Такой плотности благородных профилей, смоляных кудрей и подернутых поволокой
глаз на душу населения, как у входа в Театр Эстрады вечером 20-го февраля,
наверное, в это время не было по всей Москве. Казалось, что 90 процентов людей,
собравшихся на Берсеневской набережной, состоит друг с другом если не в
родстве, то в хороших товарищеских отношениях. Ну а что еще можно предположить,
слыша вокруг себя радостные возгласы "Георгий-джан! Ара, дорогой!" и видя
теплые объятия, каковыми потчуют друг друга давно не видевшиеся добрые друзья.
А объясняется все очень просто - в зале Театра Эстрады в тот вечер давал
концерт Armenian Navy Band, славноизвестный коллектив под
управлением перкуссиониста Арто Тунчбояджана.
Смею предполагать, что зрители-компатриоты пришли бы на концерт в ничуть не
меньшем количестве, даже не зная, что "Оркестр армянского военного флота"
на сегодняшний момент находится в пятерке лучших в мире групп, работающих в
стиле world-music, что в составе коллектива играет один из лучших
исполнителей на дудуке, или что группа недавно стала
тесно сотрудничать с мега-популярной System Of A Down.
Очень приятно, что практически любое более-менее стоящее выступление
соотечественников вызвало бы в рядах армянской диаспоры ажиотаж.
Национальные связи в этом случае работают почти так же интенсивно, как
родственные. От чего, черт подери, жутко приятно и тепло
становится на душе. Но еще приятнее - что одной диаспорой слушательский состав
не ограничился: коллектив заочно любят многие ценители хорошей музыки в России.
Вернемся к концерту.
Спешка и нервозность традиционной
проверки ручной клади, с которых
начался вечер, на поверку оказались совершенно неоправданными. При заявленных
девятнадцати часах начала выступления зрителям, уже было расположившимся на
креслах, в двадцать минут восьмого предлагается погулять еще какое-то время.
"Аппаратура завезена в зал не вовремя, - гости еще даже
не успели провести саундчек". Не вопрос - ради первого и единственного
концерта "Armenian Navy Band" и погулять не грех.
В результате действо стартует в двадцать нoль-нoль, публика несколько напряженно аплодирует, призывая музыкантов к выходу на сцену. Поднимается занавес. На сцене одиннадцать мужчин и женщина. Одежда простая - светлые и неярко-оранжевые футболки, брюки. Перкуссионист-вокалист, лидер коллектива Арто Тунчжбояджан - в кепке, в народе называемой "вертолетной площадкой". (Забавно - ведь Арто, хоть и армянин, но родился в Турции и проживает в США, - казалось бы, зачем ему следовать таким "национальным преференциям" в стиле одежды...)
Слева духовые; чуть дальше, на
возвышении - секция национальных
инструментов; по центру басист, клавишник, барабанщик (замечаю, что
альтовые барабаны установлены непривычно высоко); Тунчбояджан справа.
"Успокойтесь, дорогие, музыка уже началась - словно проговаривает тихой
попевкой-колыбельной Арто, знаком приглашая своих коллег присоединиться.
Напевная и простая мелодия звучит ровно столько, сколько нужно для того,
чтобы настроить аудиторию на единую волну восприятия.
Немедля грянули
медные трубы, - с этого момента будь внимателен, слушатель.
Поначалу незаметно для самой себя веду внутренний диалог:
- Что это звучит, скрипка?
- Нет, кяманча.
- А это? Похоже на гитару с использованием процессора.
- Нет, что ты. Это дудук.
- Какое удивительное звучание. Необычно, но в то же время мне кажется, что я
его слышала не один раз.
- Это женские руки щипками трогают струны кануна. Похоже на гусли.
Проходит пара минут, и стадия первичного анализа происходящего сменяется качественным его пониманием. Это хорошо - на данной стадии становится совершенно неважным, как именно Арто добивается надрывно-призывной мелизматики вокала, какое назначение у склянок, стоящих по левую руку от него или насколько сложно Нораиру Карташьяну выдувать на блуле мелодии боковой стороной рта.
Поначалу дублировавшие ритмический рисунок ударные и перкуссия разделяются и не возвращаются к единой сетке до окончания концерта. Произведения, резко отличающиеся по эмоциональному напряжению и напору, сменяют друг друга чередой, без единой паузы. В совершенно прозрачную, воздушную, эфирную кантилену дудука, мягкого баса и синтезаторного "pad"-а, набалдашников на барабанных палочках и редких ударов по крохотным перкуссионным тарелочкам врывается мощнейший джаз-рок пост-бопового толка.
>Нет, что это я. Не только переходы настроений - решительно ВСЕ неожиданно в
"Armenian Navy Band".
Внезапные подъемы в устоявшемся в пределах произведения мотиве - небольшие,
но дающие особый оттенок музыкальной картине. Уменьшенные и увеличенные
интервалы, вроде бы и характерные для национальной музыкальной культуры, но все
равно изумляющие при каждом использовании.
Страсть, с которой на вид вполне сдержанный клавишник Ваган
Айрапетян,
дождавшись своего часа, обрушивает на слушателя умопомрачительнейшее органное
соло. Восторженные вопли Арто и мерное покачивание в такт музыке
Анахит Артушьян, слышавшей программу собственной группы тысячи раз и
испытывающей искреннее удовольствие от извлекаемых коллегами звуков.
Радостное удивление, с которым сами музыканты глядят друг другу в глаза,
стоит им вместе достичь особенного звучания.
Еще? Пожалуйста.
Петушиные крики и куриное квохтанье Арто, гармонично (да, гармонично!)
вписывающиеся в монотонную одноаккордовую канву духовых и наложенные поверх
нее свободные вариации синтезатора и национальных инструментов.
Поразительно удачная рокировка рваного и более традиционного 16-битного
размера в режиме нон-стоп. Безукоризненное в отношении техники и наполнения
десятиминутное соло дудукиста, после которого он практически до окончания
отделения сидел без сил, отстраненно глядя мимо товарищей.
(Концерт длился два отделения, каждое - по часу с небольшим, я же теперь,
видимо, могу рассказывать о нем куда дольше.)
Вы хотите знать, как Арто играет на
белой эмалированной кастрюле с выбоинами? - Наливает в нее воду, приближает к
микрофону и отстукивает
пальцами ритм, время от времени шлепая ладонью по дну и подсыпая вовнутрь
что-то наподобие гороха. Примерно такие же звуки производят металлические
тарелки знаменитого перкуссиониста Трилока Гурту (Trilok Gurtu), будучи
погруженными в воду и раскачиваемыми там при ударе молоточком. Только кастрюля
Тунчбояджана еще и разговорные интонации воспроизводит.
А как Арто использует бутылку
из-под колы, наполовину наполненную водой? -
Правильно, дует в нее, и уподобляет этот незамысловатый инструмент
пан-флейте. А кроме выдувания тона, одновременно сам пропевает интервалы. И
еще зрительным залом управляет - какой его части кричать "Бу!", какой
"Хей", а которой "Вай!"
Что напоминает музыка Navy Band-а? На ум пришли имена Фрэнка
Заппы
(Frank Zappa), Карлы Блэй (Carla Bley), Shibusashirazu
и Pink Floyd. Блюз, звучавший на концерте, до боли напоминал
"Обратную сторону Луны". Такой же внушительный, убедительный и роскошный.
Только вместо трансцендентной гитары звучал армянский рожок, не дававший
забыть, где ты находишься и кто перед тобой.
Еще был рэгги. Был R&B.
Были совсем танцевальные вещи - впору в пляс
пускаться, что и делали соотечественники "Navy Band"-а, буквально
подпрыгивая на стульях, заманчиво изгибая кисти, прищелкивая пальцами и
вертя в воздухе бусы/шнурки мобильных телефонов...
И последнее. Не имея откровенного лидера в отношении чисто музыкальном,
"Armenian Navy Band" нашла в Арто скорее идеолога. Поэтому и не тем
Арто берет за душу, что искусно подражает птичьим крикам или живописно
комментирует жестами то, о чем поет. И не игрой на перкуссии - хоть и
достаточно изобретательной. Арто берет - верой. Уверенностью.
Горящим взором. Видя, какое впечатление производит его музыка на людей, он
понимает, что лучшего случая напомнить братьям о том, для чего все мы
здесь, не будет. Он говорит о человечности и добре. Ему есть что сказать.
P.S. К концу концерта, от которого, как вы уже поняли, я нахожусь в
полнейшей эйфории, я пришла к ряду заключений.
В этно-основу можно вплести Что Угодно, и это будет хорошо. (При наличии
харизмы и технической подготовки, конечно). Этника - обволакивающая плацента,
естественное питание для творчества, она естественным образом заново рождает
то, что уже живет тысячелетиями - живую, от сердца, музыку.
Поэтому не за квази-интеллектуальными мудрствованиями будущее, нет...
1932 – Гленн Гульд, величайший пианист и философ фортепиано, родился в Торонто. Гульд известен на весь мир благодаря своим интерпретациям музыки Баха »»
Colin DAVIS (1927)
Glenn GOULD (1932)
Mike GIBBS (1937)
Onnie MCINTYRE (1945)
Steve MACKAY (1949)
Richard HARVEY (1953)
Александр КОЗЛОВ (1961)
Will SMITH (1968)
T.I. (1980)