Стокгольмская группа Katatonia (греч. katatonos - психическое расстройство с преобладанием двигательных нарушениий) является одной из самых странных на современной тяжелой сцене. Музыку этой команды трудно отнести к какому-либо направлению. Свойственная ей атмосфера меланхолии, отчаяния, порой близкого к состоянию суицида, часто вливающиеся тягучие мелодии, обилие акустических и клавишных проигрышей в разное время принимали то думовый, то готский, а то и близкий к самому настоящему блэку окрас. Музыканты группы не зацикливаются на чем-то одном, они растут, а вместе с ними развивается и их музыка...
Первое появление группы на сцене произошло в начале 87-го года. Основали ее подростки Anders Nystrom (Sombreus Blackheim), играющий на гитаре, бас-гитаре и клавишных, а также вокалист и ударник, позже переквалифицировавшийся в гитариста Johnas Renske (Lord Seth). В тот период по причине крайней молодости лет основатели команды так и не смогли разобраться, кому, на чем и что играть, так что вскоре группа распалась, никаких заметных следов после себя не оставив.
В начале 1991-го года подросшие основатели группы решили начать все сначала. Тогда они и начали работать над собственным звучанием, которое и сделало коллектив знаменитым среди андеграундной публики. В июле 1991 года был записан первый demo-сингл "Ihva Elohim Meth" ("Бог Мертв"), включившее в себя три композиции - "Without God", "The Northern Silence" и "Palace Of Frost". Уже тогда в песенном мире группы было по северному холодно, а мест для высших сил не предусматривалось. Эта работа была довольно высоко оценена как критиками, так и слушателями. Год спустя Katatonia выпустила собственными силами еще один сингл, "Beyond The Stand Sky". После чего на голландской "этикетке" "VIC Records" был переиздан доработанный и дополненный дебютный "Ihva Elohim Meth" с подзаголовком "The Revival". Начиная с этой записи и до 1998 года продюсировал записи группы знаменитый ныне шведский трудоголик Dan Swano.
Ранние работы Katatonia в чем-то перекликаются с ранними же записями Paradise Lost. Можно сказать, что в первые годы своего существования обе команды двигались по музыкальному бездорожью параллельными путями.
В конце 1992 года в состав группы вошел басист Julliam Le Hucke (Israphel Wings). И уже как трио группа осенью следующего года выпустила свой первый полноформатный альбом "Dance Of December Souls". В музыке стали очень четко прослушиваться готические нотки, но это не только не испортило альбом, это придало какую-то свежесть их творениям. "Dance..." слушается на одном дыхании, прекрасная атмосфера клавишных, и своеобразный, крайне депрессивный вокал просто завораживают.
Интересно, что группа не утратила интереса к выпуску мини-альбомов. Эти релизы были осуществлены не ради денег: каждый из них был по-своему экспериментальной работой. Так в 1995 году был выпущен "For Funerals To Come". Здесь музыканты продолжают работать над звучанием, сделав его более мелодичным и еще дальше углубленным в gothic. В "For Funerals To Come" Renske впервые спел без хрипа, и, судя по дальнейшей карьере музыканта, ему это понравилось. Очень интересна и закрывающая альбом композиция "Epistel", представляющая собой набор шумов и различных звуков, а также небольших кусков мелодий, которые можно прослушивать как в одну сторону, так и в другую. Эта металлическая "Revolution N9" по мнению самих музыкантов иллюстрирует "конец света". К сожалению, эта чрезвычайно интересная экспериментальная работа практически ни разу не переиздавалась.
После выпуска "For Funerals To Come" на смену Le Hucke пришел второй гитарист Fredrik Norrman. Трио начало подготовку нового материала, но тут обнаружилась интересная вещь. "Во время работы мы вдруг поняли, что Джонас утратил способность петь таким же рычащим голосом, как на "Dance Of December Souls", - рассказывает Андерс, - Мы много раз пытались вытянуть из него этот вокал, но у нас ничего не получалось. Поэтому нам пришлось пригласить другого парня для этих партий жесткого вокала (им стал Mikael Akerfeldt из Opeth). Но в то же время мы поняли, что Джонас неплохо поет чистым голосом. Так что это был неплохой момент для того, чтобы начать расширять музыкальные границы..."
Вышедший в середине 1996 года альбом "Brave Murder Day" благодаря сочетанию голосов Майкла и Джонаса демонстрировал по-настоящему новое звучание. Хочется особо отметить композицию "Day". Эта баллада, исполненная на не перегруженной электрогитаре (уникальный случай для металла, тем более для экстремального) до краев наполнена атмосферой печали. Кстати, это единственная песня на альбоме, на которой вокал полностью принадлежит Renske.
В этом же году Katatonia со своими земляками Primordial записали совместную работу "Scarlet Heavens". Заглавная песня стала решительным разворотом в сторону "чистого" готик-рока. Явных параллелей с Paradise Lost более не наблюдалось, теперь группы вошли в полосу неявной конкуренции. "Мы очень хотели, чтобы Грег Макинтош послушал наши работы и сказал бы: мать твою за ногу, Paradise Lost следовало идти в этом направлении и дальше!", - размышляет Андерс. Сотрудничество же с Майклом продолжилось на выпущенном в 1997 году EP "Sounds Of Decay".
В этом же году группа подписала контракт с "Century Media", в состав был принят принят басист Mike Oretoft, помогавший команде еще в 1996 году во время концертов с программой "Brave Murder Day", на смену Дэну Свано пришел новый продюсер - Tomas Skogsberg. Первой работой новой инкарнации группы на новом лейбле стал (правильно!) очередной EP под названием "Saw Your Drown". Он был выпущен ограниченным тиражом и предназначался, по словам самих участников группы, лишь для коллекционеров.
Вскоре появился и полнометражный альбом "Discouraged Ones". В сравнении с ранними экстремальными изысканиями группы он мог показаться попсовым, но не стоит доверяться первым впечатлениям. Тяжесть гитар сменилась еще более тяжкой меланхолией, которой пронизаны все песни. Альбом подобен сомнамбулическому путешествию по какому-то потустороннему миру - одуряюще спокойному и безпросветно-безвыходному, как обитая войлоком палата в клинике для душевнобольных. Критики считают, что ближе всего к этому альбому стоят ранние работы Cure вроде "Pornography".
В 1999 году новым бас-гитаристом группы стал Mattias Norrman (не путать с Фредом). Кроме того, Джонас оставил должность ударника, сосредоточившись на пении и гитаре. А за барабаны сел Daniel Liljekvist.
Далее последовали работы "Tonight's Decision" (1999), "Teargas EP" и "Last Fair Deal Gone Down" (2001), сингл "Tonight's Music" и альбом "Viva Emptiness" (2003), сделавшие группе имя Настоящей Готик-Роковой Легенды. Ранние же изыскания Katatonia в 2004-2005 годах суммировали сборники "Brave Yester Days" и "The Black Sessions". Кстати, переиздание в 2004 году альбома "Dance Of December Souls", сделанное фирмой "Black Lodge", официального статуса не имеет и фактически приравнено к бутлегу.
Российские концерты KATATONIA состоятся:
16 сентября в Санкт-Петербурге
клуб ПОРТ
17 сентября в Москве
клуб ТОЧКА
1967 – В 1967 году в американский кинопрокат вышел сатирический антимилитаристский фильм "Как я выиграл войну". Примечательна картина тем, что в ней состоялся дебют Джона Леннона в игровом кино. В процессе съёмок Леннон начал писать свой знаменитый пацифистский гимн "Strawberry Fields Forever" »»
Jah JERRY (1921)
Roy WOOD (1946)
Minnie RIPERTON (1947)
Bonnie RAITT (1949)
Gerald ALSTON (1951)
Porl THOMPSON (1957)
Don BYRON (1958)
Алексей КОЛОСОВ (1958)
Павел МОЛЧАНОВ (1964)