Собираясь на встречу с Арто
Тунчбояджаном я немного нервничал. Дело в
том, что я встречался с музыкантом десятки раз, и откровенно говоря, даже не
знал, о чем его еще можно спрашивать. Тем более, что за последние пару недель
на российского читателя обрушился буквально шквал интервью, статей, рецензий,
публиковавшихся на страницах как печатных изданий, так и на ведущих
интернет-сайтах. Все это, как понимает читатель, связано с предстоящим 20
февраля первым и единственным концертом прославленного популярного музыканта и
его коллектива Armenian Navy Band в Москве. Я немеревался брать это
интервью давно, но Арто долго отсутствовал в Ереване, а делать это по
электронной почте не хотелось. Арто все не возвращался, а время поджимало. И
поэтому, презрев все правила приличия и здравый смысл, я пошел на встречу к
знаменитому перкуссионисту всего через пару часов после его прилета на родину.
В тот же вечер Armenian Navy Band давали первый в новом году концерт на своей постоянной
площадке - в АвангардФолк Клубе. Туда я и направился. Ждать пришлось долго:
наступил вечер, пока Арто прилетел, долго распаковывался, решал организационные
задачи. Буквально минут за 30 до
концерта музыкант появился в клубе. Радушные хозяева заведения пригласили его
поужинать. Арто с благодарностью принял приглашение. И вот тут-то я изловил
музыканта. Я надеюсь, что читатель легко себе может представить состояние
музыканта, прилетевшего пару часов назад из Америки, пытающегося настроиться на
выступление и одновременно жующего долму. Полноценного разговора не получилось
- то звукооператор приходил с вопросом куда поставить микрофон, то кто-то из
музыкантов группы уточнял детали выступления, то кто-то из завсегдатаев
спешил засвидетельствовать свое почтение любимому музыканту. В результате
интервью получилось коротким,
но достаточно ясным.
Звуки.Ru: - Арто, почему ты выбрал именно перкуссию в качестве основного инструмента, ведь ты играешь на многих других?
Арто Тунчбояджан: - Потому,
что это самый натуральный инструмент, данный нам природой. Все эти
синтезаторы, гитары - это создание рук человеческих, а перкуссию нам дала
наша Мать-Природа. Стук, ритм, по большому счету, сопровождает человека с
первого до последнего для его жизни. И даже больше - плод слышит биение сердца
матери еще в утробе, после смерти, напоследок раздается стук молотков,
заколачивающих крышку гроба...
В детсве мой старший брат
Онно (один из самых
популярных музыкантов и продюсеров Турции в 80-90 годах) предлагал мне слушать
ритмы жизни - цокание копыт лошадей, дыхание моря. Самым любимым занятием было
сидеть в поезде, слушать перестук колес и пытаться добавить самому руками
какую-то краску в этот ритм. И хотя я действительно играю на нескольких
инструментах, предпочитаю перкуссию.
Звуки.Ru: - Откуда у тебя все эти инструменты? Ты получаешь их от фирм, являсь их "лицом", или покупаешь? На каких инструментах ты предпочитаешь играть?
Арто: - Ну, у меня были разные инструменты. Те, на которых я играю сейчас, сделаны неизвестным мастером. Просто мой знакомый мастер восточных инструментов сделал их по моему заказу. На них ни клейма, ни лейбла. Правда, недавно, во время очередных концертов в Турции, ко мне обратились представители одной фирмы и предложили заключить контракт - они делают инструменты по моему дизайну, дают им мое имя и выпускают такую серию. Это конечно, престижно - ведь есть модель гитары "Лес Пол", например, почему бы не быть бонгам "Арто"? Но я пока не решил. Зачем мне это?.. Мне главное, чтобы звук был хороший и играть было удобно, а лейбл... Пусть этим занимаются те, для кого это главное в музыке.
Звуки.Ru: - Сейчас много разных электронных драм-машин, электронных ударных инструментов. Как ты к ним относишься?
Арто: - Никак. Лет 20 тому назад, когда они только начали появляться, я играл на таких. Тогда это было модно и престижно - все играли джаз-рок, фьюжн с применением большого количества электроники, поэтому без соответствующего арсенала появляться на сцене было несерьезно. Но с течением времени мода на всякие примочки прошла, и я вернулся к живым инструментам. Видишь ли, когда ты играешь на электронных, ты больше действуешь, как компьютерщик, нежели как музыкант. Настраиваешь, следишь за выставленными тембрами и прочее. А на натуральных бонгах, например, ты должен четко чувствовать музыку, чтобы расчитать, с какой силой и в какое место инструмента ударить, чтобы получить нужный тебе оттенок. Ты можешь с ними разговаривать, чувствовать их, заботиться о них. А что заботиться об куске железа, начиненном электроникой? Если уж мне очень нужен какой-нибудь необычный звук, то я подключаю эффекты к живому инструменту и таким образом добиваюсь нужного мне звучания. А чисто элеrтронные - нет уж, увольте. Я уже не говорю о том, что для игры на электронных ударных нужны усилители, динамики, электричество. А моим инструментам ничего этого не нужно - лишь желание, хорошее настроение, повод.
Звуки.Ru: - Во время выступлений ты не просто играешь на, так сказать, "официальных инструментах": ты исполняешь соло на кастрюлях и на прочих предметах домашнего обихода, свистишь в бутылку, разговариваешь с публикой...
Арто: - А почему бы и нет?
Музыкальные звуки можно извлекать из всего, из чего
захочешь. Нужно просто знать, что как звучит и использовать это к месту и по
назначению. А по поводу заигрывания с публикой - слушай, люди заплатили деньги,
пришли после рабочего дня отдохнуть. Почему бы их не повесилить и не доставить
удовольствие любыми способами? Кроме того, я хочу, чтобы люди увидели, услышали
и почувствовали, что такое настоящие перкуссионные инструменты, услышали их
красоту и, почему бы и нет, попробовали сами поиграть на них, создать что-то свое.
Тут официантка внесла новое блюдо, и на несколько минут за столом воцарилось молчание. Лишь изредка слышались просьбы передать хлеб или воду. Через пару минут наш разговор продолжился.
Звуки.Ru: -Расскажи немного о вокалисте System Of A Down Серже Танкяне, вашем совместном альбоме и совместных планах на будущее.
Арто: - О Серже пусть тебе расскажет он сам (или почитай на его сайте). Наш совместный альбом? Встретились, поговорили, сыграли и сразу записали. Что получилось, ты наверное, слышал. А по поводу планов на будущее могу сказать, что пару месяцев назад Серж приезжал в Ереван, я ему показал Armenian Navy Band и предложил полноценное сотрудничество. Ему идея понравилась и сейчас мы думаем над совместным проектом Armenian Navy Band-System Of A Down. Что из этой идеи получится, сказать сейчас трудно. (От себя хочу добавить, что Сержа в Ереване принимал Министр иностранных дел Армении господин Вардан Осканян, вручил ему медаль за пропаганду армянских идей или что-то в этом роде, а потом Серж, по слухам, поехал в один из городов Армении, с целью навестить свою суженую. Визит продлился лишь два дня и вот в перерыве между делами амурными и делами государственными музыканты и встречались - А.М.).
Звуки.Ru: - Ну ладно, а чего ты ждешь от концерта в Москве?
Арто: - Я никогда не был в России. Будет очень любопытно встретиться с русской публикой. Хотя, я думаю, что ничего особенного не будет. Публика - настоящие любители музыки во всем мире,- приблизительно одинаковая. Тут очень зависит от муызканта: если ты играешь хорошо, выкладываешься до конца и, главное, тебе есть что сказать людям, тебя поймут в любой стране, какую бы музыку ты ни играл, на каком языке бы ты ни пел. Так что я не сомневаюсь - москвичам наша музыка понравится....
И музыкант потянулся за очередным куском мяса. Я понял, что аудиенция закончена и, мило попрощавшись встал. Арто что-то гугукнул в ответ. Он явно испытал облегчение, когда я отошел от стола.
Арто Тунчбояджан и Armenian Navy Band
первый и единственный концерт в России
Театр Эстрады
20 февраля 2006 г.
1967 – Мика Джаггера и его подругу Марианну Фейтфул полиция арестовала за употребление наркотиков в доме Кита Ричардса. Когда полицейские приехали "забирать" музыкантов, Мариана Фейтфул вышла им навстречу абсолютно голая, закутавшись в гигантское меховое боа »»
Russ FREEMAN (1926)
Gladys KNIGHT (1944)
John FOGERTY (1945)
Arto LINDSAY (1953)
Eddie JOBSON (1955)
Kylie MINOGUE (1968)
Илья КАЛИННИКОВ (1973)
THE MANEKEN (1983)