Если бы мне несколько лет назад кто-нибудь
сказал, что я доживу до того
момента, когда многочисленная орда альтернативных команд России и СНГ будет
чуть ли не каждую неделю презентовать свои альбомы и устраивать фестивали, я бы
воскликнул как Станиславский: "Не верю!" Но против фактов не
попрешь - я дожил до этих счастливых минут.
Презентации инди-групп проходят с таким размахом и на таких
площадках, что им позавидовала бы любая западная команда. А какой PR
предшествует этим мероприятиям! Только слепой или глухой находится в неведении
того или иного события.
Правда, с каждым днем моя радость сменяется
тревогой. Чем больше проходит
презентаций и фестивалей, тем меньше становится команд-самородков, которые
могут порадовать свежими идеями. Таких новаторов сегодня можно по пальцам
пересчитать. Большинство же команд, как под копирку, снимают все "фишки" с
западных команд, не особо напрягая свои мозговые извилины. Этакий инкубатор по
производству звезд альтернативной сцены. Все происходит по одной простой схеме:
вчера выпили, сегодня репетировали, завтра выступили, а послезавтра
презентовали свой дебютный альбом под вывеской "Такого хардкора/нью-металла вы
еще не слышали!". Да, уж лучше бы и не слышали!
Поэтому когда в конце прошлого года пришла весть о том, что московская команда
FAQ презентует свой дебютный альбом "Часто задаваемые вопросы", я
знал, что
это будет яркое событие. Почему, спросите вы? Да, потому что "FAQ" - проект
Павла Филиппенко или просто Паштета, который вывел предыдущую свою группу I.F.K. в статус лучшей альтернативной
команды, а в 2001 году покинул ее, чтобы создать новый проект. Общеизвестно,
что Паштет обладает не только музыкальными талантами - он еще и хороший
продюсер. На последнем "Нашествии" 6 августа, в субботу, в один день с
FAQ, на "северной сцене" фестиваля Павел представлял свой новый фестиваль
"ОБОЙМА: С Другой Стороны". На нем выступили Hostile Breed, Tracktor Bowling,
Spatorna, 7000$.
"В процессе выбора коллективов я руководствовался
только профессиональными качествами артистов, их отношением к сцене и
хардкор-музыке, а не личными пристрастиями или зависимостью от количества
публики которую собирает группа" - так комментирует Паштет выбор
выступающих.
Когда мы договаривались с музыкантом об интервью, он попросил немного времени, чтобы сосредоточиться. "Звуки - это же не какое-нибудь издание типа "Cool" и прочей фигни, хочется на ваши вопросы ответить более внимательно и развернуто". Посмотрим, как это у него получилось...
Звуки.Ru: - Паша, ты часто критично высказываешься в адрес отечественной хардкор сцены. Неужели на ней все так плохо?
Паштет: - Я с уважением отношусь ко всем музыкантам, которые продолжают делать - а значит, и популяризировать, - тяжёлую музыку в моей стране. Но мне хотелось бы видеть и слышать более активные действия, нежели просто громкое, жесткое звучание и наслаждение собственной популярностью. Эта музыка может и должна занять достойное место в отечественном шоу-бизнесе. Отсутствие средств, ротации на радио и телевидении не является оправданием распиздяйской деятельности. А это, к сожалению, то, что я в основном вижу на нашей сцене. Звуки.Ru: - Знаю, что песни с дебютного альбома вы несколько лет обкатывали на концертах, прежде чем их записать. При чем частенько вас можно было видеть на одной сцене с такими грандами, как Soulfly и Disturbed? Какие впечатления остались после этих совместных выступлений?
Паштет: - "Disturbed" были интересны в первую очередь как действительные представители новой американской heаvy-metal сцены. Концерты же "Soulfly" - всегда событие для нас. Статичные музыканты, несложная музыка, которая для кого-то может показаться тривиальным грохотом, и при этом мощнейшая энергетика, заставляющая неотрывно следить за происходящим на сцене. Макс Кавалера (Max Cavalera) показывает всё, что есть у него на душе, как настоящий предводитель своего "племени". Приятно, что и мне лично довелось поучаствовать в шоу "Soulfly" - на последнем концерте в Москве я исполнял партию Морено (Chino Moreno) з Deftones в песне "Pain". При этом текст звучал на русском языке. Это было наше общее с Максом решение. Мы перевели партию Морено на русский язык, когда ехали из Питера в Москву. Максу тогда понравилась идея, что часть этой грустной и в то же время жуткой песни прозвучала бы по-русски. Может, еще что-нибудь вместе с Максом споем.
Звуки.Ru: - Вы очень педантично подходите к организации своих концертов, поэтому редко выступаете. Что вам не нравится сегодня в организации большинства концертов? Чего вы требуете от организаторов в первую очередь?
Паштет: - В первую очередь - полное выполнение наших условий. Большинство организаторов, и подчас зрителей, воспринимают требования артиста как каприз и не могут понять, что для удачного выступления настоящему музыканту необходимы та еда, напитки, условия дороги и проживания, которые позволяют чувствовать себя комфортно до, после и во время этого выступления. Поверьте, далеко не размер гонорара определяет качество шоу. А "FAQ" и организаторы...? Нас по-прежнему, до смешного раздражает, что до сих пор большинство промоутеров не воспринимают серьёзно новую тяжёлую музыку в России. Когда всё изменится - а я уверяю Вас, это произойдёт быстрее, чем Вы думаете, - круче "Фабрики Звёзд" со Зверями уже не может быть, для них не будет места в нашей жизни. Пока же засилье непрофессионалов в нашем шоу-бизнесе даёт нам много творчески агрессивных толчков для движения вперёд.
Звуки.Ru: - С концертами вроде все понятно. Расскажи тогда ваших записях. В первую очередь, меня интересует, по каким причинам вы отказались от записи на профессиональной студии и соорудили собственную.
Паштет: - Сейчас во многих российских студиях есть всё, что нужно для записи хорошей тяжёлой пластинки, но нет самого главного - людей, которые могли бы быстро и качественно воспользоваться оборудованием для достижения нужного звука. Поэтому для нас наиболее важным было, кто нас записывает, а не где. Остановив свой выбор на Павле Кузине как звукорежиссёре и со-продюсере альбома, мы вместе решили взять только то, что нам нужно и смоделировать собственную студию на нашей базе. Таким образом, мы могли чувствовать себя более комфортно и уверенно, работая в условиях, которые мы создали сами. Мы не думали о времени и о правилах поведения во время работы.
Звуки.Ru: - При этом мастеринг альбома вы делали на знаменитой шведской студии "Cutting Room'...
Паштет: - Я давно слежу за тем, что происходит на "Cutting Room', какие артисты там работают, и когда обсуждался вопрос о мастеринге, у меня не было никаких сомнений. В установке контакта со студией нам очень помогли музыканты группы Clawfinger, не раз там работавшие. Они свели нас с теми людьми, чьи имена уже являются знаком качества. Звуки.Ru: - Ты имеешь в виду Бьёрна Енгельманна (Bjorn Engelmann)?
Паштет: - Бьёрна в первую очередь. Он работал с такими командами, как Meshuggah, Rammstein и The Cardigans. Поэтому не было необходимости объяснять ему, что нам надо - мы полностью доверились его таланту. В процессе работы было очень приятно ощущать, что люди находящиеся в другой стране, не понимающие текстов и статуса "FAQ" в России, так же заинтересованы в успехе записи, как и все участники группы.
Звуки.Ru: - Ты упомянул Павла Кузина, как звукорежиссёра и сопродюсера вашего альбома. Немного странно слышать, что барабанщик такой группы, как Браво, помогал хардкор-команде записывать дебютный альбом.
Паштет: - С Павлом мы знакомы давно, и гордимся этим знакомством - ведь именно он был одним из тех, кто стоял у истоков рок-музыки в Советском Союзе. Тогда "Браво" и Бригада С были настоящей занозой в заднице для власти. Когда он предложил поработать вместе, я был очень удивлен - хардкор и барабанщик теперь уже поп-группы, да ещё и в качестве звукорежиссёра! Но результат превзошёл все наши ожидания. Кузин, как никто другой, прочувствовал звучание "FAQ". Когда мы делали нашу первую демо-запись, Павел знал из новой тяжёлой музыки только "Rammstein" и Marylin Manson. Потом появилась теперь уже легендарная для нас фраза: "что-то у Machine Head звук жидковат" - c тех пор мы полностью доверяем ему. Павел Кузин как звукорежиссёр совмещает в своей работе всё лучшее, что было в русском роке, новейшие компьютерные технологии и, что самое главное, полное отсутствие страха перед самыми безумными экспериментами.
Звуки.Ru: - Случайно, не его ли идея была записать для альбома кавер на песню Мадонны "Erotica"? Ведь она имеет мало отношения к хардкору? Вернее, вообще не имеет...
Паштет: - Песня Мадонны не было выбрана каким-то специальным образом. Мы хотели сделать что-то необычное в аранжировке с песней, далёкой от нас по стилистике. Я считаю, что кавер-версии надо делать так, чтобы слушателю было интересно узнавать, что это за песня, а для этого нужно вынимать и развивать самые неожиданные музыкальные ходы из произведения. Когда слышишь "Personal Jesus" в исполнении Мэнсона, не замечаешь почти никаких изменений, кроме тяжёлой гитары, намного оригинальнее в своё время эту же песню сделали Тараканы!.
Звуки.Ru: - Какие кавера еще играете?
Паштет: - Пока мы ограничиваемся "Эротикой", но боюсь, что на этом мы не успокоимся. Хотелось бы поработать над аранжировкой рок-хитов конца 80-х годов 20 века.
Звуки.Ru: - Раз уж мы стали разбирать композиции с вашего дебютного альбома, не могу не спросить, почему ваша песня 'Часто задаваемые вопросы' так и не попала в саундтрек к нашумевшему фильму "Бумер", хотя, на сколько я знаю, она должна была быть там.
Паштет: - Когда мы давали согласие на то, что наша музыка будет звучать в "Бумере", никто ещё не знал, будет фильм удачным, или нет. Мы посмотрели черновой вариант, он нам понравился и мы отдали песни съёмочной группе по-дружески, абсолютно бесплатно. Выпуском саундтрека занималась фирма грамзаписи, не имеющая к кинематографу никакого отношения. Начался бизнес, и нас не устроили условия, которые нам предложили. Мягко говоря, они были некорректными.
Звуки.Ru: - Думаю, что вы компенсировали это тем, что музыка вашей группы звучит в документальном фильме "007" посвященном русским сноубордистам. Кстати, как вы сами относитесь к экстремальным видам спорта?
Паштет: - Замечательно когда твоя музыка звучит в кино, тем более документальном,
посвящённом сноубордингу. Фильм "007" сделан нашим старым другом - Максимом
Белогуровым, с которым мы раньше даже выступали на одной сцене. Он всегда очень
строго относится к творчеству "FAQ", и если он взял в свой фильм один из наших
трэков, значит, наша работа удалась. Спорт для "FAQ" - предмет для созерцания.
Хорошая компания, красивая игра, пиво - что ещё нужно, после того, как
выложишься на сцене? Вместе с этим, мы будем очень рады, если узнаем, что наше
творчество помогает сноубордистам во время тренировок.
Звуки.Ru: - Кстати, почему вы решили исполнить песню "Война" именно с Гаянэ Арутюнян из Детей Пикассо, а не с кем-то другим? Вам нравится творчество этой группы? Я знаю, что вы даже выступали вместе...
Паштет: - Группа 'Дети Пикассо' - одна из немногих на нашей сцене, кто обладает неповторимым колоритом и ярко выраженной концептуальностью. Несмотря ни на какие изменения, они уверенно идут к своей цели. Играя этно-рок, они откровенно симпатизируют хардкору во всех его проявлениях. Гая - харизматичная вокалистка, обладающая необыкновенным голосом; как настоящий профессионал, она работала на студии всего несколько часов. Ее партия сделала песню "Final (Война)" - по-настоящему трагической, чувственной, страшной. Я хотел чтобы, слушая эту песню, мы понимали, что боевые действия не прекращаются. Кто-то до сих пор в плену, кто-то потерял близкого человека, для кого-то убийство стало нормой жизни. Конечно, в первую очередь это касается того ужаса, который происходит сейчас в Чечне и Ираке.
Звуки.Ru: - Какого мнения твой отец (артист Александр Георгиевич Филиппенко - прим.авт) о твоем новом проекте?
Паштет: - Когда я только начинал свою карьеру на сцене, папа воспринимал это как выплеск юношеской энергии, развлечение. Теперь, после того как я прошёл через многое в этой сложной работе, я счастлив, что мы можем серьёзно обсуждать любые детали профессии артиста. Примером нашего взаимопонимания является тот факт, что голос отца удивительно гармонично звучит на дебютной пластинке FAQ. Стихи Левитанского в его исполнении - как Intro и Outro всей записи.
Звуки.Ru: - Может, ты тогда дашь маленькую характеристику остальным вашим композициям?
Паштет: - Когда создавался материал для нашего дебютного альбома, мы старались, чтобы он был максимально доступен как по музыке, так и по текстам - поэтому сложно описывать и без того простые вещи. В общем, пластинка получилась агрессивной, жесткой по звучанию, и при этом местами мелодичной, даже лиричной. Самое главное - все, что мы записали, получилось не надуманно - стопроцентно искренне.
Звуки.Ru: - Ты постоянно говоришь "мы", т.е. FAQ - это не группа Паштета, а некое демократическое содружество музыкантов?
Паштет: - Когда в группе демократия, как правило, ничего хорошего не получается. Творчество превращается в удовлетворение амбиций каждого из участников процесса. При этом никто ни за что не несёт ответственности. Когда всё успешно - все друзья и "принимают решения вместе", как только что-то не получается - каждый сам за себя и обвинения друг друга в несостоятельности звучат направо и налево. Именно поэтому многим коллективам необходим продюсер, или как говорили раньше - художественный руководитель. Демократия может существовать только на том этапе развития группы, когда каждый участник понимает всю важность своих действий и высказываний, обладает большим опытом и авторитетом. Что касается FAQ - нельзя сказать, что это группа Паштета, хотя отвечаю за все наши действия в основном я.
Звуки.Ru: - Тогда расскажи о каждом участнике группы. Кто откуда пришел, чем занимался до этого, чем занимается помимо музыки, какую музыку любят?
Паштет: - Сейчас в FAQ пять человек: Ренат Конешев (бас) только что окончил архитектурный институт и кроме музыки занимается проектированием. Своими любимыми музыкантами называет Роберта Тружильо (Robert Trujillo, теперь - Metallica) и Стива Харриса (Steve Harris, группа Iron Maiden). Гитаристы - Валентин Асташин и Дмитрий Собиняков сейчас занимаются только FAQ'ом. Барабанщик Дмитрий Головин играет еще в ска-коллективе Пакава Ить и даб-регги W.K.?.
Звуки.Ru: - Ну что ж, спасибо! Мы желаем вашей команде успеха. И побольше хорошей музыки!
Дата образования:
1 января 2001
2004 – В Мельнбурне появилась первая улица, названная в честь группы AC/DC. В присутствии музыкантов и их преданных поклонников состоялась официальная церемония, в процессе которой улица Corporation Lane была торжественно переименована в ACDC Lane »»
Richard HARRIS (1930)
Julie ANDREWS (1935)
Dr. George BUTLER (1936)
Donny HATHAWAY (1945)
Dave HOLLAND (1946)
Martin TURNER (1947)
Mark HELIAS (1950)
Brian GREENWAY (1951)
Howard HEWETT (1955)
Youssou N'DOUR (1959)