Вертинский и фабричные работницы, кокаин и водка, японские красавицы и авангардный мужской стриптиз, рок и шансон - все это объединил в себе фестиваль куртуазного декаданса "Бархатное подполье", прошедший на прошлой неделе в Клубе на Бресткой. "Мы попытались показать множество граней современного декаданса, - рассказал ведущий вечера пианист Алексей Сканави, - Он связан не только с культом ужасного, но и с культом прекрасных дам, куртуазностью, эстетством, гламурностью". Фестиваль смело разбивал бытующие стереотипы: гламурность, ничего не имеющая общего с глянцевыми журналами для дам, прекрасная дама, которой может стать и блоковская незнакомка, и знатная кулинарка Дуня, рок - изящный коктейль из оперных арий, шансона и индийских мелодий...
Примерно за месяц до проведения фестиваля на портале Realmusic был организован конкурс -
пользователи выбирали лучшую декадентскую композицию. Уже в первую неделю было
прислано более 200 работ и стало ясно, что эта тема очень интересует любителей
музыки: люди начали спорить, рассуждать о декадансе, присылать стихи...
Организатор фестиваля - Владимир Преобаженский, журналист, лидер группы
Бостонское чаепитие и музыкант Оберманекена - говорит: "Мы
ставили перед
собой задачу представить весь спектр музыкальных и артистических изысканий,
которые могли бы показать современный декаданс. От романтически-символистских
проявлений (Полынья, Пьеро), эстетики дендизма в лице "Оберманекена" до
брутального стеба Вадима Степанцова и секс-террористических перфомансов
Владимира Веселкина. Идея подобного фестиваля витала в воздухе. Рубеж
веков, переломные моменты российской действительности, - все это связано с
декадансом. А только что издана великолепная энциклопедия дендизма. Появляются
знаковые музыканты, такие как Алеша Пальцев (участник фестиваля)".
Романтичный символизм
Группа Кира Т`фу Бенд, открывавшая фестиваль, погрузила зрителей в атмосферу
классического концертного вечера, приправленного некой безбашенностью
рок-н-ролла. Музыканты в черных костюмах с большими белыми бабочками, солистка
- в мерцающем черном платье, а на заднем фоне, то обезьяны, превращающиеся в
человека, то рыбы, то работы мастеров классической живописи. Музыка тоже была
под стать действу.
Музыканты группы Пьеро органично смешали печальные образы
народного театра и порочность девиц эпохи "упадка". Кукольный рыцарь печального
образа - черно-белый Пьеро танцевал с черно-белой Коломбиной, чей макияж
навевал мысли о некроромантизме, под жесткую, но отчасти медитативную, музыку.
Прекрасные девы в японских нарядах из группы Полынья продемонстрировали вокал
в лучших декадентских традициях - рок, смешанный с чуть ли не церковным пением.
Эстеты и денди
Выступление Оберманекена началось с "пионеров". По сюжету песни "Дачные
велосипедиски" они уходили в подполье, "воздушные как поцелуи", под тягучий
салонный рок средневековых замков. По крайней мере, именно такое ощущение
вызывала музыка. Эстетика декаданса "Оберманекена", с одной стороны, вполне
вписывалась в привычные клише: кокаин, легкая эротика, - а с другой, выбивалась
из них шпионами, упомянутыми уже пионерами и цитрусовыми (незабвенный хит
"Девочка-подросток с запахом апельсина.."). Как истинные
эстеты, музыканты "Оберманекена" были скромны: черные, классические костюмы.
Такую же сдержанность одежды продемонстрировало Бостонское чаепитие.
Выступление этого коллектива показало, сколь эффектным может быть совмещение
оперных арий и рока, а сны могут оборачиваться садомазохистской фантасмагорией.
Видеоряд, сопровождающий Бостонское чаепитие, состоял из классики
кинематографа - - "Тихие дни в Клиши" по роману Генри Миллера,
"Последнее танго в
Париже" Бернардо Бертолуччи.
Явление
Алеша Пальцев, шансонье, которого нередко сравнивают с Вертинским, презентовал
на фестивале свой второй альбом - "АртистЪ". Любовь музыканта с
дореволюционному написанию слов была видна и в первом альбоме - он назывался
"ВертопрахЪ". По словам самого артиста, первый альбом был "сибаритствующим,
размеренным, меланхоличным", а второй получился более динамичным, эмоциональным,
в нем больше лицедейства. Коньяк и водка - вот как охарактеризовал Алеша
Пальцев свои альбомы. Выступление тоже было скорее водочным - русские гуляния,
чуть ли не с цыганами, но - никакого рока: скрипка, фортепиано, барабаны,
гитара - создающие на сцене романсовый, почти салонный звук, и сумасшедшая энергия.
Секс-террор и стеб
Владимир Веселкин, бывший шоумен АукцЫона, прославившийся своими шокирующими
выступлениями и в России, и в Европе, из своего амплуа не вышел. Полувоенный
полуфрак, колготки, меха, которые в итоге оказались на сцене, а не на артисте,
танцы вокруг микрофона под зловещий ритм ударных, грядущая мировая война,
Иисус Христос. "Афтар жжот", - орали в зале. Последнюю песню Веселкин
посвятил Оле, которая работает на фейс-контроле клуба. "Я обещал", -
объяснил музыкант.
Закончился фестиваль выступлением Вадима Степанцова, главы ордена Куртуазных
Маньеристов, группы Бахыт-компот. Поэт и музыкант представил своей новый
проект - "Бедлам-капелла". Началось его выступление с чтения стихов про
"правильного и нужного" педагога, который помогает своим ученицам бороться с
распущенностью. Очень оригинальным методом. Стиль, в котором были выдержаны все
композиции, посвященные разумеется дамам, сам Вадим Степанцов окрестил
симфо-панком. Классическое музыкальное образование, разухабистая игра, стеб на
грани фола в поэзии - создали на сцене нечто совершенно неподдающееся описанию.
Продолжение?..
"Мы просто приоткрыли дверцу и показали - что да, есть такое явление в
современной музыке, - поделился своими постфестивальными впечатлениями
Преображенский, - Конечно, хотелось бы все устроить с большим
размахом: с модными дефиле, с шампанским, льющимся рекой. Но это очень сложно
без спонсоров, ведь нынешний фестиваль вообще был сделан на голом энтузиазме,
настоящее такое суровое подполье. Скорее всего, продолжение у фестиваля будет,
но сохранится только идейное наполнение, а антураж будет другой. Пока общение
на "бархатную" тему продолжается в Интернете и, так сказать, в кулуарах".
Декаданс в музыке оказался явлением очень неоднородным, но одновременно завораживающим. Шоу, устроенные без миллионов, вложенных в спецэффекты, могут быть потрясающе красивы. Музыка, с одной стороны, имеющая как минимум столетние традиции, а с другой - не чурающаяся современных изысканий, - разбивает границы "формата" и "неформата". Фестиваль показал, что стена непонимания, на которую наталкиваются многие музыканты, делающие "другую", ни на что не похожую музыку, может быть разбита. Легко и изящно.
1967 – В 1967 году родился московский клавишник Серге́й Серге́евич Чекрыжо́в, участник группы Несчастный случай »»
Z.Z. HILL (1935)
Frankie LYMON (1942)
Moses DILLARD (1946)
Sister Sarah BROWN (1951)
Анатолий "Джордж" ГУНИЦКИЙ (1953)
Patrice RUSHEN (1954)
Frankie KENNEDY (1955)
Marty STUART (1958)
Basia (1959)