Если рок-фестиваль проводится регулярно в течение многих лет, он становится неотъемлемой частью города, его породившего; он неизменен, но каждый раз нов, он развивается по тем же законам и полон тех же примет. Проходит очередной год, - и вот здесь на месте пустыря вырос высотный дом, а здесь из руин восстановлена церквушка; где-то сменилась вывеска, где-то перекрашен фасад, а тут, на окраине, так и стоит покосившаяся изгородь и догнивает на берегу старый катер... Вот так и архангельский "Беломор-Буги" радует стабильностью (отличная организация, хороший звук, обязательное время проведения - вторая половина осени, 2 дня и не менее 20 участвующих групп) и удивляет новыми открытиями, дает возможность повидать и послушать старых знакомцев и огорчает нереализованными надеждами. Огорчения, впрочем, крайне редки: на XII "Беломоре" они выразились лишь в отсутствии нежно любимого мною (и большинством посетителей) Трупного Яда, - эта боевитая и яркая трэш-команда не смогла участвовать в фестивальной программе из-за внезапной болезни бас-гитаристки. Все прочее, происходившее в Ломоносовском ДК г. Архангельска 12 и 13 ноября было так или иначе интересно, а кое-что и просто здорово. Как и на всех предыдущих фестивалях, которые мне довелось посетить.
Субботний концерт открыла вычегодская команда Spiritus Brothers, исполнявшая достаточно стандартный рок, оживляемый иногда джазовыми гармониями и постоянно - сильным, хоть и не особенно техничным вокалом Лидии Борцовой. Неплохая любовная лирика, использование трубы и общая бодрость в сумме оставили положительное впечатление. Тот же настрой мог бы сохраниться при прослушивании Старого Джека (Няндома), - благо, группа играла этакий ковбойский буги-вуги с некоторыми аллюзиями на Тома Уэйтса (Tom Waits), - но полагающегося драйва им сгенерировать не удалось. Что, вероятно, объясняется крайней молодостью музыкантов (барабанщику Даниле Меньшикову 15 лет, остальные немногим старше), так что всё еще поправимо.
Поиграем и Уйдем (Северодвинск)
сменили барабанщика, а их лидерша
Елена Шестоперова - сценический имидж (вместо футболки с портретом
Летова на ней было романтичное белое платьице). Вторая из метаморфоз
порадовала, первая - не очень: играть стали более сухо, резко и пафосно. Что,
однако, никак не отразилось на градусе народной любви, и это тоже не внушает
оптимизма, - постоянное обожание притупляет бдительность артистов. Но на
подходе новый альбом, так что посмотрим и послушаем, а потом уже будем ставить диагнозы.
Зато далее наступил период настоящего профессионализма. Первыми его продемонстрировали музыканты группы Снег (Киров), которые играли незамысловатую, в общем, музычку с довольно нескладными текстами на "социально-бытовые" темы, - но зато делали это слаженно, весело и мастеровито. Сущий ZZ Top, только без бород. Не разочаровали и Blind Vandal, только что откатавшие успешную гастроль по Голландии: воистину феерическое инструментальное трио, на качество игры коего не повлиял даже внутригрупповой праздник - день рождения барабанщика Александра Харева.
Металлопрокат был продолжен казанским дуэтом Pulse Of Reason: Виктор
(гитара) плюс Наташа (бас-гитара, вокал) плюс "минусовая" ритм-секция. Вот
она-то (вкупе со статичностью музыкантов, не очень выразительным голосом и
англоязычными текстами) и подпортила впечатление, - несмотря на очевидную
опытность, звучала группа скучновато. Так следует играть в студии, но никак не
на рок-н-ролльном фестивале. Если б они решились на эксперимент и поджемовали с
тем же Харевым (были такие планы), могло получиться намного интереснее.
Еще одна впечатлившая своей матеростью
группа, - Катран, в составе
которой уживаются экс-участники многих питерских супергрупп. Звучали они чуть
ли не лучше всех, чрезвычайно грамотно работали с публикой и вообще были крайне
энергичны. Вот только не покидало ощущение дежа вю: будто находишься не на
архангельском "Беломоре" образца 2005 года, а на фестивале Ленинградского
рок-клуба в году этак 1985-м. В этом нет, конечно, ничего дурного, да и местную
публику такие ассоциации вряд ли посещали, так что зал стоял на ушах. Уши ведь
- орган весьма многофункциональный...
Выступавшая перед Катраном ижевская команда Анри уводила ассоциативный ряд в еще более далекое прошлое, - в эпоху раннего Аквариума, трепетной любви к Доновану (Donovan) и Кэту Стивенсу (Cat Stevens), незамутненной веры во власть цветов, слова и звука. Но при этом - парадокс - ни секунды не казалась старомодной, вторичной или излишне наивной. В нынешние времена обязательной рефлексии, мрачной борьбы со всем сразу и упорно декларируемой безысходности Анри - сущий глоток свежего воздуха и луч света в темном царстве. Где-то в середине их сета из танцующей публики на сцену вывалились два потных, растерянно улыбающихся панка, - до сей поры, наверно, им было невдомек, что рубиться можно не только под тяжмет и рэпкор...
Впрочем, возможность повоевать людям в коже и рогоже предоставили
E-Sex-T (самая коммерчески востребованная группа Архангельска) и
Комманда Гу (Москва): они сполна продемонстрировали то, что в народе
называется попросту "мясо", а в среде клубных администраторов - "актуальная
музыка" или же "тяжелая альтернатива". Любителей этого условного жанра
предостаточно и в столицах, и на периферии; второй день "Беломора" на треть
состоял из местных групп, играющих нечто подобное с разной степенью ожесточения
и мастерства: Интоксикация, Нер'ф, Low Life Agony, B-East. Несколько
выбивались из общего ряда S'Кайф, исполнявшие обычный хард-рок,
приехавший из Шуи матерый аналог Арии под названием Движение, и
Kid Logic, звучавшие и воспринимавшиеся как младшие братья Blind Vandal.
Вот если бы у братишек барабанщик был получше да своего материала побольше...
ну да, авось, подрастут. Тем более что очень стараются.
Экскурсия по планете Шелезяке иногда все-таки прерывалась бросками в другие населенные миры. Один из таковых был совершен при помощи северодвинской группы Сарводайя, исполнявшей некую смесь из латино, фанка и Агаты Кристи. Этот коктейль был бы вкусен, если б оказался чуть менее взболтан: громко поющий вокалист постоянно заглушался столь же громко солирующими музыкантами; сложилось впечатление, что они так и не смогли договориться, кто у них главный, и что, соответственно, должна слышать публика: текст, клавиши или слэпующий бас...
Коллапс из Дубны в начале выступления потешил слух плотным и душевным ритм-энд-блюзом, но не выдержал стиль и к концу съехал в полублатняк и "Новый поворот". Такие же смешанные чувства вызвала Большая Sтарая Подруга (Вологда): заявлен был позитивный вариант реггея, на деле оказавшийся смурным и несколько корявым парафразом все того же Уэйтса. Группа при этом явно недурна, - то ли не выспались музыканты, то ли перенервничали перед концертом...
Однако ж завершить репортаж надо сообщением, что лучше всех в воскресенье
выступила группа, которой нервничать просто-таки полагалось, ибо она не
показывалась на сцене добрых 8 лет. Но коллектив Ларисы Шуниной под
старым названием Ла Шу, состоящий наполовину из новых участников,
отыграл свою непростую программу с поразительным спокойствием и даже
удовольствием. Арт-фолк - не слишком востребованная музыка, если подходить к
этому определению формально; но если сказать, что музыка эта духовна, светла и
поразительно красива, то все встает на свои места. Выкованный в грохоте и жаре
металл имеет свойство остывать и ржаветь; свет души не теряет со временем ни
яркости, ни тепла. И потому хочется пожелать "Беломору" не только дальнейшей
стабильности, но и чуть большего жанрового разнообразия. Хуже фестиваль от
этого точно не станет.
1947 – Родился Марвин Ли Эдей - американский рокер, известный во всем мире под псевдонимом Meat Loaf ("Мясной рулет") »»
1984 – Родилась канадская поп-роковая певица, дизайнер и актриса Аврил Лавинь. Её дебютный альбом "Let Go" вышел в 2002 году и был продан тиражом 16 млн копий. Последующие работы — Under My Skin (2004) и The Best Damn Thing (2007) — возглавляли мировые чарты. Помимо музыки, Аврил выпускает… »»
Bud POWELL (1924)
Randy BACHMAN (1943)
Barbara DICKSON (1947)
Robbie SHAKESPEARE (1953)
Gwyneth PALTROW (1972)
Ани ЛОРАК (1978)
Lil WAYNE (1982)
Avril LAVIGNE (1984)