Как известно, джаз начинался как музыка для развлечения: недаром первые исполнители джаза - таперы - назывались развлекателями (Entertainer), а слушали его в клубах и барах "под пиво". Потом он стал серьезным и сложным, поднялся из подвалов на сцены филармоний и престижных концертных залов. Но в последнее время джаз во всем мире опять опускается под землю, в клубы. Правда, клубы уже не те. В них есть арт-директоры, существует программа, обязателен собственный имидж. С долей гордости надо заметить, что подобные клубы уже функционируют и в Ереване. Например, "Авангард Фолк" клуб. Тут нашли пристанище все армянские коллективы, играющие музыку с приставкой "этно". А "хозяин площадки" здесь - Armenian Navy Band, созданный и руководимый Арто Тунчбояджаном. Недавно руководство клуба и Арто решили провести Первый международный фестиваль авангардной фолк-музыки. За три-четыре дня в стенах клуба прозвучало много самых разных композиций. Являлась ли исполняемая музыка джазом - утверждать трудно, хотя элементы импровизации в ней, безусловно, присутствовали. Но, конечно, это не был тот академический джаз, к которому мы привыкли. Это был праздник музыки, ничем не регулируемый и не ограниченный полет фантазии, море эмоций и безудержная, бьющая через край, радость жизни. Вот, в двух словах, характеристика прошедшего фестиваля.
Арабских музыкантов, ставших знаменитыми своим участием в коллективе Джо
Завинула Syndicate, Карима Зиада и Азиза Сахмауи, уже видели и
слушали многие европейские площадки - в том числе и наши. На сей раз на
фестиваль, Карим Зиад привез свой популярный коллектив Ifrikya,
состоящий из арабских, африканских и французских музыкантов. Они и открывали
фестиваль. Трудно передать словами, что они вытворяли на сцене. Мастерство
перкуссионистов (а из шести музыкантов трое играли на различных ударных
инструментах, а иногда к ним присоединялся еще и сам Арто) завело зал с первых
же тактов. Они играли, пели, танцевали, выбивали умопомрачительные ритмы,
клавишник Дэвид Обайль удивлял своей техникой и оригинальным
инструментом, представляющим некую помесь синтезатора и милицейского свистка, а
саксофонист Винсент Маскар услаждал слух аудитории красивейшими соло на
сопрано саксофоне. Это было то, что принято называть WorldBeat или этноджаз
(кому как больше нравится) - арабские гармонии, африканские ритмы, современные
западные аранжировки. Чтобы представить себе, как это звучит, вспомните Panjabi MC и
Arash, добавьте Нусрат Фатех Али хана и Джо Завинула и
обязательно помножьте на ансамбль песни и пляски, скажем, народов Зимбабве. Взрывной коктейль!
Зрители ликовали. Ну, а когда музыканты заиграли и запели свою знаменитую на весь мир "Шабиба", зал просто взорвался. Наиболее экспансивные слушательницы пустились в пляс, исполняя что-то арабско-африканское-брейкдансовое на армянской земле. Одним словом - взрыв эмоций, переходящий в бурю. Зал долго не отпускал музыкантов, но играть много на "бис" у них просто уже не было сил - они выложились полностью в основной программе.
Второй день начался менее эмоционально. Греческий дуэт певицы Кристи Стассинолулу и гитариста Каливиотиса Эфстатиоса был слегка тяжелым для восприятия и не всегда понятным среднему слушателю. Тренькающие звуки акустической гитары, заунывные мелодии, плачущая (если не сказать - ноющая) манера исполнения, какие-то электронные эффекты, которыми время от времени управляла певица: В общем, неудачная смесь музыки Б.Б. и Эрика Серра. В результате первая половина вечера заставила армянских любителей современного фолклора немного напрячься. Но зато второй коллектив - армянский Time Report - отыграл "за себя и за того парня", и с лихвой покрыл недостаток эмоций. Команда Армена Уснунца (саксофон) и Хачика Саакяна (клавишные) выступила как всегда с блеском и, если хотите, интеллигентно. Произведения Комитаса, Саят-Нова в обработке участников секстета действительно зажили новой жизнью - их исполняли достаточно энергично, эмоционально и технично, при этом нисколько не меняя их изначальной сущности. Классический джаз-рок, фюжн, немного жесткий по звучанию, сложный по построению, но удивительно мелодичный, напевный. Лучший барабанщик региона, Yamaha Artist Арман Джалалян и исполнитель на восточной перкуссии Эдуард Арутюнян задавали бешенный ритм, бас-гитарист Вардан Аракелян и клавишник Хачатур Саакян поддерживали гармонию и создавали приятный мягкий фон, а саксофонист Армен Уснунц и дудукист Вардан Григорян дули в свои дудки как звери. Кстати, это типичная манера группы - мягкая гармоническая основа, жесткий ритм и виртуозные, высокотехничные соло. Кому интересно, могут послушать композиции ансамбля на http://www.jazz.ru.
Третий день был, наверное, самым бурным. В первой половине выступил музыкант
из Мали Али Кейта. Он играл на диковинном инструменте балафоне. Это
африканский "брат" современных ксилофона и маримбы. Правда, отличался он от
"родственников" тем, что в качестве резонаторов там используются высушенные
тыквы. Вот на этом-то инструменте Али откалывал такие коленца, что заставлял
зал буквально реветь от восторга. Он в прямом смысле слова лупил своими
малетами - очень быстро и очень громко. Слушая его, я понимал, как овладевали
умами простых африканцев шаманы. Монотонное повторение одного и то же квадрата
буквально убаюкивало слушателей. Но вот Али начинал стучать молоточками по
инструменту энергичнее и, тем самым, заставлял слушателей пробуждаться от
гипнотического сна, хлопать, притоптывать в такт. Одним словом, вводил в транс.
А теперь еще и прибавьте экзотическую внешность музыканта и вы сможете
представить картину полностью.
Но самое интересное произошло чуть позже. Где-то через полчасика сольного
выступления, африканец пригласил на сцену Карима Зиада, Азиза Сахмауи,
басиста Вардана Аракеляна, клавишника Ваагна Айрапетяна и
виолончелиста Артема Манукяна (позднее к ним присоедиинились уже
знакомый нам Дэвид Обайль и Арто Тунчбояджан). И тут началось!
Вы знаете, что означает слово 'светопреставление'? Так вот, если вы были бы в
тот вечер в клубе, вы бы четко осознали его истинный смысл.Созданный прямо на
сцене, за одну-две минуты, коллектив играл африканские, арабские, армянские
темы, исполнители пели на разных языках народов запада и востока, солировали,
ипровизировали, занимались музыкальной эксцентрикой:. Надо ли говорить, что
зрители пели и плясали вместе с музыкантами и так разошлись, что второй состав
Vahagn Hayrapetyan and Katuner долго не мог начать свое выступление.
Выждав длинную паузу, они все-таки начали свою программу, составленную из
композиций участников секстета. Ритм-н-блюз, тяжелый рок-н-ролл, джаз-рок в
духе 70-х ("Chicago' помните? Первый диск из их VII "деревяного" альбома? Вот
точно так и звучали ребята).
Ну и, наконец, последний день фестиваля целиком был отдан Armenian Navy Band. Об этом коллективе и его манере игры очень подробно писала Соня Соколова в начале января сразу после возвращения из Еревана. Я не буду повторяться. Скажу лишь, что выступление это превратилось в своеобразный джэм-сейшн, где возможность выступить получили все приехавшие на фестиваль музыканты. Получился один большой интернациональный музыкальный коллектив, играющий музыку планеты Земля. Перефразируя ставшую крылатой фразу 'У преступника нет национальности', можно сказать, что у настоящих музыкантов, у хорошей музыки нет национальной принадлежности, вернее, ее невозможно определить - да и не надо.
Фестиваль явно удался. А по окончании Арто Тунчбояджан заявил, что очень надеется провести осенью Второй международный фестиваль авангардной фолк-музыки и обещал привезти таких музыкантов, чьи имена я даже боюсь называть вслух. Потерпим - ждать всего-то лето осталось!
1967 – В 1967 году родился московский клавишник Серге́й Серге́евич Чекрыжо́в, участник группы Несчастный случай »»
Z.Z. HILL (1935)
Frankie LYMON (1942)
Moses DILLARD (1946)
Sister Sarah BROWN (1951)
Анатолий "Джордж" ГУНИЦКИЙ (1953)
Patrice RUSHEN (1954)
Frankie KENNEDY (1955)
Marty STUART (1958)
Basia (1959)