АУКЦЫОН  Четверть века не опуская молоточек

"Тоталитарный рэп - это аукцион, где тебя покупают, тебя продают", - изрек некогда Кинчев, явно намекая на своих товарищей по рок-клубу. Оджнако именно антитоталитарные разброд и шатание "аукцыонщиков" оказались одной из причин, не давшей закрыть АукцЫон раньше времени. Не хлопнуть молотком по столу с криком "Продано!".

Группа АукцЫон была и остается уникальным явлением на российской не-поп-сцене. И это не расплывчатый комплимент, а точное определение. Так уж в силу разных причин (перечислять которые было бы долго да и, пожалуй, излишне) случилось, что русские рок-группы доперестроечных годов рождения выкристаллизовывались вокруг поющих поэтов - любящих, конечно, музыку и не лишенных порой мелодического дара, но всё-таки в первую очередь именно поэтов. Этим, как говорил Маяковский (тот еще был бы рокер, между прочим) и интересных. Гребенщиков, Цой, Кинчев, Борзыкин, Чистяков, Ревякин, Летов, даже Макаревич. Исключения были единичны и оказывались недолговечны: эстетские Странные игры, писавшие песни на стихи Поля Элюара и Козьмы Пруткова, (и где они сейчас, эти "игры"?), Наутилус Помпилиус со злыми точными текстами Ильи Кормильцева и харизматичным фронтменом Бутусовым. Покойный ныне Кормильцев, как известно, в 90-е годы не захотел жить прошлым и создал собственное радикальное издательство, а что стало с Бутусовым - лучше и не вспоминать...

"АукцЫон" оказался исключением из этих исключений. Композитор и, как сказали бы раньше, "худрук" группы Леонид "Заведующий всем" Фёдоров никогда не пытался самостоятельно "подложить" слова под лезущие ему в голову необычные, изломанные мелодии. А еще - как черт от ладана бежал от роли фронтмена.

В качестве автора текстов выступает в основном клавишник и трубач Дмитрий Озерский (сам он характеризует свою деятельность как работу либреттиста, а не поэта), на концертах обычно рта не раскрывающий, а внимание зала оттягивает на себя двухметровый плясун, крикун и говорун в белых носочках Олег Гаркуша (говорят, это его неидеальной грамотности "АукцЫон" обязан своей фирменной "Ы" в назывании). Мало того: в начале жизни группы на сцене метался еще один танцор и певун - фрик с балетной выучкой Владимир Веселкин. Сам же Фёдоров со своей гитарой всегда скромненько стоял в левом от зрителей углы сцены.

Рок-группа со столь застенчивым лидером, с двумя яркими шоуменами и сильными музыкантами-инструменталистами, производящая (вполне осознанно) впечатление случайно стусовавшихся бродячих циркачей, казалось, была обречена на яркий взлет и быстрый распад. Но "АукцЫон" благополучно существует в практически неизменном составе, дает концерты и собирает на них полные залы вот уже, страшно вымолвить, четверть века - с 1983 года.

Как это оказалось возможным? В первую очередь, наверно, надо "поблагодарить" знаменитую "Птицу". Альбом 1993 года оказался настолько хорошим, ярким, разнообразным и, главное, опережающим свое время, что группа могла спокойно (и к неизменному восторгу публики) играть эту программу много лет. По сути дела это был последний альбом "АукцЫона" как рок-группы. После него участники вместе и по отдельности пустились во все тяжкие довольно радикальных экспериментов. Записали два альбома с Алексеем Хвостенко: "Чайник Вина" (расцвечивая всеми цветами известные песни Хвоста) и чудного "Жильца вершин", на стихи Велимира Хлебникова. Выступили на сцене зала Чайковского в Рождественской мистерии вместе с "Академией старинной музыки" Татьяны Гринденко (Фёдоров был чудо как хорош в камзоле и брыжах). Саксофонист группы Николай Рубанов вместе с тубистом Михаилом Коловским выступал со своим СКА ("Союз коммерческого авангарда") и в составе "Сакс-мафии", Гаркуша выпустил книгу стихов и открыл клуб "Гаркундель", а Леонид Фёдоров наконец преодолел природную застенчивость и начал выступать сольно - просто с гитарой или с верным товарищем - контрабасистом Владимиром Волковым. С ним же на пару он начал записывать у себя на квартире ни в какие ворота не лезущие альбомы, о которых даже нечего пытаться рассказать в двух словах.

"Тоталитарный рэп - это аукцион, где тебя покупают, тебя продают", - изрек некогда Кинчев в одноименной песне, явно намекая на своих товарищей по рок-клубу. В язвительности ему не откажешь, но, похоже, как раз антитоталитарные разброд и шатание "аукцыонщиков" оказались второй причиной, не давшей закрыть "АукцЫон" раньше времени. Или, продолжая метафору, не хлопнуть молотком по столу с криком "Продано!".
Участники группы, держась за свой аукционный шест как за скрепляющий стержень, смогли себе позволить экспериментировать и никуда не спешить. И поэтому выпущенный в 2007 году (после 14-летнего перерыва! Такое себе позволяют разве что какие-нибудь рок-динозавры вроде The Who.) альбом "Девушки поют" оказался не просто шагом вперед, но еще и куда-то далеко вбок, за рамки собственно рока - что только подтвердило участие в альбоме, помимо упомянутого уже Владимира Волкова, зубров нью-йоркского фри-джаза. Тоже, кстати, неслыханный случай для русских неакадемических музыкантов, с которыми, хоть они и освоились в лондонских студиях, западным артистам с именами просто не о чем в музыкальном смысле разговаривать.

Так что теперь на концертах - точнее сказать, на концертных шоу "АукцЫона" - чумовой драйв (прошу прощения у пуристов, но по-другому не скажешь) и хрустальная прозрачность ранних песен группы перемежается почти что фриджазовыми загибами и сумрачностью недавних номеров. И уж наверняка в этот раз тоже прозвучит "Зимы не будет" - очень своевременное напоминание для концертов, намеченных на конец года. Как раз в духе "АукцЫона".

25.10.2008, Михаил ВИЗЕЛЬ (ЗВУКИ РУ)

АУКЦЫОН - свежие публикации:

Сайт: www.auktyon.ru

АУКЦЫОН

"Тоталитарный рэп - это аукцион, где тебя покупают, тебя продают", - изрек некогда Кинчев, явно намекая на своих товарищей по рок-клубу. Оджнако именно антитоталитарные разброд и шатание "аукцыонщиков" оказались одной из причин, не давшей закрыть АукцЫон раньше времени. Не хлопнуть молотком по столу с криком "Продано!".

Дата образования:

1 января 1978

Подробности из жизни:

Группа АукцЫон была и остается
уникальным явлением на российской
не-поп-сцене. И это не расплывчатый комплимент, а точное определение. Так уж в
силу разных причин (перечислять которые было бы долго да и, пожалуй, излишне)
случилось, что русские рок-группы доперестроечных годов рождения
выкристаллизовывались вокруг поющих поэтов - любящих, конечно, музыку и не
лишенных порой мелодического дара, но всё-таки в первую очередь именно поэтов.
Этим, как говорил Маяковский (тот еще был бы рокер, между прочим) и интересных.
Гребенщиков, Цой, Кинчев, Борзыкин, Чистяков, Ревякин, Летов, даже
Макаревич. Исключения были единичны и оказывались недолговечны:
эстетские Странные игры, писавшие песни на стихи Поля Элюара и
Козьмы Пруткова, (и где они сейчас, эти "игры"?), Наутилус
Помпилиус со злыми точными текстами Ильи Кормильцева и харизматичным
фронтменом Бутусовым. Покойный ныне Кормильцев, как известно, в 90-е
годы не
захотел жить прошлым и создал собственное радикальное…

Далее... →