Есть люди, чье искусство категорически не терпит логического раскладывания по полочкам - что, зачем, почему, откуда взялось это и зачем нужно то? Единственно возможный и правильный способ восприятия - постараться максимально настроиться на волну, плыть по ее течению и "включить" подсознание, которое само выведет на нужное ощущение перфоманса.
Действа, представляемые Петром Мамоновым на театральной сцене, относятся как раз к таким - это и спектакль, и концерт, и медитация, и транс, и юмор, и страх, и катарсис.
О Мамонове написаны тонны статей, его препарировали со всех возможных точек зрения, его творчество анализировали - ругали, хвалили, восхищались, удивлялись. Его обессмертили при жизни, возвели в иконы одни и поставили в официальный игнор другие. Его спектакли кем-то считаются проявлением очевидной гениальности, а кем-то - столь же очевидной профанацией. И ясно одно - о феномене Мамонова необходимо составить только собственное мнение. Два осенних представления в Театре Эстрады как раз предоставят такую возможность.
Моноспектакль "Шоколадный Пушкин", в котором Мамонов выступает как актер,
режиссер и художник, публика впервые увидела в 2001 году. С тех пор спектакль
стал легендой, и тем, кто еще не видел, предоставляется последний шанс
познакомиться с этим парадоксальным и талантливым сценическим произведением.
Не Пушкин и тем более не шоколад являются героями спектакля. Название, как
много позднее премьеры признался автор, возникло от американского выражения
"Шоколадный Элвис", которое любили использовать негритянские музыканты. А здесь
только Мамонов - единый и многоликий - держит зрителя. Исполняя "Шоколадного
Пушкина", он разворачивает перед зрителем вереницу образов, изображая то
одинокого человека, ищущего любви в пустом и холодном мире, то безумного
писателя, пытающегося сотворить шедевр, то преуспевающего бизнесмена,
потерявшего покой. Поет а капелла, пытается перекричать звучащего со старой
пластинки тенора, играет смычком на электрогитаре и читает белый стих под
монотонный бит. Это не творческий вечер и не концерт, и тем более не
классический спектакль - это непрерывный перфоманс, в котором даже паузы между
номерами кажутся частью действия и многоуровнего замысла автора.
Театральный опыт Мамонова длится уже второе десятилетие, и именно "Шоколадный
Пушкин" стал моментом переломным - тогда Мамонов впервые вышел на абсолютно
пустую сцену один и погрузил зал в причудливый мир собственных реприз, текстов,
переживаний, стихов и безусловного шаманства. Здесь нашли выход и эксперименты
Петра Николаевича с прозой - все произносимые тексты принадлежат, конечно,
перу Мамонова. "Шоколадный Пушкин" представляет собой энергетический посыл
огромной силы: казалось бы, никак не связанные куски текста, гротескные номера,
стихи, гримасы, исполнение песен под гитару, смешное и страшное одновременно...
"Мыши, Мальчик Кай и Снежная Королева" - получивший высочайшее признание
критики, зрителей и коллег рок-балет: так по авторской классификации
определяется представление. Лидер коллектива Звуки Му, делающий ни на
что не похожую музыку, актер ("Игла", "Такси-блюз", "Время печали еще не
пришло", "Нога", "Анна Карамазофф" - самые неоднозначные картины 80-90-х годов)
и режиссер сделал очередной прыжок в мир экспрессии и чувственных образов,
никак не укладывающихся в рамки привычного обывателю "театра".
"Мыши - это мысли, которые в голове. Многочисленные коты их едят", - так
говорит Мамонов и начинает вытаскивать этих мышей, как кроликов из шляпы
фокусника. Герои "Мышей..." Мальчик Кай, Яйцо и Снежная королева - персонажи
странные. Переложение сказки Андерсена глазами авторов Марины Потаповой, Сергея
Любавина и, конечно, Петра Мамонова идет через формальную призму мальчика Кая
(Алексей Подольский). Арт-группа "Слепые" задействована в остальных ролях, а
хореографом и исполнительницей роли Снежной Королевы является Анна Кузнецова.
И, разумеется, главное действующее лицо сам Петр Николаевич - актер, музыкант,
конферансье и цементирующий элемент спектакля. Оформлен спектакль музыкой
Мамонова, основу саундтрека составляют два альбома - "Мыши-2002" и
"Зелененький". И каждая песня является не только фоном для той или иной
мизансцены, но полноправной участницей представления. Произведения Мамонова,
вошедшие на эти две пластинки, пронизаны классической сказкой - или наоборот,
классическая детская сказка про "ВЕЧНОСТЬ" пронизана творчеством Петра
Николаевича - его пением и пластикой. Зритель отправляется в полуторочасовое
путешествие из себя и вглубь себя, в поисках смысла существования в данную
секунду и в глазах бесконечности - вместе с не-мальчиком, но солидным мужем
Каем, парадоксальной Снежной Королевой на лыжах, Человеком-яйцом и Мамоновым.
Уходя от повседневности, получая очень необычные впечатления - то, зачем люди и
ходят в театр.
легендарные спектакли Петра Мамонова
в Московском Театре Эстрады
19 октября
ШОКОЛАДНЫЙ ПУШКИН - последнее представление
20 октября
МЫШИ, МАЛЬЧИК КАЙ И СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА
Начало в 19.00
Дата рождения:
14 апреля 1951
Joe MURANYI (1928)
Kenny WHEELER (1930)
Allen TOUSSAINT (1938)
Linda JONES (1944)
Steve JORDAN (1957)
Mike TRAMP (1961)
LL COOL J (1968)
Karen ELSON (1979)