Первая премия MTV RMA, состоявшаяся в октябре прошлого года, как известно, вышла комом. Зрители в Кремлевском дворце жаловались на утомительный процесс съемки и плохую организацию. Телезрители были недовольны неувязками и заминками в трансляции. Имеющие уши слушатели сетовали на пародоксы в номинациях и неадекватные результаты премии. Некоторые артисты устроили дебош из-за плохих условий для живого выступления. В общем, недовольными остались многие. Хотя в целом заявка MTV оказалась довольно громкой. При всех недостатках церемония получилась зрелищной, в чем-то выгодно отличающейся от конкурентов (в первую очередь от Премии Муз-ТВ), а финальный аккорд - совместное выступление Queen и Земфиры с бессмертной "We Are The Champions" - многих заставил поверить в то, что RMA все же не безнадежна. Казалось, стоит MTV учесть все жалобы и предложения, по горячим следам исправить свои ошибки, и в следующем году премия получится что надо.
На RMA 2005 возложили немало надежд - но увы, первая, самая шаткая из них,
рухнула еще за месяц до церемонии, на пресс-конференции, посвященной объявлению
номинантов. После скандала вокруг недособранных бюллетеней для экспертного
голосования стало ясно, что объективности от премии ждать не стоит. Впрочем, на
нее и до скандала мало кто рассчитывал - даже если бы премии музыкальных
каналов были исключительно честными (что на сегодняшний день уже кажется
утопией), узкую аудиторию голосующих никак нельзя назвать репрезентативной. Тем
более что вкусы зрителей MTV, как и вкусы зрителей Муз-ТВ, во многом формируют
сами каналы, и формируют по-своему.
Оставалась надежда на хорошее шоу, которую изо всех сил подкрепляли
организаторы церемонии. На той же печально известной пресс-конференции
журналистам сообщили несколько многообещающих фактов: премия перебралась из
неудобного зала Кремля наружу, к Васильевскому спуску, в специально возведенный
крытый зрительный зал, все артисты будут выступать живьем (это организаторы
заявляли с особой гордостью), для всех номеров будут сделаны новые версии
песен, в общем - все по международным стандартам церемоний MTV. Кроме одной
примечательной детали - прямую трансляцию премии (вернее, эфир "в хоккейном
режиме", с небольшим сдвигом по времени) на MTV отменили. Так организаторы
отреагировали на претензии зрителей к заминкам, ляпам и огрехам в прошлогодней
церемонии. Вместо того, чтобы устранять проблемы, на MTV просто устранили
прямой эфир (нет эфира - нет проблемы), предоставив себе три дня на монтаж и
редактирование. А журналистов, которые должны были присутствовать на самой
церемонии "в реальном времени", честно предупредили: "Не относитесь к этому
событию как к концерту. Все равно будет плохо. Зато телевизионный проект будет
хороший".
По крайней мере, в этом прессу не обманули - оплошности в ходе церемонии
случались постоянно, начиная от проблем с микрофонами и заканчивая оглашением
победителя раньше остальных номинантов. Зато в том, что касается живых
выступлений, организаторы своего слова не сдержали - некоторые артисты (в том
числе приглашенные "звезды" Келли Осборн и 69 Eyes) беззастенчиво
работали под фонограмму. Тех же, кто все-таки решился на живое выступление,
подкосил плохой звук - Корни, например, с их импровизированного "25-го
этажа" слышно практически не было. Заявление о "новых версиях" всех песен,
разумеется, тоже оказалось преувеличением.
И все-таки надежда не умирала до последнего. Адекватной музыкальной премии не
получилось, церемония награждения не задалась, но по крайней мере оставался
шанс на эффектное телевизионное шоу - не зря же MTV отсрочило показ RMA на три
дня, чтобы довести эфир до ума. Не зря же организаторы пожертвовали комфортом
артистов и зрителей на Васильевском спуске - только бы телезрителям было хорошо...
Как оказалось - зря. 24 сентября, когда MTV наконец показало телеверсию своей
премии, скончалась последняя надежда. Скончалась скоропостижно - еще во время
показа красной ковровой дорожки. Казалось бы, из прохода по не самой большой
дорожке за три дня можно было легко смонтировать что-нибудь приличное. Однако
то, что показали телезрителям, даже по меркам прямой трансляции считалось бы
позорным - периодические проблемы со звуком, постоянно вклинивающиеся кадры с
одной и той же инертной кучкой "фанатов", откровенно неудачные планы и
конфузные ситуации ("А вот только что прошел... Кто-то... Со спины плохо
видно!"). Наконец, откровенно неинтересные ведущие, почти все - из нового
малоопытного поколения ви-джеев MTV.
Телеверсия самой церемонии оказалась немногим лучше. Конечно, откровенные ляпы
и заминки в эфир не попали - резали церемонию буквально по живому. Проблемы с
плохой слышимостью тоже были исправлены. Но все-таки монтаж - не панацея от
всех бед. Глупые шутки ведущих монтажом не поправишь и не вырежешь, тем более
что большинство из них прописано в сценарии. Неудачные выступления, как,
например, у группы Smash!! и присоединившегося к ней "фабриканта" Михаила
Веселова, от монтажа и спецэффектов удачными не станут.
Жасмин и в телеверсии
осталась "лучшей исполнительницей", причем операторам, как видно, не удалось
заснять ни одного ликующего от этого факта человека, кроме самой певицы - в
кадр попадали только недоуменные лица зрителей из VIP-ложи. И снова, как и на
красной дорожке - неудачные планы, сумбурный монтаж, нелепый конферанс. Один из
самых эффектных номеров церемонии - выступление Сереги на Красной
площади в
окружении нескольких черных "бумеров" - на экране смотрелся совершенно
неубедительно из-за непродуманной съемки и бестолкового монтажа. То же касается
и финального выступления триумфатора церемонии Димы Билана на Москворецком
мосту. Ценность трехдневной подготовки эфира так и осталась неясной.
За пять минут до начала трансляции RMA 2005 канал Муз-ТВ хитроумно пустил в
эфир запись своей премии, прошедшей несколько месяцев назад. Та же картина
наблюдалась в прошлом году - одновременно с трансляцией RMA 2004 на
канале-конкуренте шла Премия Муз-ТВ 2004. Вот только если в прошлом году
отличия были заметны невооруженным глазом, то в этот раз церемонии выглядели
удивительно похоже - тот же неуемный и неоправданный пафос (RMA закончилась
гимном Российской Федерации в исполнении Юли Савичевой, "Иванушек
International", "Корней" и других поп-артистов), столь же подозрительные
победители (к примеру, "Открытием года" была названа малоизвестная, но
протежируемая каналом группа FPS, а "Дебютом года" - певица Массква,
раскручиваемая тем же PR-агенством, что и RMA), столь же сомнительные "звезды"
на сцене (взять хотя бы смехотворную группу Санкт-Петербург) и главное - то
же ощущение полной бесперспективности русской поп-сцены.
Pierre HENRY (1927)
Billy Edd WHEELER (1932)
Donald BYRD (1932)
Junior WELLS (1934)
William POWELL (1941)
Neil INNES (1944)
Joan ARMATRADING (1950)
Donny OSMOND (1957)