RAGE  From The Cradle To The Stage 20th Anniversary

Вот уже и рок-герои 80-х начали отмечать двадцатилетия творческой деятельности. Иногда бывает так, что лишь несколько последних лет группа проводит в чине настоящих героев - предыдущие годы были...

Вот уже и рок-герои 80-х начали отмечать двадцатилетия творческой деятельности. Иногда бывает так, что лишь несколько последних лет группа проводит в чине настоящих героев - предыдущие годы были заняты процессом восхождения на вершину музыкального Олимпа.
Rage - отнюдь не из числа тех музыкантов, что производят фурор дебютным альбомом и однажды просыпаются знаменитыми. Организованная в 1984 году под именем Avenger, эта команда довольно долгое время находилась в поле зрения исключительно поклонников "металла" - да и то не всех, а с "углубленным интересом к предмету", а также обозревателей из соответствующих рок-журналов. Причем даже на страницах таковых Rage долгое время были не более, чем "еще одним представителем отряда германик металликус". После нескольких лет пребывания в таком статусе группа лишилась оригинального гитариста Манни Шмидта, который на какое-то время оставил беспокойную жизнь рок-музыканта, погрузившись в семейные дела и бизнес.
Лед тронулся с появлением в 1996 году альбома "End Of All Days", подарившего Большому Року боевик "Higher Than The Sky", а критикам - ощущение "явных признаков зрелости" в творчестве басиста и основателя бэнда Питера "PV" Вагнера. Вышедший в том же году концертник, записаный при участии пражского оркестра Lingua Mortis закрепил успех. Rage стали зачинателями новой тенденции в тяжелом роке - оркестровые перелицовки старых песен Deep Purple, Metallica и Scorpions появились несколько позже. Следующим шагом, логически следующим из предыдущего, был бы выпуск полностью оригинальной "оркестровой" программы - и здесь Rage блестяще справились с задачей. Альбом "Thirteen", содержащий ставшие ныне эталонами тяжелого металла "From The Cradle To The Grave" и "Days Of December", наконец-то позволил серьезно говорить о группе за пределами узкого круга меломанов.
Все, однако, имеет свою цену. Несмотря на успех оркестрового турне, ситуация, когда гонорары "были поделены не на четверых, а на сорок человек", чуть было не угробила Rage в тот самый момент, когда дело-таки сдвинулось с мертвой точки. В 1999 году состав опять раскололся - гитаристы Свен Фишер и Спирос Эфтимиадис, а также брат последнего, ударник Крис Эфтимиадис покинули группу с тем, чтобы на волне моды на nu-metal образовать команду Sub7even, проснуться относительно знаменитыми с парой посредственных хитов и кануть в забвение. На смену им в пришли гитарист Виктор Смольский и ударник Майк Террана, при участии которых была переработана большая часть уже записанного к тому моменту их предшественниками материала альбома "Ghost". Этот состав ансамбля и по сей день остается самым успешным, продуктивным и стабильным. А о современном периоде истории группы уже написано столько, что повторяться не имеет смысла.
И вот, после пяти лет существования в статусе настоящих рок-звезд и двух десятков лет существования вообще, группа решила-таки отметиться альбомом, на котором все основные достижения были бы подвергнуты достойному XXI века переосмыслению. Как правило, настоящие рокеры в таких случаях убивают одной острогой двух рыб, выпуская свои "золотые хиты" в кардинально переработанном виде иили в концертном исполнении. И это правильно, ибо издание сборников как таковых сейчас слишком напоминает нечистую игру в "подкидного дурака".
Настоящий двойной альбом, записанный Rage на концерте в Бохуме 25 января 2004 года, получился в целом довольно предсказуемым. Разумеется, что основной упор в этот момент группа делала на раскрутку материала альбома "Soundchaser" - отсюда и играющаяся в качестве интродукции "Orgy Of Destruction", и зубодробительная "War Of Worlds", и пронзительное соло на фирменной ситар-гитаре Смольского в прекрасной "Flesh & Blood". Последнему номеру, однако, мучительно не хватает отличавших студийную версию хоров в припеве - это один из недостатков состава класса "пауэр-трио", в котором, к тому же двое музыкантов большую часть концерта слишком загружены сложностью своих инструментальных партий, чтобы исполнять бэк-вокалы. Виктору, совмещающему в нынешнем составе группы ипостаси гитариста и клавишника, порой приходится исполнять свои соло поверх заранее забитых в программируемый синтезатор партий - в номерах "Unity" или "Rocket Science" это особенно хорошо слышно. Кстати, второй из упомянутых инструменталов - переработка первой и третьей части сюиты "Tribute To Dishonour" с великолепного, хотя, судя по опросу, проведенному некогда на сайте www.rage-online.ru, не всеми фанатами группы понятого и принятого "Welcome To The Other Side" (2001). Похоже, что полностью это эпическое произведение, включая, разумеется, такую жемчужину, как "I'm Crucified" с ее потрясяющим хоровым припевом и запредельным по красоте сочетанием гитарных соло и фортепианных пассажей мы услышим на концертах группы не раньше, чем состоится давно планируемый музыкантами очередной оркестровый тур.
Тем не менее, альбом, разумеется, заслуживает самого пристального внимания - не в последню очередь из-за новых версий таких номеров, как "Great Old Ones", "Enough Is Enough", "Invisible Horizons" или "Solitary Man". Быстрые и брутальные, и при этом полные довольно необычных мелодических ходов, эти номера фактически воскрешают для современной публики ту грань мелодического таланта PV, которую он сейчас демонстрирует нечасто. Кроме того, именно в этих номерах можно услышать "старого" Вагнера с его высоким гибким вокалом. Все-таки на последних релизах Питер слишком уж злоупотребляет задушевным рычаньем со всеми этими "оу!!!" на охвостьях строчек текста. А этого добра и у Metallica с Motorhead полно.
Следует напомнить, что полное издание "From The Cradle To The Stage" состоит из двух CD и двух DVD. Разумеется, видеоверсия концерта (да еще и с довесками в виде всех отснятых к настоящему моменту клипов группы) с пятиканальным звуком - штука более выигрышная. Хотя и не всем пока что доступная.
Кто-то назовет этот сборник "этапным". Кто-то предпочтет подождать продолжения оркестровых изысканий группы. Одно можно сказать наверняка - продолжение истории Rage в любом случае обещает быть интересным.

07.02.2005, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)