АУКЦЫОН  Рок-н-ролл здесь больше не живет

Атмосфера концерта разительно отличалась от той, что была на предыдущем выступлении Аукцыона в МХАТе: было больше импровизации, актерской игры, непосредственности. Во всем чувствовалась какая-то необыкновенная легкость, приподнятость, настоящая "праздничность"! Cюрпризом стало появление на сцене давнего участника группы Сергея Рогожина. Не поговорить об этом с музыкантами после выступления было нельзя...

Прошедшая неделя была буквально подарком для сторонников питерской школы рок-музыки. Начавшись в понедельник с 10-летнего юбилея группы Чиж и Ко в весьма непривычном для них зале "России" и завершившись премьерами песен Аквариума воскресным вечером в "16 тоннах", она смогла порадовать поклонников и других, не менее популярных коллективов, представляющих северную столицу: Ю-Питера, Biily's Band, Tequilajazzz, Пикника и, конечно же, АукцЫона, на чье выступление во МХАТе им. Горького мне и довелось попасть в минувший четверг.

Надо сказать, что никакой цели, кроме как насладиться, в очередной раз, шикарным голосом и любимыми песнями Лени Федорова и неповторимыми стихами и танцами Олега Гаркуши, у меня при входе в зал не было. Нет, все это, конечно, было! Но почему-то, как мне показалось, атмосфера этого концерта разительно отличалась от той, что я ощущала на предыдущем выступлении группы в этом же зале: казалось, было больше импровизации (которой, в общем-то, у АукцЫона всегда предостаточно!), актерской игры, непосредственности, что ли. Во всем чувствовалась какая-то необыкновенная легкость, приподнятость, настоящая "праздничность"! И настоящим сюрпризом стало появление на сцене давнего участника группы, больше известного многим в качестве солиста группы Форум, Сергея Рогожина, как всегда, великолепного и ослепительного. Честно говоря, я о нем не слышала уже лет шесть или семь и была приятно поражена как его цветущим обликом (вьющиеся до плеч черные волосы, белая кофта, скинутая после первой песни, открыла загорелый мощный торс, - мачо, одним словом!), так и его замечательно чистым и сильным голосом, какой не часто сейчас можно услышать на нашей нынешней эстраде. Исполнив а-капелла немного символичную в этой ситуации "Вернись в Сорренто", далее, уже в сопровождении группы и вместе с Леней, он спел "Чудный вечер" и специально написанную когда-то для него "Женщину". Эх, как же интригующе прозвучало: "Все говорят, я крутой, что я ужасно заводной: Мой инструмент, как штык прямой. Он постоянно под рукой - Взгляни, какой!". Впрочем, речь шла о гобое...

Ближе к окончанию концерта я уже понимала, что просто так уйти я не смогу, поэтому и не отказала себе в удовольствии пообщаться с музыкантами еще немного за кулисами. К сожалению, времени на это у них было не очень много, и долгой беседы не получилось:

- Олег, наверное, тебе сцена МХАТа немного ближе, чем всем остальным участникам группы? Насколько я знаю, ты теперь еще выступаешь и как театральный актер?

Гаркуша: Скажу буквально пару слов: Театр на Литейном, спектакль "История одного убийства" по произведениям писателя Фридриха Дюрренмата, я играю роль слуги, которого зовут Арчибальд. На самом деле, все получилось довольно спонтанно, но мне очень интересно, потому что это совершенно разные вещи - выходить на сцену в спектакле или на концерте. В спектакле меня принимают очень хорошо, и народ, как ни странно, ходит - это очень положительный факт! (улыбается)
А что касается сегодняшнего концерта на сцене МХАТа, то мне лично абсолютно все равно, где выступать! Мне главное, чтобы люди воспринимали, а люди нас везде принимают замечательно!

- Мне показалось, что сегодня у вас концерт получился каким-то особенно "праздничным", с чем это связано?

Гаркуша: Ну, просто летом все, кроме меня отдыхали, а когда редко играешь и потом наконец-то встречаешься, то происходит настоящий душевный подъем! В принципе, у нас через один такие "праздничные" концерты получаются...

- Эта неделя в Москве - своеобразный праздник рок-н-ролла из Санкт-Петербурга. Это что, дальнейшее сближение двух столиц, обмен опытом?

Федоров: Да нет, никакого сближения не происходит - это бред! Питер сейчас стал таким довольно провинциальным городом, намного провинциальнее, чем был раньше, на мой взгляд. Он беднее и поспокойнее, чем Москва, раз в десять! Москва стала совсем богатая, жирная и недоступная! Если раньше разницу я не особо замечал, то сейчас это очень заметно, конечно. Я думаю, что никогда не будет особого сближения, теперь уже точно долго! И переноса столицы в Питер, про который одно время твердили, никогда не будет, я уверен! Это вообще бред! Людям же пофиг, где столица, на самом деле, главное - где деньги лежат, а они лежат здесь, поэтому зачем нужно делать что-то в Питере? Так, разве что приехать туда отдохнуть на выходные... (улыбается) Там "дома пониже, и дым пожиже", как говорится. Это касается не только быта, а всей происходящей жизни, и культуры, в том числе. Москва сейчас - одна из самых крутых культурных столиц мира, я считаю. Далеко не в каждом европейском городе происходит столько же культурных событий, как сейчас в Москве.

- Ага, и выступают здесь, в основном, музыканты из других городов! Неужели рок-н-ролл в Москве кончился?

Федоров: Ну, в Москве их никогда и не было особо, по моему мнению.

- А как же Машина времени, Гарик, Ва-Банкъ и т.д.?

Федоров: Ну, я не считаю их чем-то выдающимся, если честно. Исключение, пожалуй, лишь Мамонов. Я не могу назвать ни одной московской группы, кроме Мамонова, которая бы представляла из себя что-то особенное. Машина была просто более раскрученной, но она была ни фига не сильнее других. В то время была масса офигительных групп - я уж всех и не вспомню, потому что они так никуда и не пробились, в итоге. Я помню, была такая куча хороших коллективов, со всего Союза тогдашнего, просто потрясающих на тот момент! Да, в принципе, и сейчас такая же ситуация - может, Москва просто такой город, не особо музыкальный?
В Москве был какой-то период кайфовый, когда было много мощных команд - тот же Николай Коперник, например, Звуки Му, Вежливый отказ. Они, собственно, и остались, Вежливый отказ до сих пор играют - кайфово! Но нет какого-то драйва, "отвяза" что ли... Как-то все более "припопсованно". Мне, например, не интересны ни Гарик Сукачев, ни Ва-Банкъ - это музыка, на мой взгляд, абсолютно банальная. Если уж говорить о Гарике, то Ленинград по сравнению с ним - просто на космической высоте. В принципе, то же самое, но люди играют совершенно на другом уровне, ментальном, я бы даже сказал. Я прекрасно помню Бригаду С - все равно это все было такое, смешное... Нет, тут все-таки другой именно ментальный уровень, в Москве. Тут есть какие-то более интеллектуальные вещи, те же Мамонов или Николай Коперник - такие, более эстетские. А такого, более конкретного, настоящего "животного" драйва - я ни одной команды вообще не слышал! Того, что называется собственно "рок-н-роллом", в Москве нет, и не было!

Гаркуша: А я вот думаю, что рок-н-ролл есть везде! Просто в Москве он более коммерциализированный (старательно выговаривает), хотя есть и настоящие андеграундные группы, как, например, Х.З.. Ну, а Петя Мамонов - это просто человек-андеграунд!

- Ну, с вашим отношением к московской рок-музыке теперь все понятно, но ведь АукцЫон стоит несколько обособленно и от всей питерской рок-тусовки?

Федоров: Ну, я не знаю. Я особо как-то и не стремлюсь становится с кем-то в ряд, ну, и, наверное, просто так вышло...

Гаркуша: Возможно, так происходит потому, что наша группа всегда отличалась своей непредсказуемостью какой-то, "дурацкостью"... например, сделать "финт" какой-нибудь, чтобы все ахнули! У нас все не так, как у людей! Многие к выступлениям или к выпуску альбома долго готовятся, определяют число презентации, собирают пресс-конференции... А тут что? Ну, дадим интервью - и никаких тебе пресс-конференций, как по правилам положено, ни "банкетов-фуршетов", кучи телекамер... Ну, бутылек принесли какой-то - и все! Потому что, по большому счету, группе АукцЫон это на фиг не нужно! Самое главное, что Ленька сочиняет, жив-здоров - вот и все!
Вот и сегодня все было совершенно спонтанно - участие Толи Герасимова, выступление Сережи Рогожина... Его появления здесь мы даже и не ожидали! Ты лучше с ним на эту тему поговори, а то нам бежать пора, машина ждет!

В итоге, опять же спонтанно, финал разговора у нас получился уже с Сергеем.

Рогожин: Я выступал с группой сегодня второй раз после большого 15-летнего перерыва, а первый раз это случилось в Питере в конце зимы на 20-летии АукцЫона в "Юбилейном". Там был большой концерт, и у меня был блок обширнее, чем сегодня, да и времени, конечно, было побольше на репетицию, потому что сегодняшний мой выход, на самом деле, абсолютная случайность - я сейчас оказался в Москве проездом из заграницы. А еще перед отъездом туда мне позвонили с "Нашего радио" и спрашивали об интервью. Ну, я сказал, что на обратной дороге буду в Москве какое-то время, потому что меня пригласили поучаствовать в "Фабрике звезд", и тогда меня можно будет как-то выловить. А они спросили, буду ли я 14-го еще в Москве и сообщили о предстоящем в этот день концерте АукцЫона. Тогда я попросил их связаться с группой, потому что у меня не было записной книжки с телефонами ребят, и передать им, что я с удовольствием приду и выступлю вместе с ними. Вот, собственно, и все!

- А не испытываете Вы ностальгии по старым "рок-н-ролльным" временам?

Рогожин: Да нет, мне хватает: прибежал, оторвался - и дальше! (улыбается)

- Вас очень мало слышно в последнее время. Чем вы заняты сейчас, поете по-прежнему?

Рогожин: Конечно, петь я не переставал, ни в коем случае! У меня довольно много гастролей, слава Богу - я пою и здесь, и за рубежом - мне хватает. Но политика тех людей, которые сейчас делают телевизионный эфир, видимо, не совпадает по формату с моим форматом... Я не понимаю, честно говоря! Впрочем, я и не рвусь особенно - куда приглашают, там я и появляюсь. Ну, а если меня игнорируют, то и я их игнорирую...

- Ну, не очень-то игнорируют - видите, на "Фабрику" даже пригласили... А это сейчас именно то, что наиболее заслуживает внимания, по мнению телевизионного начальства.

Рогожин: Привлекает внимание только то, на чем можно заработать деньги! Боюсь, что сейчас все подходят к любому проекту только с этой точки зрения, а все остальное не интересует никого! Если это проект, который приносит деньги, то его будут делать, а если не приносит, то никто этим не станет заниматься, вот и все!

- А разве Вы ушли из рок-н-ролла не по причине денег?

Рогожин: Абсолютно честно скажу, что нет! Дело в том, что рок-н-ролл - это не только музыкальный стиль, но и стиль жизни, а это не мой стиль - я другой человек! Я поиграл в это с большим удовольствием, мне было очень интересно, мы были вместе с АукцЫоном почти три года... Все замечательно, все чудесно, но не мое! Надо было посмотреть на себя в зеркало, посмотреть себе честно в глаза и ответить себе честно на этот вопрос - это не твой стиль, вот и все! Я певец, профессиональный певец, и могу петь в любом стиле - от джаза до песен фламандских кормилиц - все, что угодно! Самое главное, что это должно быть искренне. Я сейчас пою в разных стилях: как танцевальную музыку, так и романсы, и классику - у меня вот недавно в Питере был концерт с симфоническим оркестром из шестидесяти человек. Я профессиональный певец, я делаю то, что мне интересно на данный момент! Вот нравится что-то, я это и делаю, а не нравится - и не делаю... Может, поэтому я и неугоден сейчас на телевидении, потому что я не думаю, будет моя песня шлягером или не будет - я работаю в свое удовольствие!

С этими словами довольный собой и своим выступлением заслуженный артист России Сергей Рогожин побежал догонять своих бывших коллег, а мне лишь осталось пожалеть, что подобных профессионалов на нынешней сцене (как рок-, так и поп-) остается все меньше и меньше...

20.10.2004, А-лена (ЗВУКИ РУ)

Сайт: www.auktyon.ru

АУКЦЫОН

"Тоталитарный рэп - это аукцион, где тебя покупают, тебя продают", - изрек некогда Кинчев, явно намекая на своих товарищей по рок-клубу. Оджнако именно антитоталитарные разброд и шатание "аукцыонщиков" оказались одной из причин, не давшей закрыть АукцЫон раньше времени. Не хлопнуть молотком по столу с криком "Продано!".

Дата образования:

1 января 1978

Подробности из жизни:

Группа АукцЫон была и остается
уникальным явлением на российской
не-поп-сцене. И это не расплывчатый комплимент, а точное определение. Так уж в
силу разных причин (перечислять которые было бы долго да и, пожалуй, излишне)
случилось, что русские рок-группы доперестроечных годов рождения
выкристаллизовывались вокруг поющих поэтов - любящих, конечно, музыку и не
лишенных порой мелодического дара, но всё-таки в первую очередь именно поэтов.
Этим, как говорил Маяковский (тот еще был бы рокер, между прочим) и интересных.
Гребенщиков, Цой, Кинчев, Борзыкин, Чистяков, Ревякин, Летов, даже
Макаревич. Исключения были единичны и оказывались недолговечны:
эстетские Странные игры, писавшие песни на стихи Поля Элюара и
Козьмы Пруткова, (и где они сейчас, эти "игры"?), Наутилус
Помпилиус со злыми точными текстами Ильи Кормильцева и харизматичным
фронтменом Бутусовым. Покойный ныне Кормильцев, как известно, в 90-е
годы не
захотел жить прошлым и создал собственное радикальное…

Далее... →