Михаил БАШАКОВ  Делай, что должен, и будь что будет

"В каком-то смысле мне даже нравится быть невидимкой, потому что я сохраняю некую герметичность себя как автора", - Михаил Башаков рассказывает о себе, о коллегах, о песнях и о своей негромкой славе

Михаил Башаков начинал еще в Ленинградском Рок-клубе, в составе группы Духи. Многие его песни известны в интерпретации бывшего товарища по "Духам" Паши Кашина, а в последнее время звучат по радио и в авторском исполнении. Михаил выступал на "Нашествии", снимался в "Неголубом огоньке"; его песни хороши и текстами, и музыкой, группа состоит из прекрасных музыкантов, концерты лучатся светом и теплом... Но на этих концертах вовсе не многолюдно, а когда мы встретились в кафе "Идеальная чашка" на Невском проспекте, к Башакову тоже не устремились толпы поклонников. В чем же дело?

Михаил Башаков: Бывает, что меня узнают, чем меня сильно изумляют. Вот недавно меня показали по ТВ, после этого на остановке ко мне какие-то люди подошли - слава Богу, не морду набили, а руку пожали. То есть бывает иногда. Но, понимаешь, это феномен Башакова... На самом деле на радио не те песни крутятся. Вот на последний концерт-квартирник в Москве, на следующий день после концерта "Бункере", пришли поклонники групп Lumen, Animal Джаz, например... И они так проперлись! Они говорят: "Мы не ожидали". Понимаешь? Я вот написал песню замечательную - "Звуки песни о тебе". Хорошая песня, на мой взгляд, сильная, с хорошим нервом. Я думал, что именно ее поставят в ротацию. А поставили "Не парься". Почему так? А потому что это проще, легче.

Звуки.Ru: И теперь все думают, что Башаков - это такой автор смешных кавер-версий. А когда приходят на твой концерт и слышат, что большинство песен совершенно о другом... Разочаровываются или наоборот?

Михаил: По большей части наоборот. Если бы не было так, то я бы, наверно, даже перестал этим всем заниматься. Потому что я очень переживал по этому поводу: у меня же песни просто гениальные, почему же я не популярный? (смеется) Если заглядывать в подсознание, там всегда есть какое-то раздражение на эту тему.

Звуки.Ru: Особенно если тебе не 18 лет, а хорошо так за тридцать...

Михаил:Да. Но когда люди приходят на концерт и уходят очарованные, восхищенные и просветленные, я сразу понимаю: я занимаюсь своим делом. Недавно был концерт в "Балтийце" - есть такой пансионат в Репино. Когда Женя Володин - директор книжного магазина "Англия" и акустического состава нашей группы - задумал этот концерт, я сказал: "Ты что, с ума сошел? В пансионате играть, - там никто не придет!" И знаешь, 100 человек было на первом концерте, а второй они уже попросили сами.

Звуки.Ru: Но ведь 100 человек - это все равно мало.

Михаил:Мало. Но для таких песен, для такой информации это - нормально. Тем более для акустического камерного концерта. Вот есть группы типа Король и Шут, на них приходят люди, которых я не представляю на своем концерте. О чем я этим детям буду петь? Они не понимают еще ничего, не знают ни Хокусая, ни Ван Гога даже. Сейчас есть люди, которые не знают, кто такой Ван Гог. Молодежь. Ты задала такой вопрос... я не могу на него ответить. Это судьба. Черт его знает, почему так получается.

Звуки.Ru: Тебя устраивает такая судьба? Если б можно было вернуться в прошлое и что-то глобально поменять...

Михаил:Нет, ни в коем случае. Как только я начинаю писать песню, я, видимо, высказываю именно то, что я должен высказать. И раз это не может быть так популярно, - значит, не может. Я этому служу, а не оно мне. Я не могу ситуацию перевернуть. Это иллюзия, что я могу что-то сделать. И как только я прихожу к этой мысли - всегда прихожу, - я понимаю, что меня это устраивает.

Звуки.Ru: Кстати, о прошлом: какова твоя официальная дискография?

Михаил:Наверное, первым альбомом можно считать "Счастье" "Духов". Там только одна песенка не моя была. Это 1991 год. Он вышел на виниле, Бурлака с Тропилло выпустили тогда много пластинок интересных. Потом, наверное, сразу можно прыгнуть в 1998-й, на "Солнце Под Крылом". Потом "Формула Весны" и "Сопротивление Нелюбви".

Звуки.Ru: А "Героя", записанного Кашиным, ты к своей дискографии не причисляешь?

Михаил:Нет. Ну, это же не мой альбом.

Звуки.Ru: Песни-то твои.

Михаил:Но альбом не мой. Я не причисляю его к своим, это работа Кашина. Она есть, и слава Богу.

Звуки.Ru: То есть ты нормально относишься к тому, что он поет твои песни?

Михаил: Ну, "нормально"... Я спокойно отношусь. До кого-то, возможно, информация, заложенная в этих песнях, не доходит в моем исполнении, - либо потому что моего исполнения как такового нигде не видно, либо потому что оно им не нравится психофизически. Есть же люди, которых тошнит, когда я выхожу на сцену, я вполне это допускаю. И если эту информацию Паша доносит до таких людей, - почему нет? Если этот альбом есть, значит, он имеет право на существование.

Звуки.Ru: Нет ревнивого отношения типа: это мои дети, как посмели ребеночка украсть?

Михаил: Ты знаешь... Вчера я вышел на кухню, включил радио - вообще-то я редко радио включаю, - это было "Наше радио", и там Паша поет "Фонари". И я ждал, зашевелится во мне что-то или нет. Просто мерил себя: что я сейчас испытываю? И, представь, - ничего! Ни ревности, ни зависти, ни боли, ни злости.... Как было озеро гладким, так оно гладким и осталось. Не знаю, почему.

Звуки.Ru: А когда ты берешься в чужих песнях участвовать, - скажем, в проекте Арбенин-Башаков-Комаров, - какие ощущения?

Михаил: Очень интересные. Я бы даже сказал, что они необходимы каждому исполнителю. Я как автор и как исполнитель выполняю разные функции, и испытываю разные ощущения, и для того, чтобы диапазон был полным, и чтоб понимать, что ты делаешь, в каком месте диапазона находишься, нужно попробовать исполнить чужую песню. Для меня очень ценно, когда кому-то нравится, как я исполняю, к примеру, песню Комарова.

Звуки.Ru: Смысл этих песен для тебя принципиален?

Михаил: Очень. Я бы даже сказал, первостепенен. Что касается Кости и Кирилла, то я принципиально принимаю их творчество, иначе бы не было нашего альянса. Я могу говорить, что эта песня лучше, а та хуже, но в целом я принимаю все их песни.

Звуки.Ru: Интересно, что песни, записанные тобой в составе проекта - "Шум в моей голове" и "Мы никогда не умрем", - часто звучат по радио, а твое собственное творчество не востребовано.

Михаил: Интересно, правда? Парадокс. Но я рассматриваю эти парадоксы как весьма любопытные. Знаешь, у меня есть песня "Я иду темной стороной". То есть в каком-то смысле мне даже нравится быть невидимкой, потому что я сохраняю некую герметичность себя как автора. Зачем нужна герметичность? В ней вызревает зерно настоящего, истинного, индивидуальной творческой мысли, оригинального видения мира. Для любого творческого человека это просто необходимо. Может быть, у меня затянулся этот этап, но он должен быть. Когда с миром отношения очень интимные, ты и он - и все. И никто ничего не знает пока. А узнает тогда, когда получится песня.

Звуки.Ru: Получается, что тебе большая популярность, чем есть, и не нужна.

Михаил: Она бережет меня. Я сейчас, например, хочу измениться очень сильно. Я написал песню новую, и, как всегда, неожиданно. Таких не было еще. Мне интересно меняться. А когда ты очень популярен, это сделать очень трудно. Ну, что такое Кинчев? Кинчев - это Кинчев! Это здорово, это круто, это очень профессионально, очень ярко... Но никто не ждет от него никаких не-Кинчевых. И это снимает некий груз... Но, знаешь, я недавно смотрел фильм про Стинга (Sting), и он там сказал: "Мне нравится уровень моей известности, меня он устраивает"...

Звуки.Ru: Но Стинга ведь каждая собака знает!

Михаил: Тем не менее, он говорит: "Для меня большая честь спеть с Брайаном Адамсом (Brian Adams)". Причем совершенно серьезно. Хотя я думаю, что это для Адамса большая честь спеть со Стингом. То есть вывод такой, что, даже став очень популярным, лучше оставаться в некотором неведении относительно своей известности. Но и то, что, например, Дали говорил: "Я гений!", ничего не значит. Значит только факт. Если ты кому-то помогаешь своим творчеством и взаимодействуешь тем самым с миром, значит, что-то происходит. Я захожу тут в музыкальный магазин, подхожу к полке с компактами - знаешь, самый ширпотреб, всякие сборники. Беру один: Ночные Снайперы, Земфира, Ленинград, Пилот... Башаков, "Светлый день". Так, хорошо. Беру другой: Снайперы, Сурганова, Ленинград, Земфира... Башаков, "Светлый день". Кстати, все-таки поставил Козырев "Светлый день" в ротацию, и все напряглись: почему? Почему именно "Светлый день"? И я нашел, в чем засада, так же как нашел, почему он поставил "Мы никогда не умрем". Мы, нам, наше! "Нам нужен светлый день"! (хохочет) Такой вот пиар... Да, я о чем: слушатель покупает сборник, скажем, из-за "Ленинграда", - я не говорю, что это плохая группа, пластинку я бы не стал слушать, правда, а на концерте с удовольствием смотрю, такой духовой секции нигде нет, - и у слушателя есть выбор: когда ему надоест мат, он найдет на сборнике "Светлый день" и... прослезится.

Звуки.Ru: Такая громадная доля случайности...

Михаил: Главное - что она есть. Меня вообще же игнорировали долгое время. Я даже пытался бросить это всё, но бросить не получалось, потому что в мире находилось желание меня еще раз услышать. Я пытался понять, а потом понял. Цитируя песню Комарова "Шум в моей голове", "Песня - класс, но где же фишка?" А фишка - в отсутствии фишки. Когда я в первый раз попытался сделать группу, я сразу нащупал эту искренность... Оголенность и искренность. И я пытаюсь на этой высокой ноте существовать, и понимаю, что ни одна фишка у меня не пройдет. Единственное, что я могу сделать очень популярным - стеб. Что в результате и получается.

Звуки.Ru: Не страшно ли быть настолько искренним?

Михаил: Очень страшно. Но, понимаешь, есть такое понятие как творческая судьба. Вот у меня - такая судьба. Я не могу по-другому писать, я пробовал. В принципе, это и получается фишка такая, но она не популярна, потому что она не декаданс. Мне нравится, что я изменился, стал немножко другим, но в этом смысле мне не измениться. Я могу путешествовать по жанрам, но путешествовать по маскам, наверно, уже не удастся. Причем это не осознанный выбор, и у артиста нет выбора вообще. Вот он такой, какой есть. Другое дело, что я ведь очень много на заказ песен написал - ну, в рекламе, - и я очень четко различаю: когда пишешь песню на заказ, даже хорошую, и когда пишешь песню по жизни, подойдя к черте, когда ты уже не можешь без этого текста, этой музыки обходиться. Тебя просто прет. Это откровение на уровне стыка личности и времени, как это ни банально звучит. И уровень искренности именно в таких песнях высок. Поэтому и группа так называется - Башаков. Вот Володя Дух - он был трикстер, и этот трикстеризм во мне тоже остался еще, и если бы не он, наверное, не было бы таких песен как "Элис" и "Не парься". И он выручает очень сильно. Но вот это - Башаков. Я раскручиваю свой стиль, башаковщину этакую. И это очень тяжело, но дело достойное. И ребята, которые со мной играют, понимают, что мы делаем. И когда к нам подходят люди, совершенно удивленные тем, что такое есть, - это очень здорово.

25.10.2004, Екатерина БОРИСОВА (ЗВУКИ РУ)

Михаил БАШАКОВ - свежие публикации:

  • Альбом дня - Сопротивление нелюбви, 31.08.2004
    Стоит упомянуть два крайне важных обстоятельства. Первое: называние группы фамилией ее лидера, вокалиста и автора всего исполняемого материала, - не диковина, но в данном случае отсутствие »»
  • События - Будь счастлив, 06.08.2003
    Михаил Башаков сделал кавер-версию старой песни-хита "Don't worry, be happy" по просьбе автора »»
  • Альбом дня - Формула весны, 11.04.2003
    Михаил Башаков - довольно странный человек. Его работы "на сторону" заставляют эстетов восторженно цокать языком, а случайная шутка может стать суперхитом государственного масштаба. Многие его песни »»
Сайт: www.bashakov.ru

Михаил БАШАКОВ

Дата рождения:

1 июля 1964