Джон Кейл (John Cale) - не только один из наиболее известных и влиятельных музыкантов в пантеоне рок-андеграунда. Кейл - тот, чью музыку невозможно классифицировать в рамках какого-либо определенного стиля, несмотря на то, что многие из его записей облечены в песенную форму и, казалось бы, приближены к доступному рок-мейнстриму. Его можно было бы назвать крестным отцом панка и нью-вейва, но и это определение будет недостаточным. В его соло-записях всегда отчетливо ощутимо напряжение между экспериментом и универсальной доступностью, и эту ловушку Кейл ставит себе сознательно: его музыка слишком странна для коммерческого успеха, но недостаточно дерзка или сумасшедша, чтобы уготовить ему место среди инноваторов рока.
Парадокс Кейла в том, что его сольные работы оказываются неизбежно оттенены могучими коллаборациями - прежде всего с Лу Ридом (Lou Reed) в созданной ими Velvet Underground. Он, безусловно, зарекомендовал себя как один из самых влиятельных продюсеров в панке и предшествующих ему течениях, в нью-вейве. Без его продюсерской мысли не состоялись бы исторические альбомы таких величин, как Патти Смит, Джонатан Ричмен, Игги Поп, The Happy Mondays, Jesus Lizard.
Сын уэльсского шахтера и учительницы, Кейл (род. в 1942) с юных лет был личностью неординарной. Еще учась в начальной школе, он выступал в эфире BBC с пьесой собственного сочинения. В ранних 60-х он увлекся авангардной музыкой и при содействии Аарона Коупленда и Леонарда Бернштайна получил грант на музыкальное образование в Америке. Одним из его первых значительных появлений на нью-йоркской сцене стало совместное выступление с Джоном Кейджем (John Cage): вместе они исполняли 18-часовой фортепианный рецитал. Затем, Кейл оказался в рядах минималистского ансамбля Ла Монте Янга The Dream Syndicate - отголоски этого упорядоченного гула позже найдут отражение в его аранжировках для Velvet Underground.
Кейл, Рид и немецкая певица Нико (Nico она же Криста Пэффген) познакомились в 1966 году на "Фабрике" Энди Уорхола в Нью-Йорке - и эта встреча, без преувеличения, оказалась одной из главных в истории культуры 20 века. Им впервые удалось привнести в рок-музыку тонкую восприимчивость авангарда. Покуда Энди Уорхол рисовал обложку к первому альбому группы, Кейл успел проявить здесь себя как басист, альтист, клавишник, и вдобавок ко всему как автор. Основным автором и вокалистом, был Рид, но именно Кейлу группа обязана гениально найденным звучанием и именно он в ответе за самые экспериментальные куски их первых двух альбомов: "The Velvet Underground and Nico" и "White Light/White Heat" (1967). Харизма и лидерское начало Кейла быстро привели к расколу: у группы не могло быть двух фронтменов. Остался Рид. Экспериментальная составляющая в творчестве Velvet Underground с уходом Кейла заметно потускнела.
Сам же Кейл ринулся в море новых коллабораций. Уже в 1969 году он продюсировал барочно-готический альбом "The Marble Index" также покинувшей VU певицы Нико и дебютный альбом The Stooges. Несмотря на несхожесть, у этих работ обнаружилось общее свойство: обе стали знаковыми и обе заложили фундамент для панка и нью-вейва. В 1970-м Кейл начал полноценную сольную карьеру одним из своих лучших альбомов "Vintage Violence". Он удивил аудиторию неожиданно доступным собранием крепких песен, чтобы вскоре взорваться радикальными инструменталами "Church of Anthrax", записанными в сотрудничестве с великим минималистом Терри Райли. Эти работы во многом определили амплитуду колебаний сольной карьеры Кейл. Самые бунтарские его порывы проявились на совместных записях с Райли, Брайаном Ино и, значительно позже, Лу Ридом (их альбом "Songs for Drella", выпущенный в 1990-м, стал данью памяти первому менеджеру Velvet Underground Энди Уорхолу и спровоцировал недолгое воссоединение легендарной группы). Сольные проекты, напротив, демонстрировали тщательную работу с песенной формой и изобретательные аранжировки, где легко обнаружить следы кантри-рока и классической композиции.
Сценический талант Кейла в полной мере раскрылся в 70-е, когда он появлялся в сумасшедших театральных костюмах и устраивал провокационные перформансы (случай с разделкой живого цыпленка на сцене вошел в историю).
Кейл много работал с кино. Он автор саундтреков к таким фильмам как "Что-то дикое" Джонатана Демма, "Кто застрелил Энди Уорхола" Мэри Хэррон, "Баския" Джулиана Шнабеля. Автобиография Кейла "What`s Welsh for Zen", вышедшая в конце 90-х, мгновенно стала бестселлером.
От его концерта можно ожидать реабилитации рок-н-ролла в одном отдельно взятом зале, эмоционального потрясения, а возможно и культурного шока.
Доподлинно известно одно: единственный концерт Джона Кейла в Москве пройдет в клубе "Б2" 12 марта и, весьма вероятно, станет одним из главных культурных потрясений столицы в 2006 году.
Джон Кейл (John Cale)
Клуб Б2
12 марта 2006 г.
Начало в 21:00
Дата рождения:
9 марта 1942
1946 – Родилась Джейн Биркин - британская актриса и певица, жена шансонье Сержа Гинсбура »»
1958 – Родился Спайдер Стэйси, участник шотландской панк-фолковой группы Pogues »»
1986 – Первый концерт группы «Ноль» (в питерском клубе«Юность») »»
2000 – Закрылся "Melody Maker" - старейший музыкальный еженедельник Великобритании »»
2000 – Закрылся "Melody Maker", старейший музыкальный еженедельник Англии »»
Cecil PAYNE (1922)
Phineas NEWBORN (1931)
Dan BARRETT (1955)
Mike SCOTT (1958)
Ванесса ХАДЖЕНС (1988)