The DELGADOS  Hate

Принято считать, что авангард уродлив по определению. Ибо ощущение красоты проистекает из соответствия предмета каким-то уже известным критериям. И любой прорыв в неизведанное будет казаться...

Принято считать, что авангард уродлив по определению. Ибо ощущение красоты проистекает из соответствия предмета каким-то уже известным критериям. И любой прорыв в неизведанное будет казаться уродливым хотя бы с непривычки. Однако, порой обнаруживаются некие критерии красоты высшего порядка, стоящие над "привычным" и "непривычным". Видимо, в этих случаях нам удается на миг прикоснуться к микроскопическим фрагментам того фундамента, на котором выстроена сама вселенная.
The Delgados просто играют красивые песни и не особенно заботятся, к какому жанру их относить. Выходит порой странновато: словно каждую новую песню исполняет новая группа. Где-то к середине диска слушатель не только поймет, что единый стиль у слагающих альбом песен все-таки имеется, но и будет слегка удивлен, что не понял столь простой вещи раньше.
Открывающая альбом "Hate" песенка "The Light Before We Land" отнюдь не уродлива, однако звучит в высшей степени непривычно. Песня исполняется рок-составом класса "три гитары и барабаны", но характерной для рока напористостью здесь и не пахнет. Мелодия и гармония - из категории "поп", однако вряд ли столь элегантной и совершенно непошлой песне в наши времена суждено стать поп-шлягером. Оркестрово-хоровые аранжировки просто великолепны, однако перед нами все-таки песня из куплетов и припевов, а не классическое произведение. Для авангарда же все это звучит слишком вменяемо и законченно с точки зрения замысла. Замкнутный круг. Но The Delgados не внутри него. Они - над. Они в очередной раз прикоснулись к тому, на чем стоит вселенная.
Сразу же за столь впечатляющим вступлением следует обильно оркестрованный рок-шлягер с броской гармонией и подозрительным названием "All You Need Is Hate", напоминающий по звучанию очень многие творения Алана Парсонса, Пола МакКартни и Джеффа Линна одновременно. Если после такого выверта кому-то покажется, что The Delgados - новые звезды "рок-эстрады" наподобие ELO, то уже третий номер программы, баллада "Woke From Dreaming", в сердцевине которой струнные создают особое, похожее на прозрачный и тихий ночной кошмар, перекошенное поле напряжения, развеивает это заблуждение в пух и прах. Окончательно точки над "i" расставляет "Child Killers": если в ее запевах интонации гитариста Элана Вудварда (Alun Woodward) могут напомнить кому-то Роджера Уотерса, а кому-то и вовсе Вячеслава Бутусова, то в припеву The Delgados уже не с кем сравнивать, кроме них самих. К номеру "Favours" музыка группы окончательно утверждает собственные законы. Точнее говоря, доносит до слушателя частичку законов мироздания. Маленькую, конечно - но слишком ли много мы знаем о мироздании, чтобы ей пренебрегать?
Главная же особенность и непривычность музыки группы состоит в том, что музыканты, похоже, никуда не спешат. Через все песни The Delgados проходит такое спокойное и четкое ощущение вечности и бесконечности мира, какого, похоже, не сможет дать человеку ни одна из ныне действующих на свете религий. И тем не менее во многих номерах альбома чувствуется огромной силы напряжение. Это не опасная и готвая в любой момент вырваться из плена разрушительная энергия, а скорее ровный и мощный ее поток, являющийся основной движущей силой звучащих здесь песен. Знать и жить среди тех, кто не знает и не хочет - испытание не из легких. В том, что столь ровному и сильному альбому дано вроде бы не самое подходящее имя "Ненависть", заключен некий вызов. Вызов окружающему миру, который не знает и не хочет ничего знать о том, на чем стоит вселенная.

16.03.2005, Арсений ДМИТРИЕВ (ЗВУКИ РУ)