KRAFTWERK  Minimum-Maximum

Если я хотел написать обычную и взвешенную рецензию на новый диск группы Kraftwerk "Minimum Maximum", мне ни в коем случае не стоило слушать его в наушниках. Поставил бы я по старинке диск в...

Если я хотел написать обычную и взвешенную рецензию на новый диск группы Kraftwerk "Minimum Maximum", мне ни в коем случае не стоило слушать его в наушниках. Поставил бы я по старинке диск в музыкальный центр, прослушал два часа, констатировал, что запись концертного тура 2004-2005 удачная и качественная, а песни - старые и добрые, и дело с концом. Вместо этого я поставил диск на работе, надел наушники и начал, естественно, с "Radioaktivity". Через 7 минут и 45 секунд я снял наушники и пошел пить холодную воду с ощущением, что все это время я находился в падающем лифте. Конечно, я был в курсе, что хорошие звукорежиссеры уже лет 20 прекрасно умеют создавать всякие стереофонические эффекты, неожиданно воздействующие на слушателя. Но такого я, честно признаюсь, еще не испытывал.
Такие вещи, конечно, субъективны, но очевидно другое. Понятно, что Kraftwerk вряд ли могли удивить нас набором песен. Понятно, что даже аранжировки, учитывая их минимализм, особенно не перелопатишь. Поэтому классики жанра сделали упор на звук. И доказали, что легко заткнут за пояс как минимум (простите за каламбур) 95 процентов электронных команд современности.
О месте Kraftwerk в истории можно долго спорить. Парадоксальной, но правильной мне кажется фраза, что у большинства европейских музыкантов есть простой выбор - либо признать главной группой Beatles, либо Kraftwerk. Многие не любят Kraftwerk, но на стороне немецких новаторов - тридцать лет популярности, узнаваемый образ и километры благодарностей, высказанных музыкантами, которых вдохновило творчество Kraftwerk.
Формально диск "Minimum Maximum" - первый официально изданный концертный альбом Kraftwerk. Будучи в Великобритании, я видел и другие - видимо, изданные подпольно или для коллекционеров - но ни в одной "официальной" дискографии группы они не значатся.
Зато можно сравнить аранжировки концертных версий с классическими студийными. Во-первых, появилась заметная самоирония и отрицание тех техногенных ценностей, которые, собственно, и продвигали в свое время Kraftwerk. "Autobahn", если вспомнить видеоряд с концерта, стал своеобразным Anti-Autobahn, призванным уступить место велосипедам из Tour De France. В припев "Radioactivity" добавили короткое, но важное слово - Stop, а с помощью речитативного вступления объяснили, что именно и зачем надо остановить...
Также заметно, что с годами креативности и чувства стиля у Kraftwerk не убавилось. Альбом звучит очень объемно и живо; на диске присутствуют номера, сыгранные в самых разных городах планеты, а 6 из 22 треков записаны в Москве. Это, между прочим, не мало - почти треть. Это, впрочем, и неудивительно - концерт в Москве, на взгляд большинства очевидцев, удался просто великолепно.
Это в плюсе.
Что в минусе? Cлишком длинный альбом - Kraftwerk решили воспроизвести концерты этого турне целиком, причем пару песен, если не ошибаюсь, в Москве даже не звучали. Если на концерте смена темпа логична, то на первом диске на некоторых композициях голова просто отдыхает: может быть, стоило все же выделить самые эффектные вещи и сократить программу. Впрочем, учитывая, что для Kraftwerk каждое турне - как последнее, можно понять, что они хотели максимально широко представить себя потомкам.
Конечно, для тех, кто не был на концерте, будут непонятны некоторые звуко-видео-соответствия. Например, креатив в виде отсутствия на сцене во время композиции "Robots" всех членов группы никак не передается на CD - что уж тут поделаешь. Ну, для таких случаев Minimum Maximum издан и на двойном DVD, и в формате Multichannel SACD. Есть даже версия на четырех LP.
Minimum Maximum, на мой взгляд, один из сильнейших дисков года. Ральф Хюттер (Ralf Hutter), Флориан Шнайдер (Florian Schneider), Фритц Хильперт (Fritz Hilpert) и Хеннинг Шмитц (Henning Schmitz) в -дцатый раз убедительно показали, кто есть кто на современной электронной сцене. Рекомендую его как давним знатокам творчества группы, которые смогут оценить аккуратные изменения классических композиций, так и тем, кто Kraftwerk до того не слушал - во-первых, познакомитесь со всеми важнейшими песнями, во-вторых - действительно очень драйвово.
И когда второй диск заканчивается словами "до Свидания, Москва!", испытываешь чувство сопричастности к действительно отличной работе. И снова надеваешь наушники.

10.10.2005, Дмитрий КРЮКОВ (ЗВУКИ РУ)