Программа пребывания Sparks в России
была простроена чрезвычайно логично. Первый день был
отдан вещам из
хит-парадов и собрал аншлаг. Второй представлял программу с новейшего альбома
группы "Hello Young Lovers"
и делал упор на зрелищную
составляющую шоу.
Верный расчет: во второй день пришли либо те, кто слушает Sparks в любой
ипостаси, либо те, кому интересны именно новые работы братьев Мэл (Ron &
Russell Mael). Аншлага при
таком раскладе ожидать было бессмысленно: как бы ни восхищался мой коллега Бебенин
тем фактом, что известность группы в народе выше ожидаемого, этот народ все же
предпочитает материал, проверенный временем.
Немалую роль, пожалуй, сыграло и повышение цен на билеты, которое организаторы
произвели совершенно неожиданно: некоторые слушатели, пребывая в эйфорили от
первого концерта, попытались купить билеты на второе шоу и жестоко обломались.
Между тем, двадцатый по счету альбом Sparks декларирует: I promise that I rock, rock, rock!" И обещание оправдывает - правда, не используя при этом ни одного пассажа из клишированного рок-арсенала. Исполненный желчного трагизма, этот альбом - логическое продолжение сенсационного "Lil' Beethoven" . Он полон издевательских песенок, написанных с привычной экспрессией и исполненных с опереточной помпезностью и нереальной легкостью. Безусловно, кому-то может не хватать в новых работах группы фирменного расселовского фальцета - его голос, став с годами жестче и ниже, начал заколачивать в мозг слушателя максимы с поразительной точностью, словно плотник - гвозди. Однако, как показали концертные выступления Sparks, этот вокал никуда не делся: Расселл по-прежнему способен держать жуткий темп и петь "по верхам", - просто, идимо, нестроение новых песен не располагает к верхнему регистру.
Джош Клингхоффер (Josh Klinghoffer)
из Red Hot Chily
Peppers и Дин Мента (Dean Menta) из Faith No More ("no more",
как удачно пошутил
Расселл) в
этот вечер провели половину концерта за большим экраном, который отделял
солистов от ритм-секции. На экране происходили невероятные приключения братьев
Мэл: множественные альтер-эго Рассела с головой кота, поющие микрофоны,
летающие цитаты, пришельцы и мутанты, Рон,
борющийся сам с собой (реальный Рон - с
Роном на экране), Рон, играющий на нарисованном органе. Зато во второй половине концерта, который
последовал после небольшого перерыва, гитаристы
оттянулись как
следует, устроив невероятную гитарную дуэль в лучших традициях оставленных ими
групп. Экран был свернут, музыканты сменили черные одежды на костюмы - и
вломили! Да так, что не смогли остановиться и исполнили практически весь
сет-лист первого дня, начав с "Aeroflot" и пробежавшись галопом по всем
главным песням - от "Something For The Girl With Everything" и до
""When Do I Get To Sing My Way" родом из 90-х годов.
Не смогли остаться на месте и зрители: первая же песня, исполненная прыгающим
Расселлом, переодетым в клоунский полосатый пиджак, "включила" публику - рядом
со мной начали прыгать и восторженно орать даже фотографы и
журналисты из маститых музыкальных изданий, известные своим
скептическим отношением к любому шоу. Буквально на глазах сбывалась наша мечта -
увидеть живых Sparks в расцвете творческих сил.
Что такое концерт Sparks? - Вообразите себе странную,
несуразную, взрывную смесь: Queen c Монти-Пайтонами, VDGG c
электронным перформансом и опереттой (не случайно в детстве братья Мэл изучали
этот жанр под влиянием своей мамы - заядлой театралки). Как это всегда
бывает с хорошими
проектами, сумма составляющих не даст целого. Невозможно объяснить, как
органично сочетаются фальцет с партией бас-гитары, нельзя рассказать, откуда
барабанщица берет эту манеру придерживать хэт, чтобы он давал такой вкусный
"призвук" после того, как отзвучит соло.
Интересно, что в концертной
версии песни не только не теряют нюансов звучания, но и дополняются новыми
оттенками смысла благодаря выразительной пластике Расселла. И еще: слушая
пластинки Sparks, просто
невозможно представить себе, что можно петь два часа эти пулеметные песни, не
переставая двигаться, не
сорвав голос и не потеряв улыбки. Расселлу это удается, хотя и не без усилий:
добрые лучики по-прежнему
расходятся вокруг его глаз, хотя по виску уже непрерывной струйкой течет пот,
который он смахивает рукавом.
А тем временем Рон, похожий на статую командора, стоит и строго взирает из-под очков на беснующийся зал. На уровне энергетики все это шоу выглядит как тайфун, закручивающий свои спирали вокруг его старенького синтезатора. И когда вся группа выходит на заслуженные поклоны, имя Рона - комичного человека в несерьезных очках - произносится после внушительной паузы и с заслуженным уважением.
Сет-лист концерта:
1 часть
1. Dick Around
2. Perfume
3. Very Next Fight
4. Baby Baby Can I Invade Your Country
5. Rock Rock Rock
6. Metaphor
7. Waterproof
8. Here Kitty
9. There's No Such Thing As Aliens
10. As I Sit To Play The Organ At The Notre Dame Cathedral
2 часть
1. Aeroflot
2. Something For The Girl With Everything
3. Happy Hunting Ground
4. Bon Voyage
5. In The Future
6. Hospitality On Parade
7. When Do I Get To Sing My Way
8. Amateur Hour
9. Never Turn Your Back On Mother Earth,
10. This Town Ain't Big Enough For Both Of Us.
На такие концерты стоит ходить молодым и не очень молодым музыкантам -
чтобы представлять
себе, что означает "хорошая творческая форма", когда тебе стукнуло 50. Такие
концерты полезны зрителю - чтобы понимать, чего можно ожидать от группы на
клубном концерте. А еще такие концерты просто необходимы критикам, чтобы не растерять
квалификацию.
Единственное утешение, которое я способна предложить тем, кто не попал на шоу
Sparks, состоит в том, что группа обещала этим летом вернуться в Россию. Будем
надеяться, ее выступление пройдет на площадке больших размеров и с более
демократичными ценами на билеты.
Очень хочется, чтобы Sparks услышали те, кому это действительно нужно.
Что хорошо в поп музыке - простота и жизнерадостность. Что хорошо в роке - энергия и насыщенность звука. Sparks добавили к этому изысканность, характерную скорее для классических мюзиклов, и иронию.
Подробности из жизни:
'Усы Рона Мэла важнее для поп-музыки, чем гитарные соло Джона
Леннона' ('Melody Maker')
'Сам дурак' (Джон Леннон)
Лица телеведущих европейских музканалов выглядят
удивленными: "А следующая
песня... Да, та самая, что так стремительно взяла приступом наш хит - парад...
Короче, группа называется Sparks, и как мне подсказали редакторы, этой группе
уже лет двадцать. Или больше. А у нее танцевальный хит. Можете себе
представить? Вот и я с трудом. Тем не менее - Sparks!"
Так осенью 1994 года мир поп-музыки вздрогнул от возвращения братьев Мэл
(Mael). Вздрогнул - что нехарактерно. Обычно от братьев Мэл людям
становится весело и
хорошо. Хочется танцевать энергичные танцы, делать жизнерадостные глупости, а
потом пойти в музыкальный магазин и попытаться найти тот альбом Sparks,
которого еще нет в коллекции.
В мире поп-музыки принято один раз поставить на лбу артиста несмываемый
классификационный знак жанра и засунуть беднягу на…
Pierre HENRY (1927)
Billy Edd WHEELER (1932)
Donald BYRD (1932)
Junior WELLS (1934)
William POWELL (1941)
Neil INNES (1944)
Joan ARMATRADING (1950)
Donny OSMOND (1957)