Стив Вай (Steve Vai), великолепный
гитарист и отличный шоумен - один из немногих, кто способен не только сыграть,
но и красиво подать инструментальную музыку, дал мастер-класс в Горбушке.
Вай был в России дважды. В Питере на одном из фестивалей "Белые Ночи"
произвел фурор, в Москве все прошло менее удачно и почти незаметно. Странное
мероприятие под крышей "Нашего Дома Россия" в полупустом зале было омрачено
отвратительным звуком: какой-то умник за пультом выстроил баланс под
стандартную рок-группу с вокалом, благополучно задвинув феерическую гитару в
кучу с остальными инструментами...
На этот раз Стив Вай приехал без ансамбля, с минусовой "фанерой", и целью
миссионерской: провести clinic (мастер-класс) по приглашению заказу фирмы
Ibanez, гитаростроителем которой он является.
Сидячий зал Горбушки забился почти полностью. Были замечены и мастера
отечественной гитары - Дмитрий Четвергов и Виктор Зинчук, и
множество старинных поклонников, и огромное количество совсем желторотой
длинноволосой молодежи, которой, наверное, и на свете-то не было, когда 18
летний Стив Вай был приглашен в группу Фрэнка Заппы (Frank Zappa), и
даже когда он сыграл роль дьявольского гитариста-виртуоза в культовом фильме
"Crossroads".
По сравнению с прошлогодним мастер-классом своего "друга и учителя" Джо
Сатриани (Joe Satriani), Вай меньше играл и много говорил. Показал
несколько упражнений для развития техники, отметив при этом, что ни в коем
случае не надо их заучивать а надо наоборот:
а) самому придумывать себе упражнения в зависимости от того, чего ты хочешь добиться;
б) никогда не пилить их тупо, а стараться постоянно импровизировать (многие из
неожиданно возникших идей стоит записать они потом пригодятся);
в) главное - играть ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО, добиваясь, чтобы каждая нота звучала идеально.
Для развития же слуха посоветовал, играя на гитаре, пропевать каждую
извлекаемую ноту голосом. "Неважно, умеете вы петь или нет - это очень
полезно!"
Мастер также отметил, что скоростная игра на гитаре - давно уже не является
его целью, что полно музыкантов, играющих гораздо быстрее. И кстати, " не
знаю, как у вас в России, а у нас в Америке, если ты просто быстро играешь,
тебя считают идиотом"! А такие великие люди, как Хендрикс, Стив Рэй Вон
или Джимми Пейдж, особенно не спешили...
Что самое главное для музыканта - любить свой инструмент, что нужно не просто
играть красивую музыку, а наполнять ее образами, эмоциями, что гениальные
идеи рождаются в голове в самый неожиданный момент (и неплохо бы всегда иметь
под рукой рекордер, чтобы успеть их зафиксировать!)
Признался в бесконечном уважении Роберту Фриппу (Robert Fripp) и
рассказал, как в туре G3 во время выступления Фриппа стоял с гитарой
за кулисами и пытался играть вместе с ним, получая таким образом бесценный
опыт!
Естественно, поговорил о своей знаменитой семиструнке JEM 777 (Ibanez,
собственная разработка, - впрочем, вряд ли кто-то из присутствующих этого не
знал), сказал, что практически не пользуется другими инструментами,- ну, еще
только акустикой Gibson, Ibanez Euphoria (опять же своей разработки) и
ситаром Coral. Что усилители и примочки тоже разрабатывает сам (одна из них -
"Bad Horsie" носит название ну очень страшной композиции, в которой его
безумная гитара то ревет паровозом, то ржет лошадью).
Сидячий зал Горбушки реагировал бурно и, пожалуй, немного неадекватно - встречая дружным ревом и продолжительными аплодисментами каждую реплику fртиста. "Вы хлопать не устали?" - намекнул он, но публика завыла еще громче. Человек, попавший в зал случайно, решил бы, что оказался на вечере юмора.
Время пролетело быстро и незаметно, помимо упражнений, Стив сыграл всего три
композиции - "Lotus Feet" (предварив ее историей о девушке, пришедшей
молиться к озеру и воспарившей в состоянии эйофрии - "воспарение", как и
многие образы в его музыке ощущалось буквально кожей), "For The Love Of
God" и, если не ошибаюсь, "Crying Machine".
Четвертым номером программы был замечательный джем с Александром
Филоненко (барабаны) и Виктором Левченко (бас) - Вай явно получил
удовольствие от игры с такими прекрасными музыкантами.
По окончании мастер-класса Вай заявил, что после такого приема непременно
предложит Сатриани включить Россию в график очередного G3 Tour!
Будем ждать с нетерпением.
Дата рождения:
6 июня 1960
1992 – В этот день в 1992 году состоялся один из самых громких скандалов в карьере Шинейд О’Коннор. Исполняя песню Боба Марли "War" в прямом эфире тв-шоу «Saturday Night Live», ирландская певица порвала портет Иоанна Павла II со словами "Сражайтесь с настоящим врагом!" »»
Joe ALLISON (1924)
Albert COLLINS (1932)
Steve REICH (1936)
Eddie COCHRAN (1938)
Lindsey BUCKINGHAM (1948)
Stevie Ray VAUGHAN (1954)
Tommy LEE (1962)
Вадим САМОЙЛОВ (1964)
Евгений ФЕДОРОВ (1965)
Gwen STEFANI (1969)