TELEX  "Конструктивизм опять в моде"

Telex - культовое электро-поп-трио из Брюсселя. Их новый альбом "How do you dance?" вышел в этом году, когда многие уже перестали надеяться. Его релиз стал отличным поводом побеседовать с одним из основателей группы Мишелем Мурсом.

Telex - культовое электро-поп-трио из Брюсселя. Их новый альбом "How do you dance?" вышел в ферале. Мы беседуем с одним из основателей группы Мишелем Мурсом.

Звуки.Ru: - Расскажите, какова концепция альбома, и как вы работали над ним?

Мишель Мурс: - Мы послушали многих диджеев со всего мира - как они берут куски песен, семплы, лупы, используют их: и захотели сделать то же самое, только использовать наш собственный материал - старые песни. В каком-то смысле получился recycling, вторичная переработка. Мы заглянули в прошлое, чтобы сделать что-то сегодняшнее.

Звуки.Ru: - Как вы воспринимаете звучание альбома? Насколько сознательно оно приобрело выраженный семидесятнический "вайб"?

Мишель Мурс: - Совершенно сознательно. Мы использовали старые машины, Moog особенно. Это те же самые звуки, что мы извлекаи в прошлом. А наш первый альбом мне, честно говоря, кажется самым лучшим: по тем временам он был очень свежим, новаторским. Мы попытались опять добиться того звучания сегодня.

Звуки.Ru: - Но это же заход в прошлое?

Мишель Мурс: - Как сказать. Видите ли, новые машины (так Мишель называет синтезаторы и вообще электронные клавишные инструменты - прим. Ред.) - они все издают одни и те же звуки, стандартные. Их много, но они все похожи. А старые машины - каждая обладает индивидуальным неповторимым звуком. То, что распространено сейчас - это какие-то ненастояшщие инструменты, на самом деле - это просто электрические приборы. У них у всех звук образуется по одному принципу, а вот когда вы генерируете звук на старой машине, там синусоида меняется, потому что... короче, я не могу объяснить это на-английском, это сложно! (смеется)

Звуки.Ru: - Неужели ничего современного? ProTools?

Мишель Мурс: - ProTools используем, но только для того, чтобы программировать. Звуки, которые в этой программе, мы не используем.

Звуки.Ru: - Вы - группа с юмором, не всегда понятным. Одна из ваших песен называлась Moscow Discow. Что за черт?!

Мишель Мурс (смеется): - Да, была такая песня. В ней рассказывалось о поезде, идущем из Москвы в Токио. Что, как вы понимаете, невозможно (смеется). Это было в то время, когда группы использовали графику и дизайн, основанный на идеях художников... ммм... русских художников, относящихся к стилю... я не знаю, как это по-английски, по-французски мы называем это "constructivism"

Звуки.Ru: - Мы тоже. "Конструктивизм" - и все дела. Так что с этими группами?

Мишель Мурс: - Мы тоже использовали подобную эстетику, нам хотелось, чтобы в нашем творчестве были какие-то отсылки к России. На английском слова "Москва" и "диско" образуют рифму, поэтому мы и написали так странно - Moscow Discow, чтобы визуально тоже была рифма.

Звуки.Ru: - Приятно слышать. Конструктивизм-то опять в моде.

Мишель Мурс: - Да, я слыхал, что Franz Ferdinand тоже им балуются (речь идет об оформлении обложек группы, особенно последнего альбома, копирующего плакат Александра Родченко. - прим. Ред.) Забавно - через двадцать пять лет все возвращается. Мне это приятно, поскольку конструктивизм - наверное, самое интересное направление в русском изобразительном искусстве. И отрадно видеть, что эти идеи вновь используются. В Москве, наверное, не осталось ничего, напоминающего о той эпохе...

Звуки.Ru: - Отнюдь. Я живу в старом пролетарском районе "Хамовники" - так вот, даже у нас есть несколько конструктивистских зданий. Ну и так они вообще есть кое-где по Москве.

Мишель Мурс: - Да что вы? Вот бы увидеть! Я как-нибудь обязательно приеду в Москву, просто туристом. Надо только дождаться лета (смеется).

Звуки.Ru: - Вы все время смеетесь, и группа у вас с "приколом". Все ли бельгийцы такие, и есть ли такая штука, как "бельгийский юмор"? Французы вас считают тупыми занудами...

Мишель Мурс: - Ой, ну что взять с французов - они ведь напыщенные, высокомерные и очень к себе серьезно относятся. А бельгийский юмор, разумеется, существует. Французы чрезвычайно гордятся собой, а мы - нет. Мы к себе относимся с иронией. Бельгия - маленькая и невлиятельная страна, со сложной историей. Нас всю жизнь кто-то завоевывал, претензии какие-то предъявлял - римляне, французы, испанцы, голландцы, немцы... Так что нам не оставалось ничего другого, как выработать собственное мировоззрение, все воспринимать с юмором. Себя в том числе. Хотя у нас сейчас завелась собственная гордость - штаб-квартира Евросоюза в Брюсселе. Вы в курсе? Это у нас! (смеется) А что, логично - мы же самый центр Европы.

Звуки.Ru: - Так же с иронией Telex трактует рок- и поп-классику...

Мишель Мурс: - Да, нам хотелось высмеивать клише. Мы сделали версию "Rock Around the Clock" - это же главная песня рок-н-ролла, классика жанра. Мы ее спародировали. То же - с "Лабамбой", символом "латино". Обычно мы замедляем темп, чтобы были понятны слова, что забавно. С "лабамбой" еще один момент связан - в Бельгии эта песня используется на танцах, чтобы люди целовались. Такой вот у нас обычай - играет "Лабамба" - можно целоваться.

Звуки.Ru: - Какой-то эротический смысл...

Мишель Мурс: - Ну, за эротический не поручусь, там уж у кого как пойдет. Но целоваться можно. Поэтому мы сделали предельно медленную версию, чтобы у парочек было больше времени на это дело (смеется).

Звуки.Ru: - Один из участников Telex, Марк Мулен, недавно выпустил сольный альбом Top Secret, который пользовался определенной модой в наших молодежных кругах:

Мишель Мурс: - Здорово! Я ему расскажу об этом.

Звуки.Ru: - ...Марка даже приглашали выступить у нас.

Мишель Мурс: - И он отказался? Это понятно - Марк не любит быть на сцене, не любит выступать. Но здорово, что он так неожиданно прославился у вас.

Звуки.Ru: - Кого еще из бельгийских артистов вы рекомендуете послушать?

Мишель Мурс: - Ну, вот есть такая известная группа dEUS. Мне очень нравится, особенно последний альбом. Hooverphonic - тоже известная в Европе группа, классные ребята. Они, кстати, работают в нашей студии, так что мы часто общаемся и пьем кофе вместе. Во франкоговорящей части Бельгии сейчас много появляется групп, гитарных и электронных. Vive la fete, например, или Sold Out - эти лучшие, на мой взгляд. Это электроника, но там энергии через край, и женский вокал приятный.

10.04.2006, Александр БЕЛЯЕВ (ЗВУКИ РУ)