LED ZEPPELIN  Февраль. Дополнительный 29-й

К февралю - после расслабленно-праздничного января - накапливается множество дел, которые надо делать быстро и энергично: это самый короткий и самый холодный месяц года. Кроме мыслей о скорой весне, согреваться приходится либо интенсивной работой, либо посредством поездок в теплые края. Понятно, что и Led Zeppelin, активные во всем, следовали этому правилу.

К февралю - после расслабленно-праздничного января - накапливается множество дел, которые надо делать быстро и энергично: это самый короткий и самый холодный месяц года. Кроме мыслей о скорой весне, согреваться приходится либо интенсивной работой, либо посредством поездок в теплые края.

Понятно, что и Led Zeppelin, активные во всем, вполне соответствовали этому правилу. Февраль для них был месяцем плотных гастролей. Правда, не всегда они двигались к югу: на февраль 1970 года, например, у них пришлась поездка в Скандинавию, ознаменованная одним забавным происшествием: 28.02, перед выступлением в копенгагенском зале K.B. Hallen, им устроила скандал Ева фон Цеппелин, дочь графа Цеппелина, разгневанная и названием группы, и изображением соответствующей модели дирижабля на обложках первых двух альбомов. Led Zeppelin вышли из положения с юмором, одноразово переименовав себя в The Nobs, - что можно перевести и как Головы, и как Козырные Валеты, и (что, скорее всего, и имелось в виду) как Важные Шишки.

Два года спустя, в феврале 1972-го, Led Zeppelin забрались максимально далеко от дома, отыграв единственный в их истории австралийско-новозеландский тур. Кстати, его фрагмент можно увидеть на DVD-антологии (выступление 27.02 на стадионе Sydney Showground). Эта поездка примечательна также тем, что закончилась она 29 февраля (концерт в Festival Hall в Брисбейне). На этот странный "лишний" день високосного года приходится еще одна гастрольная дата: в 1996 году Плант с Пейджем (Robert Plant & Jimmy Page) по странному совпадению также играли в Австралии, в Мельбурне, - в рамках своего No Quarter Tour.

Если говорить об эволюции сотрудничества Пейджа и Планта после распада LZ, то в начале 80-х годов оно носило эпизодический характер. Им надо было, наверное, попросту отдохнуть друг от друга. Однако к концу десятилетия взаимный интерес возродился: В частности, Плант написал и спел песню "The Only One" для сольной пластинки Пейджа "Outrider", а Пейдж, в свою очередь, исполнил партию гитары в "Tall Cool One" - одной из лучших песен Плантовского сольника "Now & Zen" (1988). Этот диск появился в продаже также 29 февраля, и стал самым коммерчески успешным из самостоятельных альбомов Планта, - хотя, если мерить его по высшему стандарту, он был одновременно и самым традиционным (чтоб не сказать заурядным). Задним числом Плант говорил, что альбом вышел "чересчур прилизанным", и большую его часть никогда не исполнял на концертах. Впрочем, отдельные вещи - "Heaven Knows", например, или красивейшая баллада "Ship Of Fools" - все-таки заслуживают внимания.

Как уже говорилось ранее, в 90-х самым интересным проектом Планта и Пейджа стал Unledded, - нашумевший выход альбома и видеофильма "No Quarter" (в конце прошлого года переизданного на DVD), двухгодичное мировое турне... С не меньшим энтузиазмом был принят поклонниками и следующий их альбом, "Walking Into Clarksdale" (1998). О нем мы поговорим в надлежащее время, здесь же вспомним, что, хотя последовавший за выходом "Кларксдейла" тур был не менее успешен, а за песню "Most High" 24 февраля 1999 года авторы получили "Грэмми", Плант разочаровался и в материале, и в концертной работе с Пейджем. Через силу доиграл запланированные концерты и отказался от всякого продолжения, вновь занявшись сольным творчеством. Казавшееся поначалу таким многообещающим воссоединение двух фронтменов Led Zeppelin завершилось, похоже, и порчей личных отношений. Во всяком случае, в последних интервью Плант уклоняется от любых расспросов о Пейдже. В свою очередь, когда оба выступали в благотворительном концерте в пользу больных раком детей, состоявшемся в лондонском Альберт Холле 10 февраля 2002 года, Пейдж, против ожиданий публики, присоединился не к группе Планта Strange Sensation, а к музыкантам Пола Уэллера (Paul Weller)...

Сольная карьера Джимми Пейджа на данном этапе не внушает особого оптимизма, да и сам он, похоже, решил ограничиться только переизданием наследия своей легендарной группы. А ведь в 80-х казалось, что он может с успехом продолжить линию Led Zeppelin. Излечившись, наконец, от пагубного пристрастия к наркотикам, Пейдж начал сольное творчество закрытием старого долга, завершив, наконец, работу над саундтреком к фильму режиссера Майкла Уиннера (Michael Winner) "Жажда смерти-2" ("Death Wish II"). Фильм являл собой сиквел боевика 1974 года "Death Wish" за авторством того же режиссера, главную роль в обоих играл Чарльз Бронсон, речь шла о мирном архитекторе, у которого некие подонки убили жену и изнасиловали дочь. Во второй части жена у героя появилась уже другая, но дочь изнасиловали снова, отчего она покончила с собой. Естественно, оба раза архитектор брался за ружье и отправлял на тот свет всех, кого надо. Вот эту-то душераздирающую историю и надо было озвучить Пейджу. Не имея опыта написания киномузыки, он, однако, подошел к задаче со всей ответственностью, и ангажировал сильных музыкантов: в частности, барабанщика Дэйва Мэттакса (Dave Mattacks, экс-Fairport Convention, Jethro Tull и др.) и вокалиста Криса Фэрлоу (Chris Farlowe), известного по работам с Atomic Rooster, Отисом Редингом (Otis Reding), Манфредом Мэнном (Manfred Mann) и даже The Rolling Stones. Кстати, в свое время Фэрлоу пробовался и в Led Zeppelin...
Фильм имел определенный успех у любителей подобного рода зрелищ, а вот саундтрек, вышедший на диске 15 февраля 1982 года, взыскательную публику разочаровал.

Через пару лет Джимми предпринял новую попытку взлета, организовав вместе с вокалистом Полом Роджерсом (Paul Rogers) группу The Firm. Оба были знакомы еще со времен Led Zeppelin, оба встретились снова на благотворительной серии концертов "ARMS" (в пользу музыканта Ронни Лейна (Ronnie Lane, экс-The Faces) и других больных, страдающих тяжелыми формами рассеянного склероза), оба на тот момент находились не у дел, но пылали энтузиазмом. 11 февраля 1985 г. на прилавки магазинов лег диск, названный просто "The Firm", а 22 февраля был дополнительно выпущен макси-сингл с 4-мя наиболее удачными, по мнению группы, песнями. На деле по-настоящему интересной там была лишь одна, "Radioactive"; в самом альбоме можно еще отметить "медляк" "Satisfaction Guaranteed", украшенный процеппелиновским риффом Пейджа. Интересная подробность: композиция "Midnight Moonlight", завершавшая альбом, по сути была переработанной вещью Led Zeppelin "Swansong", написанной в период работы над альбомом "Physical Graffiti", но так и оставшейся недоделанной. Те, кто купил диск из любви к Led Zeppelin, остались разочарованы большинством материала; те, кто ждал от Пейджа новых идей, решили, что Джимми на них не способен. Альбом не имел успеха, и после небольшого тура и второго, еще менее востребованного альбома с говорящим названием "Mean Business" ("Дурное Дело") группа развалилась.

Прочие сольные альбомы Пейджа будут рассмотрены в соответствующее время, а сейчас необходимо рассказать о самом значимом февральском событии в жизни собственно Led Zeppelin. Речь идет о "Physical Graffiti" , - единственной двойной пластинке группы. Она содержала 15 песен, - кроме свеженаписанного материала, музыканты решили поднять старый, игравшийся на концертах, но еще толком не фиксировавшийся. Инструментал "Bron-Y-Aur", например, лежал со времен работы над "Led Zeppelin-III", "Down By The Seaside", "Night Flight" и "Boogie With Stu" остались после сессий к четвертому альбому, а "Black Country Woman" и "The Rover" - после "Houses Of The Holy"... Вспомнить и доработать их было нетрудно. Так что "Physical Graffiti" вышел в свет 24 февраля 1975 года, чуть ли не на полгода позже намеченного срока, лишь из-за долгой возни с печатью обложки. Она была раздвижной, и изображала фасад дома с прорезанными в верхнем слое окошками. В них виднелись разные физические объекты и персонажи (сообразно названию альбома) - лошадь, индийский йог, Элизабет Тейлор в роли Клеопатры и т. д. Идея принадлежала Пейджу; он никогда не объяснял, что конкретно имел в виду, но, как правило, реализация его придумок вгоняла полиграфистов в ступор и отнимала кучу времени...

Альбом стал "золотым" уже по предварительным заказам, сразу попал на первые места английских и американских чартов и был принят на "ура" прессой (обычно, в отличие от слушателей, LZ не жаловавшей): Но, честно говоря, он получился слишком затянутым и стилистически разрозненным. Лучшие песни здесь - "In My Time Of Dying" (сумасшедшая версия традиционного "черного" блюза, известного также в исполнении Боба Дилана (Bob Dylan)), а также блок "Trampled Underfoot"/"Kashmir". Первая - по-панковски грязный и драйвовый гимн автомобилю, вторая - монументально-симфоническая поэма на восточные темы. Обе, в сущности, построены на коротком повторяющемся риффе Пейджа, положенном на восхитительные клавишные проезды Джонса (John Paul Jones) - нарочито тапёрские и изысканно классические соответственно, - и обе демонстрируют, насколько нетривиально можно развить идею, заложенную еще в "Болеро" Равеля. Все прочее хорошо по отдельности, но плохо усваивается в комплексе. Хотя сами музыканты диском остались довольны, да и в истории мирового рока он также занимает почетное место.

С именем Джонса связан и своеобразный постскриптум к этому альбому. После распада LZ он, как известно, занимался в основном продюсированием. Среди его подопечных оказалась и английская группа The Mission, основанная двумя экс-участниками The Sisters Of Mercy, Уэйном Хасси и Крэгом Эдамсом (Wayne Hussey & Craig Adams) и, соответственно, считавшаяся готической. Их лучшая пластинка "Children", вышедшая в свет 29 февраля (опять!) 1988 года, демонстрировала наиболее привлекательные признаки жанра, в связи с чем стала почти культовой. Но даже равнодушные к готик-року слушатели высоко оценили диск, заметив, в частности, что две вещи - "Black Mountain Mist" и "Breathe" - имеют явственное сходство с Led Zeppelin. Хотел ли этого Джонс, продюсировавший альбом и немножко в нем поигравший, - Бог весть, но до сих пор, описывая "Children", многие употребляют оборот: "Это настоящий "Physical Graffiti" 80-х". Что уж говорить о хард-роке и хэви-метале, где влияние Led Zep прослеживается снова и снова...

Если же уйти от жанровых дефиниций, то вклад Led Zeppelin в мировую рок-музыку до сих пор неоспорим и еще раз подтвердился буквально на днях. 12 февраля 2005 года группа, распавшаяся 25 лет назад и не ни разу не номинировавшаяся на "Грэмми" в пору своей активности, получила "Lifetime Achievement Grammy Award" - почетную награду "За заслуги". На церемонию явились почти все экс-цеппелиновцы, кроме Роберта Планта, занятого предгастрольными хлопотами и выпуском нового альбома. Джими Пейдж, от которого пресса ожидала язвительных комментариев, оказался, напротив, настроен благодушно: альбомы Led Zeppelin, мол, слишком отличались друг от друга, поэтому и номинировать их в какой-то определенной категории было трудно. В том же духе высказался и Джон Пол Джонс: "Мы слишком много работали, чтоб обращать внимание на награды, но "Грэмми" - это все-таки круто". А дочь Джона Бонэма Зои, представлявшая вместе с братом Джэсоном своего покойного отца, сказала: "Мне странно получать награду за его заслуги. Его нет с нами, но легенда продолжает жить".
Истинная правда.

18.02.2005, Екатерина БОРИСОВА (ЗВУКИ РУ)

LED ZEPPELIN - свежие публикации:

LED ZEPPELIN

В 1968 году во время работы над пластинкой "Hurdy Gurdy Man" ("Кобзарь") известного рок-барда тех лет Донована два сопродюсера этого диска впервые обсудили возможность создания собственной...

Дата образования:

1 января 1968

Подробности из жизни:

В 1968 году во время работы над пластинкой
"Hurdy Gurdy Man" ("Кобзарь")
известного рок-барда тех лет Донована два сопродюсера этого диска впервые
обсудили возможность создания собственной группы. Первый, Джон Болдуин,
более известный в артистических кругах, как Джон Пол Джонс (03.01.1946), к тому
времени успел поработать в качестве продюсера, аранжировщика и сесссионного
музыканта (бас-гитара, клавишные) с Родом Стюартом, "Rolling Stones"
(оркестровка знаменитой "She`s Rainbow"), Марком Боланом (очень редкий ЕР
"Jasper C. Debussy", предмет вожделения многих коллекционеров-ценителей), а
также "Herman`s Hermits" (не менее знаменитый басовый рифф шлягера
"Jezabel"). Второй, Джеймс Патрик Пейдж (09.01.1944), виртуоз блюзовой
гитары, не чуждый смелых экспериментов (будь то подключение инструмента к
терменовоксу, или игра виолончельным смычком), а кроме того неплохой игрок на
том самом харди-гарди, был известен не меньше. Первый успех ему принесли работы
с "Kinks" (хит…

Далее... →