Как ни странно это может прозвучать из уст человека, не чуждого журналистике, но на пресс-конференции я хожу нечасто, неохотно и только в исключительных случаях. Причины тому разные, все субъективные (и, надо признаться, малоубедительные). Это говорится к тому, что пребывание мое на встрече с журналистами, посвященной грядущему фестивалю "Усадьба.Джаз" и анонсированному нами ранее, было нехарактерным и почти случайным. После стандартных бесед с участниками и организаторами фестиваля (хоть и небезынтересных) я было собралась в очередной раз уверить себя, что прекрасно могу составить мнение о событии и без предварительных его обсуждений (внимательного прочтения пресс-релиза и наличия телефона пресс-секретаря бывает вполне достаточно)... как неожиданно для самой себя решила остаться на небольшой концерт, организованный после конференции. О чем не сожалею ни секунды.
В концерте принимали участие два коллектива. Первый - трио джазового пианиста Алексея Филимонова, в джеме с которым пару пьес успел сыграть русско-американский трубач Алекс Сипягин, участник фестиваля. Второй - о котором, собственно, и пойдет речь - молодой вокальный коллектив из Казани. Абсолютно безвестный. А-капелльное трио Jukebox - говорит о чем-нибудь? Держу пари, что скоро скажет. Ох, как скажет.
В меру скромные, но чувствующие себя на сцене довольно уверенно и, что немаловажно, естественно, ребята - вокальный перкуссионист Илья Иванов, солист Владимир Иванов и ответственный за басовую партию Кирилл Шарафутдинов - начали свое выступление с распевки. Чего, готова спорить, не заметил практически никто из зрителей - настолько креативно и непосредственно прозвучала эта короткая вступительная пьеса. И началось. Признаться, помню с трудом, с чего именно, но дух захватило немедленно. Раньше я думала, что любой а-капелльный бэнд, существующий на просторах СНГ, априори похож или на ManSound, или на Take 6, или на любой другой, так сказать, "эталон". Но эти двадцатилетние ребята (Илье Иванову вообще 17 лет) меня в этом с легкостью разубедили. Сравнивать их можно разве что с... самим Бобби Макферрином (Bobby McFerrin) - по изобретательности приемов, вкусу в аранжировках, адекватному юмору и безукоризненности (да, да!) исполнения. Почти все опытные российские джазовые вокальные группы - простите уж - грешат или слабым владением английским языком, или трюкачеством, или бездумным копированием кумиров, или уходом в поп. А Jukebox, которому от роду всего 2 года, если и устраивает цирк, если и поет популярные песни - то с мальчишеским, искренним, ненатужным стебом. К англоязыку, на котором исполняется 90% программы - не придерешься: иной раз пацаны выдавали такой оголтелый скоростной речитатив, что душа радовалась.
Ну простите, простите меня за эти восторги - просто очень уж было приятно видеть и слышать этих талантливых, творческих и очень-очень молодых людей. Я не понимаю, просто не понимаю, как можно в 17-летнем возрасте так владеть техникой вокальной перкуссии, как это умеет будущий специалист по пиар-технологиям Илья Иванов. Несовершеннолетний парень уже умеет все, чему до сих пор учатся иные великовозрастные концертирующие вокалисты. Вместо привычных уху приемов "бумц-бумц, тыц-тыц, щщюх-щщюх" Илья генерировал умопомрачительные имитации всевозможных эффектов - и свингующую ритм-секцию, и латиноамериканские шумелки, и электронные примочки, - и все в бешеном темпе, со сложными изменениями размера, преимущественно в стиле брейк-бит. После каждой песни прикладывался к бутылке с водой и снова брался за свое, а я все не понимала, как у него не лопнули щеки и глотка от такой нагрузки. Честное слово, высокопрофессионально. Сначала даже возникла мысль, что Илья - специалист исключительно по ритму, но в нескольких песнях ребята показали трехголосие, и оказалось, что Иванов поет не хуже своих коллег.
Надо сказать, вся программа Jukebox выдержана в одном ключе: основа ее - вышеописанная вокальная перкуссия, на которую накладывается басовая партия и соло Владимира Иванова (брат он Илье или нет, выяснить я не успела). Солист трио, Иванов-старший (20 лет), и руководитель проекта, Кирилл (22 года) оказались студентами авиационного и педагогического вузов соответственно. И снова я не понимаю, как такой уровень может быть достигнут вне музыкального учебного заведения. Владение стилистикой, чувство меры, изумительное интонирование - одной из вещей программы Кирилл и Владимир спели дуэтом сложнейшую пьесу а-ля "Donna Lee". Прекрасное произношение,в конце-концов. Кроме исполнения оригинальных фанковых, р-н-б, полу-хоповых обработок джазовых и бразильских стандартов (Summertime, Aqua Di Beber, Caravan) Jukebox перепели Стинга (Sting), The Beatles, а единственной песней, прозвучавшей на русском, была... Прасковья Uma2rmaн - естественно, в почти неузнаваемом, весьма изысканном виде. В бисовке парни шикарно простебались над Satisfaction. Публика, состоявшая из журналистов, музыкантов и продюсеров, стояла на ушах.
Как мне кажется, главное для ребят сейчас - постараться не расплескать себя, не растерять потенциал в погоне за длинным рублем. Который, по-хорошему, парням не помешает. Такой казанский самородок захотят огранить многие. И очень бы мне хотелось, чтобы тот, кому он попадет в руки, отнесся к своей миссии со всей серьезностью и ответственностью. А еще я с удовольствием послушала бы в исполнении Jukebox программу, в которой почаще пел бы Илья Иванов, и которая была бы меньше рассчитана на широкую аудиторию. Вот такое у меня эгоистическое пожелание.
Дата образования:
1 января 2004
1964 – Родилась Саманта "Сэм" Браун, автор знаменитого хита "Stop!" и одноименного платинового альбома. Сделала успешную карьеру в качестве сольной певицы и бэк-вокалистки. Среди прочего, Сэм работала с Pink Floyd, Deep Purple и многими другими »»
1968 – В Веллингбурге, Норхэмптоншир родился Том Йорк - лидер-вокалист легендарной инди-формации Radiohead »»
1969 – Родился Лирой Торнхилл, член британской электронной группы Prodigy и заслуженный пионер жанра бигбит »»
Gordon TERRY (1931)
George YOUNG (1937)
Kevin GODLEY (1945)
David TAYLOR (1950)
John Cougar MELLENCAMP (1951)
Toni BRAXTON (1967)
Thom YORKE (1968)
Alesha DIXON (1978)