, десять лет со дня ухода - такой вот у нас получается год. И мне хочется, чтобы в этом году о Микаэле Леоновиче говорили не только в связи с кино - говорит вдова композитора Вера Таривердиева. - Отсюда и программа "Quo Vadis?" с участием Юрия Башмета и органистов из разных стран, и камерный концерт "Opus post", и музыкальный спецпроект "Семнадцать мгновений судьбы" на Первом канале, и фотовыставка, которую мы мечтаем провести".

Звуки.Ru - День Рождения композитора всегда ассоциируется с позитивным настроением, а Вы выбрали для юбилейных концертов достаточно сложный репертуар. С чем это связано?

Вера Таривердиева - Наверное, день рождения должен быть таким, каким является человек, чей день рождения празднуется. С одной стороны. С другой стороны он ведь тоже может ожидать сюрпризов от тех, кто его день рождения празднует. В каком-то смысле фестиваль, сочетает эти два нехитрых принципа.
Микаэл Леонович - композитор и человек уникальный. Как о нем сказал когда-то один спортсмен, он - как боксер, который умел бить и с правой, и с левой руки. Часть его музыки может быть представлена музыкантами, работающими на эстраде. А есть огромный творческий пласт, который доступен только лишь высочайшим профессионалам, академистам.

Звуки.Ru - Как подбирался состав исполнителей? Среди них можно заметить совершенно необычные имена, принадлежащие поп- и рок-истэблишменту...

Вера Таривердиева - До сих пор моим принципом представления музыки Микаэла Леоновича было стремление представить популярную часть его наследия в аутентичном звучании, в авторском решении. Все концерты прошлых лет, которые проходили, скажем, в Зале имени Чайковского, именно так и представляли музыку Микаэла Таривердиева. В них не было границы между музыкой популярной и академической. Была просто музыка, впрочем, так и есть на самом деле. В этом году, в связи с юбилеем, с возможностью устроить несколько концертов, мы решили развести разные жанры по разным концертам.
Кроме того, есть желание современных эстрадных исполнителей, в том числе молодых, а также их продюсеров, представить музыку Микаэла Таривердиева в современных аранжировках. Я долго этому сопротивлялась. Как сказал один человек, стояла на страже с ружьем. Но идея фестиваля, мое желание, чтобы музыку Таривердиева знали не только по культовым фильмам, которые регулярно повторяют наши телеканалы, подтолкнули на такой эксперимент. Это и попытка "улучшить породу" нынешней эстрады. Мы предложили современному, как Вы говорите, поп и рок истеблишменту обратиться к потрясающим мелодиям Микаэла Таривердиева и дать возможность им выразить свое, сегодняшнее ощущение от его музыки. Это огромный пласт удивительных мелодий, монологов, зонгов, баллад, песен, которые были рождены в недрах кинематографа. К тому же я поняла одну вещь: правду нельзя убить. Нельзя убить и музыку. Так пусть же ее исполняют разные люди.
Но, подчеркиваю, Микаэла Таривердиева невозможно понять без другого пласта музыки - без его Симфонии для органа "Чернобыль", концертов и хоралов для органа, без альтового концерта, вокальных циклов. Без этого я фестиваль не представляю. Тем более, что в этом году отмечается 20-летие аварии на Чернобыльской АЭС. И мы не могли об этом не помнить.

Звуки.Ru - Будете ли вы проводить фестиваль в Армении, как собирались? Полагаю, местный Минкульт с удовольствием принял бы участие в организации мероприятия?

Вера Таривердиева - Я очень хотела, чтобы в день рождения Микаэла Леоновича - 15 августа - состоялся концерт в Ереване. Тем более, что в Ереване это период очень активной концертной, фестивальной жизни. Я даже дважды писала по этому поводу Президенту Армении г-ну Роберту. Но ответа не получила.

Звуки.Ru - А что Вы ему написали?

Вера Таривердиева - Я напомнила о юбилейной дате, о том, что Микаэл Таривердиев его соотечественник. О том, что в России делается многое, чтобы творчество Микаэла Таривердиева оставалось востребованным. В Калининграде проходит единственный в России международный конкурс органистов, который носит имя Микаэла Таривердиева, устраиваются концерты, издаются компакт-диски, ноты. В Москве установлена мемориальная доска. На русском, армянском и грузинском языках написано: "В этом доме жил композитор Микаэл Таривердиев". Установлена доска и на доме в Тбилиси, где Микаэл Леонович родился. Музыка Микаэла Таривердиева - самая цитируемая на российском телевидении, к ней обращаются современные кинематографисты в художественных и документальных картинах. Что вот уже десять лет происходит "жизнь после жизни". Армения же до сих пор оставалась в стороне от процесса освоения его творческого наследия. А он ведь по праву принадлежит и Армении.
Микаэл Леонович чрезвычайно актуален для России. Ведь он своей жизнью доказал, что человек не русский может в России добиться любви, популярности, уважения. И даже несмотря на нелегкость произнесения фамилии он заставил миллионы слушателей забыть о своей национальности. Они просто знают, что он Микаэл Таривердиев. В нашей многонациональной стране это очень важно. А для огромного количества армян Микаэл Леонович актуален именно этим же. Он, армянин, этого добился. Не опираясь на свою национальную принадлежность, а просто оставаясь человеком. Ведь это самое главное и в музыке Таривердиева, и в его личности - он всегда остается человеком. И призывает всех быть людьми. И это самая высокая его заслуга. Просто быть и оставаться человеком. И это самый высокий его статус.

Звуки.Ru - Увидев в списке концертных мест Полоцк, Минск и Киев не могу удержаться от вопроса: места "выбрало" произведение? А именно - cимфония для органа "Чернобыль"?

Вера Таривердиева - Да, определенно да. Эта музыка очень особенная. Микаэл Леонович написал ее через несколько месяцев после поездки в Чернобыль, в зону аварии. Эта поездка стала для него знаковой, повлиявшей на его жизнь. Впечатления, которые вынес он из этого события, не только легли в основу симфонии для органа "Чернобыль". Они просто перевернули его жизнь. Это даже не музыка. Это месседж, который он услышал и сумел выразить через музыку. Это очень важное послание.
Сегодня эта cимфония звучит в интерпретации многих музыкантов мира, в том числе и потому что является одним из обязательных произведений Международного конкурса органистов. Я не раз убеждалась, в том, как эта музыка нужна и важна для людей, как ее слушают люди, прошедшие через работу на станции, те, которых мы сегодня называем чернобыльцами, ликвидаторами. И мне очень, очень хотелось, чтобы в Минска и Киеве люди услышали cимфонию. Ведь именно Украина и Белоруссия пострадали от аварии больше всего.

Звуки.Ru - Очевидно, что большая часть публики все-таки лучше знакома с репертуаром программы "17 мгновений судьбы". Будет ли ее ожидать какой-нибудь сюрприз, на которые так богаты Ваши фестивали? Можете ли Вы поделиться секретом - что и кто исполняет в программе? Кто примет участие в концертах? Какие программы?

Вера Таривердиева - В рамках фестиваля состоится первое исполнение фортепианного трио, последнего произведения Микаэла Леоновича. Оно прозвучит в рамках программы "Opus post". В рамках программы "Quo vadis?" в Большом зале Дома музыки состоится первое в Москве исполнение Концерта для альта в романтическом стиле. И наконец, этот концерт исполнит тот, кому он посвящен и тот, кто это произведение спровоцировал - Юрий Башмет. Для меня это огромное событие, что Юрий Абрамович согласился принять участие в фестивале.
А что касается программы "Семнадцать мгновений судьбы", то публика услышит, например, Дмитрия Певцова и Ольгу Дроздову, которые будут исполнять cонеты Шекспира, новые версии песен "Музыка" в исполнении Тамары Гвердцители, "Маленький принц" в исполнении Глюкозы, "Ты не печалься" в исполнении группы Фабрика, баллады Анджелы в исполнении группы Тотал, "Мне нравится" в исполнении группы Сурганова и оркестр, "В разведке" в исполнении Алены Свиридовой, "Топот ног" в исполнении Григория Лепса, "Не отнимайте у женщин сигареты" в исполнении Лолиты, "Если у вас нету тети" в исполнении Александра Буйнова и других. Конечно, такая программа не может пройти без участия Иосифа Кобзона.
В общем, сюрпризов много. Но, может быть, главный сюрприз будет, как и положено, на Новый год. Концерт "С легким паром". Но это пока секрет. Новогодний сюрприз.

15.08.2006, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

Микаэл ТАРИВЕРДИЕВ - свежие публикации:

Микаэл ТАРИВЕРДИЕВ

Микаэл Таривердиев не примыкал ни к одному течению в искусстве. Лишь однажды его страстное желание быть понятым было декларировано им как эстетический принцип.

Дата рождения:

15 августа 1931

Подробности из жизни:

Микаэл Таривердиев, армянин по
происхождению, родился 15 августа 1931
года в Тбилиси. Всю свою профессиональную жизнь, с момента учебы в
Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (класс Арама
Хачатуряна) и до последней звуковой партитуры, которую он сдал за два месяца до
смерти в Московский театр имени Ермоловой, он провел в Москве. Умер в Сочи,
куда уехал на море. Он был спортсменом, фотографом, за год до смерти попал в
список секс-символов России, многие годы слыл плейбоем и светским человеком,
вел телепрограммы и писал музыку кино. Он композитор необычной судьбы. Его имя
было популярным на протяжении всей его жизни в искусстве. Для многих он так и
остался автором музыки к кинофильмам "Семнадцать мгновений
весны" и "Ирония
судьбы" Широко известные
работы в кино заслонили огромный пласт творчества
Микаэла Таривердиева. Вокальные циклы, сочинения для органа, оперы, балеты,
инструментальные концерты - все это оставалось в тени.…

Далее... →