Михаил БАШАКОВ  Сопротивление нелюбви

Стоит упомянуть два крайне важных обстоятельства. Первое: называние группы фамилией ее лидера, вокалиста и автора всего исполняемого материала, - не диковина, но в данном случае отсутствие...

Стоит упомянуть два крайне важных обстоятельства. Первое: называние группы фамилией ее лидера, вокалиста и автора всего исполняемого материала, - не диковина, но в данном случае отсутствие привычного добавления "Бэнд" свидетельствует не об авторитарности Михаила Башакова, искренне восхищающегося всеми своими музыкантами, а, скорее, о согласии их всех в том, что создаваемое ими нечто (в студии или на концерте, в акустике или электричестве) - автономно и отлично от всего, что не-Башаков.
Проще говоря, Башаков - это некий стиль, который не спутаешь ни с кем и ни с чем. Пусть он натурально выводится из западного музыкального мейнстрима и русской литературной традиции, - результат все равно уникален. В самом деле, попробуйте поискать явные аналоги - вряд ли найдете. Приходят на ум лишь ассоциации: с Майком (песня "Утро") или с Харрисоновской (George Harrison) "My Sweet Lord" ("Богиня"), а то ухо выловит имена Ван Гога, Хокусая, Чапаева, цитату из Давида Самойлова, Бориса Пастернака, Милорада Павича... но и они вовсе не характеризуют слушаемое и происходящее. У Михаила свой язык и образный строй, чувства и события он описывает в свойственной лишь ему манере, - и его музыканты тоже создают единственно возможное для этих песен звуковое обрамление. К этому приплюсовывается коллективная харизма, добрую половину коей вырабатывает, конечно, сам Миша, - но и вклад, скажем, Насти Макаровой, Мити Максимачева или Алексея Федичева в общий поток тепла, света и любви тоже велик и незаменим.
И вот здесь уместно сказать и о втором из обещанных обстоятельств: "Сопротивление нелюбви" - не первый альбом в дискографии Башакова, но впервые группе удалось сохранить и передать в записи свое обаяние. Еще не в полном объеме, но все-таки. Предыдущие студийные опыты зафиксировали, может быть, более удачные песни - кому что ближе и интереснее, - но лишены были неповторимой Башаковской искренности и мягкой теплоты, от которой после каждого концерта возникает смешанное ощущение радости и печали, настрой одновременно веселый и задумчивый. Этого душевного микса, кстати, ни за что не понять тем, кто знает Башакова лишь по двум кавер-версиям - "Элис" и "Не парься"; для таких Михаил - рубаха-парень, умеющий травить анекдоты, и только. Для них написана "Поп музыка", хотя в ней тоже хватает различных оттенков. Еще больше нюансов в "Богине", которая вышла гораздо значительнее и мудрее своего изначального анти-Элисовского посыла. Впрочем, сейчас в ротацию пошел и "Светлый день", так что даже самые упертые радиоманьяки могут услышать и оценить Башакова-лирика и Башакова-философа. А потом вдруг купят диск и откроют еще и "Звуки песни о тебе", а после вернутся к старым альбомам с подсушенными студией, но все равно прекрасными "Красной рябиной", "Солнцем" и "Карманом"... Сходят на концерт...
"Твоя очередь быть знаменитым" - поет Миша, то ли занимаясь аутотренингом (впрочем, он не завистлив и не амбициозен, - возраст и опыт не тот), то ли заклиная свой неспешный эгрегор. Знаменитым, возможно, Башакову и не стоит быть - для этого его лирика чуть более интимна, чем подобает, - но вот чтоб его песни стали известны и, конечно же, любимы... Этого хочется. Хотя бы из соображений гуманизма: еще одна порция хорошей музыки и поэзии, а также света и тепла, человечеству точно не помешает.

31.08.2004, Екатерина БОРИСОВА (ЗВУКИ РУ)

Сайт: www.bashakov.ru

Михаил БАШАКОВ

Дата рождения:

1 июля 1964