Наиболее распространенное мнение о
прошедшем концерте Кейла (John Cale) и его молодой команды: Кейл 2000-х
против Кейла 70-х (и даже 90-х) - все равно, что плотник супротив столяра. Но
кто сказал, что крепко сбитый стул менее ценен, нежели фигурная резьба на шкатулке?
2/3 программы московского концерта Кейла составил материал с нового альбома
"Black Acetate", однако начинается концерт просто и доходчиво - Кейл
берет скрипку и начинает тяжелой поступью:
Shiny, shiny, shiny boots of leather
Whiplash girlchild in the dark...
Весь вечер музыкант перемещается между
инструментами: берет гитару и исполняет утяжеленную версию "Turn the Light
On", становится за Курцвайль и выдает "Femmе Fatale" и "The
Rosegarden Funeral of Sores" - и дальше все плотнее становится звук, все
разгоряченнее публика, и вот уже приплясывают даже те, кто этого делать
совершенно не планировал. Перед сценой танцуют мои старые друзья и какие-то
оторванные молодые люди. Под конец концерта понимаешь, что только что произошло
совершенно не то, чего ты ожидал: не было "рок-авангарда пенсионного возраста",
был рок
в духе "новых старых групп" типа The Decembrists и The Killers.
Это совершенно непохоже на давний концерт Кейла в Театре Эстрады: другое
настроение, другая музыка.
Хотя всех нас честно предупредили.
То, что делает Кейл, - это просто. Это так просто, что сразу понимаешь, что
общего у Кейла с Глассом или с Кейвом: скупыми средствами достигается ясность и
чистота. Это минимализм от рока. И, похоже, именно отсутствие "архитектурных
украшений" - его основная
задача на сегодняшний день.
Хорошо смотреть на Кейла и держать в голове концерт его ровесника - Коэна
(Leonard Cohen). Пока
один стоит на своем пьедестале, грустно повесив голову и показывая всем своим
видом, как он бесконечно устал от жизни, второй набрал себе молодых ребят и
рубится так, что смотреть и танцевать - сплошное удовольствие. Один получает
аплодисменты на первых аккордах, потому что его песни узнаваемы и перепеты тысячу
раз в неизменной форме, второй безжалостно выкручивает и ломает их структуру,
чтобы от исходного
материала осталась одна голая идея, один посыл. И когда по записям ты бережно
хранишь в голове "Venus in furs", а на концерте тебе выдают ее в виде
старого красивого харда, и концерт чем дальше, тем больше становится "хард",
понимаешь, что все происходящее - это просто умение и смелость идти дальше, не
оглядываясь и не жалея. Взять песню 70-х "Pablo Picasso" и подать ее
так, будто
она родилась только что, за кулисами.
И - как удивительно Кейл связал всех своих музыкантов в единую, нераспадающуюся картину!...
Великолепный, четкий негр-барабанщик - невозможен без классического басиста, а
тот, в свою очередь, не звучит без лид-гитары... Молодые, классные, красивые,
однако на их фоне Кейл не выглядит и не звучит "рокером на покое". Звук в Апельсине
всегда хорош, но в этот раз был хорош особенно. Хотя в середине концерта из
клавишных вылетел джек, и это заставило музыкантов потянуть импровизацию, пока
оборудование приводили в порядок...
Звук призван обозначить каркас стиля, - это типичный лос-анджелесский
"жесткач". В стиле RHCP. И когда на пятой вещи ты видишь, что барабанщик
сдерживает себя, чтобы держать "рамку", но внутри весь горит, и басист играет
все те же три ноты, но умудряется все же незаметно на протяжении песни что-то
изменить, отчего песня читается совершенно по-другому, и невозможно отследить
это изменение - это интереснее, чем самые замороченные соло. Хотя,
разумеется, ближе к концу вечера достались публике и они. А на бис Кейл дал
публике потанцевать в последний раз, после чего вышел и спел изящную лирическую
вещь - словно многоточие поставил.
Говорят, в Питере концер Кейла провалился. Грустно.
Дата рождения:
9 марта 1942
1968 – Родился Филип Ансельмо, американский рок-музыкант, участник грув-метал-группы Pantera. В детстве решил поджечь свой дом, чтобы напугать маленькую сестру. Фил рассчитывал быстро потушить здание, однако ситуация вышла из под контроля и дом сгорел дотла. Так с тех пор и зажигает »»
Wallace DAVENPORT (1925)
Andrew HILL (1937)
Larry HALL (1941)
Mike LEANDER (1941)
William BROWN (1946)
Stanley CLARKE (1951)
Andy SCOTT (1951)
Hal LINDES (1953)
Святослав ЗАДЕРИЙ (1960)
Yngwie MALMSTEEN (1963)