Прощайте, кроссовки! Ваша короткая, но
захватывающая жизнь окончена - вы нашли упокоение в грязи Гластонбери.
Оставшиеся участники нашей веселой многонациональной компании пересаживаются в
резиновые сапоги. Местное население, почуяв наживу, взвинтило цены на главное
резиновое изделие года до стоимости модельной обуви от Prada. Фестиваль
набирает обороты...
Второй день пребывания на фестивальном поле ознаменовался потерей в рядах: нас
покинул Артем Троицкий, укативший в Лондон слушать Патти Смит (Patti
Smith). В чем-то он, безусловно, прав: ведь неуклонный прогресс в области
концертной деятельности в России (и концертный Клондайк за ее пределами) привел
к тому, что ту же самую музыку все меломаны имеют возможность слушать в гораздо
более комфортных условиях. А холодные грязевые ванны - привычная примета диких
отечественных open-air'ов, которых стремящиеся к комфорту слушатели стараются
избегать.
Однако есть и отличие:
прежде всего, невероятная доброжелательность публики (объясняется она в первую
очередь разницей
менталитетов, но скептики предпочитают объяснять ее разницей в воздействии
марихуаны и водки на организм человека),
умеренность служб охраны правопорядка, социальная активность и бьющая через
край фантазия...
Социальная активность на Гластонбери - предмет отдельного разговора:
ежегодно на
территории фестиваля располагаются десятки тентов различных благотворительных
организаций, правозащитных обществ и прочих полезных учреждений. Они собирают
подписи и привлекают к своей работе добровольцев. Кстати, в паузах между
концертами на Гласто показывают вовсе не пивные ролики, а сюжеты о голодающих
Повольжья стран Африки. А в
разгар дневного шоу на Пирамиде
появляется Боб Гелдоф (Bob Geldof) и призывает всех присоединиться к
акции "Live 8". Огромная толпа (утверждается, что ее размер превосходил 130
тысяч человек) дружно скандировала "Make powerty history!". Прибавилось ли от
этого денег в карманах африканцев - доподлинно неизвестно, но меня очень
воодушевляет тот факт, что английского слушателя с младых ногтей приучают быть
не тупым потребителем, а активным гражданином мира.
Что
касается фантазии, то здесь англичанам традиционно нет равных в свободе
самовыражения: все - от
оформления сцен до случайных "объектов" сделано руками дизайнеров,
арт-сообществ и простых посетителей, которым вдруг вздумалось сотворить нечто
необычное из подручного материала. Над сценами реют объемные фигуры и проекции,
над толпой перед сценой
там и сям видишь флаги и фигурки на шестах.
На фестивале есть даже отдельная
зона, посвященная различным художественным акциям. Она называется The Glade, и
там можно бродить часами,
любуясь на различные рукотворные объекты. А рядом - возвышенность, где
собираются фрики: Lost Vagueness. Здесь можно встретить людей в самых
невероятных костюмах и обликах, которые с удовольствием бросаются позировать и
кривляться, смешно приставать к посетителям и читать стихи. Все это - предельно
откровенно и совершенно не агрессивно.
Согласитесь, для нас это весьма нетипично:
обычный слушатель не привык, чтобы его вовлекали в какое-либо творчество, и
даже самые смелые мероприятия проходят при участии профессионалов, а зритель
остается пассивным. На Гласто публика разукрашивает себя и окружающий мир с
восторгом ребенка, рисующего на обоях родительской спальни.
Но пора послушать, что нового несет нам
день. Без сожаления прошагав мимо унылых The Stands, я успеваю ухватить
часть утреннего выступления Levellers на Jazz World. Группа сослана сюда
с Пирамиды, где собрала приличную толпу несколько лет назад. Такова цена
упадка. Впрочем, народу у сцены много, а традиционный блюз-рок с
элементами фолка (их обеспечивает скрипач) принимается публикой очень тепло. Однако
мне хочется более сильных ощущений.
На пару градусов повышает температуру эмоций
молодая группа The Coral, несколько неформалов в
возрасте от 19 до 22, замешивающие в огромную смешную кучу все стили и жанры,
до которых только могут дотянуться. Минорные баллады с элементами психоделики
могут совершенно спокойно соседствовать в их творчестве с бравурными маршевыми
пъесами и танцевальными ритмами.
После восторженных оценок, которые мои коллеги дали групе Interpol, мне
захотелось проверить, насколько наши ощущения совпадают. Эффектный вид группы,
одетой в черное, мелодичный тяжелый рок и немногословие лидер-вокалиста Пола
Бэнкса (Paul
Banks), безусловно, подкупают. Вокал Пола очень
напоминает молодого Стайпа (Michael Stipe), а сама группа напоминает
сразу все на свете. Сообщив вместо "здрасьте" - "Next Exit", команда без
лишних сентиментов плотно укладывает мрачные
хиты в
иллюзорный штабель: "Evil", "Slow Hands" и другие
настроенчески-унылые вещи с последнего альбома "Antics" и более раннего
"Turn on the Bright
Lights" вскоре создают ощущение, что
пространство перед
сценой сузилось, а тучи надвинулись прямо тебе на голову.
Спасти от этой напасти может лишь Ройзин
Мерфи (Roisin Murphy), чей сольный альбом "Ruby Blue недавно был
презентован в Москве. Это шоу, пусть ему далеко по блеску и эмоциональности до
позапрошлогоднего выступления Ройзин в составе группы Moloko, настолько
свежо, позитивно и празднично, что выглядит на фоне общего мрачного гитарного
фона прямо-таки откровением.
И, наконец, New Order и Coldplay. Позвольте провести небольшое сравнение: первыми выступают New Order, чей стаж на сцене составляет 30 лет, но они все еще актуальны. В составе группы появляется Ана Матроник (Ana Matronic) из Scissor Sisters. Выступление - яркое, живое, с костюмами, инструментальными пикировками и неожиданными репризами. И сразу за ними Coldplay - словно заживо погребенные в своем имидже унылые, статичные протестные граждане в уже привычных для этого дня черных костюмах, которым со слезами на глазах подпевает все поле. Что-то было в таком положении дел несправедливое. И тем не менее, я не могу не признать, что нечто глубоко трогательное было в том, как обе группы общаются с публикой: New Order - весело подначивают и развлекают, Крис Мартин (Chris Martin) - патетически взывает. В честь Кайли Миноуг (Kylie Minogue), которая не смогла посетить фестиваль из-за операции, Мартин исполнил кавер на ее сингл "Can't Get You Out of My Head", полностью адаптировав его мелодию под свою привычную тягомотину. Завершив сет хитом 'Fix You'с нового альбома "X&Y", Мартин сказал "Спасибо за то, что вы даете нам заниматься лучшей в мире работой". Кому-как, а мне кажется, что лучшая в мире работа - у New Order. Она их, по крайней мере, не напрягает.
День мог закончиться на этой грустной ноте,
однако мне повезло: я забрела на
East Cost, где шаманил, диджействуя, Даррен Эмерсон (Darren Emerson),
лидер Underworld. Его сет можно охарактеризовать одним емким словом: БОЛЬ. В
основе своей используя наработки транса и эмбиента, Эмерсон умеет заставить
тебя плыть по волнам звука, проходя всю гамму эмоций. После его сменил за
пультом молодой диждей, которому долго не удавалось расшевелить застывшую в
трансе толпу...
Продолжение следует.
1865 – Родился Ян Сибе́лиус, финский композитор. Мелодия из его симфонической поэмы «Финляндия» была направлена против России, а со временем стала национальным гимном страны »»
1966 – Родилась Шинейд О’Коннор, знаменитая лысая ирландская певица »»
1980 – Марк Дэвид Чепмен застрелил Джона Леннона »»
1995 – Основана группа «Ундервуд» »»
Jimmy SMITH (1925)
Sammy Davis, JR. (1925)
James GALWAY (1939)
Kenny VANCE (1943)
Jim MORRISON (1943)
Марыля РОДОВИЧ (1945)
Gregg ALLMAN (1947)
Dan HARTMAN (1950)
Marty FRIEDMAN (1962)